СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Конституция РФ 1993 г. (ст. 24), провозглашая светский характер российского государства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
- наличие вероисповедания;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения в соответствии с частью 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Принцип светскости также включает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает недопустимость воздействия органов публичной власти на дела религиозных объединений, а также отсутствие у последних какихлибо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.). Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Противоположностью С.г. является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).
В мире имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).
В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ - С.г. Религиозные объединения отделены от государства, и ни одна религия не пользуется никакими преимуществами. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально. Это означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения функции органов государственной власти, других государственных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и других льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. Религиозные объединения в РФ действуют на основе собственных правил при условии соблюдения ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Источник: Энциклопедия юриста
государство, свободное от какого-либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни. В такого рода государствах (например Россия, США, Франция) обычно существует запрет на установление какой-либо официальной или господствующей религии, и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным, что подкрепляется принципом равенства всех религий; религиозные догмы и каноны не признаются в качестве источников права. С.г. должно быть нейтрально по отношению к религии, в нем признается свобода религии и атеизма. Основным принципом и главной гарантией С.г. является законодательное закрепление правового режима отделения церкви (религиозных организаций) от государства. Это означает, что государство не вмешивается в каноническую деятельность религиозных организаций и не возлагает на них выполнение каких- либо государственных функций. В то же время оно принимает на себя обязанность по охране законной деятельности религиозных организаций и прав верующих и осуществляет контроль как за соблюдением ими законодательства о свободе совести, так и национального законодательства вообще. Религиозные организации, со своей стороны, не вмешиваются в сферу деятельности государства и его органов, в его политическую жизнь — не создают политических партий и не участвуют в их деятельности, а также в выборах органов государственной власти, не выдвигают кандидатов в депутаты, не финансируют выборы и т.д. Отдельные же члены религиозных организаций имеют полное право на участие в политической жизни (участие в выборах, членство в политических партиях и т.п.) наравне с остальными гражданами. В С.г. правовое положение граждан не зависит от их отношения к религии и приверженности тому или иному вероисповеданию. Необходимое условие С.г. — отделение школы от церкви, или светское образование. Религиозное обучение и религиозное воспитание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается, кроме как в факультативном порядке. Конституция РФ 1993 впервые в истории российского законодательства провозгласила, что Россия является С.г. При этом в статье указано, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В этой же статье закрепляется принцип отделения религиозных объединений от государства и равенства их перед законом. Содержание этих положений подробно раскрывается в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997, который служит правовым механизмом реализации указанных конституционных норм. Закон определяет общие принципы взаимоотношений российского государства и церкви (религиозных объединений), гарантии права на свободу совести и вероисповедания, правовой статус религиозных объединений и т.д. СВ. Фомина
Источник: Юридическая энциклопедия