СВОБОДА СУДОХОДСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СВОБОДА СУДОХОДСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ
одна из общепризнанных свобод открытого моря. Каждое государство независимо оттого, является ли оно прибрежным или не располагающим выходом к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Этот принцип применим не только к торговому судоходству, но и к военному мореплаванию, которое является правомерным видом использования открытого моря постольку, поскольку военный корабль воздерживается от угрозы силой или ее применения в соответствии с Уставом ООН. Военный корабль не вправе подвергать досмотру в открытом море иностранное судно, за исключением случаев, когда имеются разумные основания подозревать, что судно занимается пиратством, работорговлей или несанкционированным вещанием, не имеет национальности или имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на таком судне и поднят иностранный флаг. Практические вопросы судоходства, осуществляемого в соответствии с принципом свободы открытого моря, регулируются многочисленными международными соглашениями, в которых определяется правовой статус судов, решаются вопросы оказания помощи и спасания на море, обеспечения безопасности судов, предотвращения загрязнения морской среды, определения ущерба и его возмещения при аварии на море, использования международных морских путей и т.п. В целях обеспечения свободы судоходства международное право запрещает устанавливать в открытом море искусственные острова, установки и сооружения, если они могут создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное знамение для международного судоходства. В качестве противоправных акций следует рассматривать проведение военно-морских маневров или испытания оружия в районах прохождения важнейших международных морских коммуникаций,, а т.ж. осуществление облетов судов иностранными самолетами.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

СВОБОДА СУДОХОДСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ
принцип свободы, лежащий в основе принципа свободы открытого моря, предполагает право каждого государства на то, чтобы суда (включая военные корабли) под его флагом на равных условиях с судами других государств плавали в открытом море. Данное право, закрепленное положениями Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., подразумевает, что в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага; государство флага судна осуществляет контроль и другие властные правомочия в отношении капитана и членов экипажа, ведет реестр судов, принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует расследование морских аварий и навигационных инцидентов, возбуждает уголовное или дисциплинарное производство в отношении соответствующих должностных лиц, подозреваемых в нарушении правил судоходства, техники безопасности, причинении ущерба людям, материальным ценностям, окружающей среде, источникам питания, питьевой воды и др. С.с. в о.м. осуществляется не бесконтрольно и не без ряда необходимых ограничений, установленных многочисленными международными договорами регионального либо универсального масштаба, которыми определяется юридический статус торговых судов и военных кораблей, регулируются вопросы оказания помощи и спасания на море, устанавливаются минимальные нормы, стандарты и правила обеспечения безопасности, вводятся методики выявления и исчисления причиненного на море ущерба, а также способы и процедуры его возмещения. Предусматривается ряд изъятий из принципа С.с. в о.м.: в частности, установлено право военных кораблей любой национальности подвергать осмотру иностранное судно, если имеются разумные основания подозревать последнее в занятии пиратством, работорговлей, незаконным радиовещанием, незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами, военной контрабандой либо есть сомнения в том, что судно в действительности имеет ту же национальность, что и поднятый на нем флаг, или оно отказывается поднять свой флаг, может быть остановлено судно, подозреваемое в разрыве или повреждении подводного телеграфного кабеля или трубопровода. С другой стороны, в целях обеспечения С.с. в о.м. международным правом запрещено возведение на признанных мировых морских коммуникациях искусственных островов, установок и сооружений, если таковые могут создать помехи мореплаванию. Для предотвращения инцидентов в открытом море государствами заключаются двусторонние договоры, предписывающие военным кораблям государств-участников избегать создания опасных в навигационном отношении ситуаций: в 1988 г. заключена Конвенция ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама