Тайна частной (личной) жизни

Найдено 1 определение
Тайна частной (личной) жизни
предоставленная человеку и гарантированная государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного характера.
Конституция РФ 1993 г. определила неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина РФ (ст. 23). Это означает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни не допускается без согласия гражданина. Персональные данные, согласно Указу Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г. № 188, отнесены к конфиденциальной информации.
Т.ч.ж. означает запрет для государства, его органов, должностных лиц и других граждан вмешиваться в личную жизнь граждан, наличие правовых механизмов и гарантий защиты своей чести и достоинства от посягательств. К Т.ч.ж. относится тайна почтово-телеграфной корреспонденции. Субъектом права на неприкосновенность частной жизни является любой человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Это право может быть на законных основаниях ограничено в отношении лиц, задержанных, арестованных и лишенных свободы, страдающих тяжелыми инфекционными болезнями, и некоторых других категорий граждан. Необходимость разглашения Т.ч.ж. может возникнуть в случае объявления военного или чрезвычайного положения, защиты здоровья граждан, в целях борьбы с преступностью.
Т.ч.ж. охраняется законом: установлена уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя, разглашение данных предварительного следствия и дознания, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан, нарушение неприкосновенности жилища — незаконный обыск, незаконное выселение. Разглашение сведений, составляющих Т.ч.ж., наказуемо в административном или дисциплинарном порядке.
Государственным служащим в силу профессиональных обязанностей приходится работать с данными, касающимися частной жизни граждан. Поэтому среди обязанностей государственного служащего выделяется обязанность не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Соблюдая Т.ч.ж., государственным служащим необходимо выполнять ряд требований к процессам сбора, хранения и использования персональных данных. Персональные данные могут быть получены непосредственного от граждан, к которым они относятся, по согласию гражданина — из других источников, без согласия гражданина — в целях борьбы с преступностью, для защиты здоровья гражданина и в чрезвычайных ситуациях.
Собирание конфиденциальной информации самими органами предусматривается, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом «О милиции», ФЗ 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», «Об оперативно-розыскной деятельности». Проведение мероприятий по сбору конфиденциальной информации возможно лишь при наличии предусмотренных законом оснований и условий и не должно выходить за пределы конкретных потребностей.
Отдельные нормативные акты дают гражданам возможность знакомиться с информацией о себе. Так, например, если лицо располагает сведениями о фактах проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий, но виновность в совершении преступления не доказана, т. е. в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или состава преступления, то он имеет право истребовать от органа, осуществляющего эту деятельность, сведения о полученной информации. Это право может быть ограничено только в целях конспирации, а также для сохранения государственной тайны (так, например, при ознакомлении с оперативными данными не разглашаются сведения о конфиденциальных источниках информации, методах проведения разведывательных операций и т. д.).
В качестве еще одного примера можно привести нормы уголовно-процессуального законодательства. Так, Уголовно-процессуальный кодекс обязывает при окончании следствия знакомить обвиняемого с материалами, собранными по уголовному делу. Обвиняемый вправе делать выписки из материалов дела, а время ознакомления не может быть ограничено, кроме как по мотивированному постановлению следователя, в случае, если обвиняемый сознательно затягивает ознакомление.
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, признается уголовным преступлением.
В США Закон «О личной тайне» был принят 31.12.1974 г. Существует много рекомендаций Комитета министров Совета Европы по отдельным вопросам сбора, использования и передачи персональных данных. В Российской Федерации также принят ФЗ «О персональных данных».
И. Н. Барциц
Список литературы
Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ.
Указ Президента РФ «Перечень сведений отнесенных к государственной тайне» от 23.09.2005 г. № 1111.
Красавчикова Л. О. Личная жизнь граждан под охраной закона. — М.: Юридическая литература, 1983.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия