политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственный органами. Идея о разделении властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII в. Шарлем Монтескье. Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. В современную эпоху принцип разделения властей является одной из основ конституционализма.
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
обосновывает то, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц.
Значительное развитие Т.р.в. получила в средние века. Особо выделяются соответствующие выводы английского философа–материалиста Дж. Локка (1632–1704) и французского философа–просветителя Ш. Монтескье (1689–1755).
Идеи Т.р.в. оказали большое воздействие на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. Наиболее последовательно принцип разделения властей был воплощен в Конституции США 1787 г.
Обоснования необходимости реализации Т.р.в. содержатся в работах отечественных дореволюционных деятелей М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, Б.Н. Чичерина и др.
В Конституции РФ 1993 г. принцип разделения властей закреплен в качестве основы конституционного строя. В ст. 10 утверждается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Значительное развитие Т.р.в. получила в средние века. Особо выделяются соответствующие выводы английского философа–материалиста Дж. Локка (1632–1704) и французского философа–просветителя Ш. Монтескье (1689–1755).
Идеи Т.р.в. оказали большое воздействие на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. Наиболее последовательно принцип разделения властей был воплощен в Конституции США 1787 г.
Обоснования необходимости реализации Т.р.в. содержатся в работах отечественных дореволюционных деятелей М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, Б.Н. Чичерина и др.
В Конституции РФ 1993 г. принцип разделения властей закреплен в качестве основы конституционного строя. В ст. 10 утверждается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению