ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1]

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

Территориальное общественное самоуправление
это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории поселения для самостоятельной и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением.

Источник: Большой юридический словарь

Территориальное общественное самоуправление
это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением. Приоритетными формами ТОС являются собрания и конференции граждан, в которых участвуют лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Субъект территориального общественного самоуправления может иметь статус юридического лица.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Территориальное общественное самоуправление

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ, ст.27

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы Т. о. с., согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. В соответствии с уставом муниципального образования органы Т. о. с. могут являться юридическими лицами.
Наиболее типичные органы Т. о. с. - комитеты (советы) Т. о. с. в микрорайонах городов, уличные, квартальные, домовые, а также сельские комитеты в деревнях и селах, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Территориальное общественное самоуправление
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории аила (села), поселка, города для самостоятельного решения и осуществления под свою ответственность собственных инициатив в вопросах местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в форме советов и комитетов микрорайонов, жилищных комплексов, домовых, уличных, квартальных комитетов, жамаатов (общин) и других формах, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики. Границы территории общественного самоуправления устанавливаются соответствующими местными кенешами с учетом предложений жителей. Различные формы территориального общественного самоуправления приобретают свой статус с момента их учетной регистрации в местном кенеше. Территориальное общественное самоуправление также вправе приобретать статус юридического лица в установленном законодательством порядке. Все формы территориального общественного самоуправления в своей деятельности подотчетны собраниям граждан, их избравшим, и зарегистрировавшему их местному кенешу.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы. Органы Т.о.с. населения (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и т.п.) создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Они характеризуются территориальным признаком организации и деятельности, представительным характером, общественной формой и самоуправленческой природой. От общественных объединений Т.о.с. отличаются тем, что они действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта, объединяют население не на основе членства, связанного определенными условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов и т.п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Компетенция органов Т.о.с. населения определяется положением (уставом) об этих органах. Решения органов Т.о.с., принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления. В ряде субъектов РФ (к примеру, в Москве) типовой устав Т.о.с. является законодательным актом, принимается с учетом предложений граждан и органов Т.о.с.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. (ред. от 29 декабря 2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется т. о.с., устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Т. о.с. осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов т. о.с.
Т. о.с. может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Органы т. о.с. избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Т. о.с. считается учрежденным с момента регистрации устава т. о.с. уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Т. о.с. в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационноправовой форме некоммерческой организации.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих т. о.с., относятся: 1) установление структуры органов т. о.с.; 2) принятие устава т. о.с., внесение в него изменений и дополнений; 3) избрание органов т. о.с.; 4) определение основных направлений деятельности т. о.с.; 5) утверждение сметы доходов и расходов т. о.с. и отчета о ее исполнении; 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов т. о.с..
Органы т. о.с.: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социальнобытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами т. о.с. и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995). Порядок организации и осуществления Т.о.с. определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального образования органам Т.о.с. предоставляется статус юридического лица. Это видовое понятие, объединяющее различные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (советы, комитеты, кондоминиумы). Их следует отличать от общественных организаций, общественных объединений граждан, деятельность которых регулируется Законом «Об общественных организациях, общественных объединениях граждан» 1995. Органы Т.о.с. формируются (избираются) на собраниях, сходах, конференциях граждан по территориальной принадлежности. Именно принадлежность к конкретной территории (части территории муниципального образования) и связанные с этим проблемы и объединяют граждан в эти организации. Т.о.с. появилось во второй половине 80-х гг. и нашло свое правовое регулирование в Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» 1990. Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» 1991 целую главу посвящал Т.о.с. С принятием Конституции РФ 1993 разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, регулирование вопросов статуса органов Т.о.с. отнесено к предметам ведения субъектов Федерации, т.к. лежит вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституции (Уставы) субъектов Федерации, как правило, содержат в главах, посвященных местному самоуправлению, положения, регулирующие Т.о.с. Так, Устав (Основной закон) Тюменской области 1995 устанавливает, что Т.о.с. осуществляется гражданами посредством территориальных общин, собраний (сходов, конференций), а также органов общественного самоуправления (Советов, комитетов, микрорайонов, жилищных комплексов, сельских поселений и т.п.) на основе Положений об организации территориального общественного самоуправления, принимаемых представительными органами местного самоуправления. В уставах городов и других муниципальных образований, как правило, устанавливается система Т.о.с. и финансовая основа их деятельности. В некоторых уставах регулируется вопрос о порядке регистрации органов Т.о.с. органами местного самоуправления, их администрациями. Многие уставы муниципальных образований устанавливают основы взаимодействия органов Т.о.с. с органами местного самоуправления. Так, органы Т.о.с. получают от органов местного самоуправления в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении и конкретными договорами часть исполнительно-распорядительных функций и часть средств из бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, переданных органами местного самоуправления, и целевых программ. Компетенция Т.о.с. подразделяется как бы на две части. Во-первых, если они являются юридическими лицами, то они обладают рядом прав, которые не зависят от органов местного самоуправления. Так, они вправе учреждать предприятия, кооперативы, использовать прибыль, полученную от их деятельности, по своему усмотрению, распоряжаться средствами от добровольных пожертвований граждан, заключать договоры, защищать свои интересы в судебном порядке и другие права, вытекающие из статуса юридического лица и составляющие исключительную компетенцию органов Т.о.с. как юридического лица. Во-вторых, органы Т.о.с. обладают полномочиями, вытекающими из их статуса первичной территориальной ячейки управления: оказание услуг населению (ремонт квартир, систем водоснабжения, отопления, газовых коммуникаций); деятельность по развитию соцкультбыта (ремонт имеющихся и строительство новых объектов соцкультбыта, садов, спортивных, детских площадок и т.п.); оказание помощи малоимущим, престарелым, нетрудоспособным. Правовая база деятельности органов Т.о.с. создает перспективы расширения данной формы участия населения в самоуправлении. Л А. Ревенко

Источник: Юридическая энциклопедия

Территориальное общественное самоуправление
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1)установление структуры органов территориального общественного
самоуправления;
2)принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3)избрание органов территориального общественного самоуправления;
4)определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5)утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6)рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1)территория, на которой оно
осуществляется;
2)цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3)порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4)порядок принятия решений;
5)порядок приобретения имущества, а также пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми
средствами;
6)порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования. Например, решением Совета депутатов г. Электросталь Московской области от 26.06.2003 г. № 104/19 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении. Постановлением главы Шатурского района Московской области от 03.09.1997 г. № 1043 утверждено Положение о поселковых и сельских территориальных органах управления (главах поселковых и сельских администраций) Шатурского районного муниципального образования. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в г. Москве имел определенные особенности. Он был установлен Законом г. Москвы «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» от 10.07.1996 г. № 26–77.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. В. И. Шкатулла. — М., 2006.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
64.95 кб

Территориальное общественное самоуправление

Корнилович В. А.
Читать PDF
329.79 кб

Территориальное общественное самоуправление в Перми

Бурылова Любовь Алексеевна, Аверьянова Ольга Эдуардовна
Территориальное общественное самоуправление – это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Читать PDF
388.25 кб

Генезис территориального общественного самоуправления в России

Тулохонов О.С.
Статья посвящена основным этапам становления и формирования системы территориального общественного самоуправления в России.
Читать PDF
340.26 кб

Факторы интеграции территориального общественного самоуправления

Гайдуков Р. И.
В статье на основе данных социологического исследования характеризуются факторы интеграции территориального общественного самоуправления с систему управления муниципальными образованиями.
Читать PDF
117.88 кб

К вопросу о понятии «Территориальное общественное самоуправление»

Марков Петр Николаевич
Статья посвящена анализу понятия территориальное общественное, которое предлагается в законодательных актах современной России, в работах ряда исследователей юристов.
Читать PDF
115.02 кб

Определение территориального общественного самоуправления в России

Марков Петр Николаевич
Статья посвящена анализу понятия «территориальное общественное самоуправление», которое предлагается в законодательных актах современной России, в работах ряда исследователей юристов.
Читать PDF
331.59 кб

Право на объединение в территориальном общественном самоуправлении

Раздъяконова Е. В.
В статье представлены некоторые подходы к определению права на объединение и различные аспекты реализации данного права, критерии отличия его от смежных конституционных прав.
Читать PDF
520.97 кб

Кадровое обеспечение территориального общественного самоуправления

Астахов Юрий Викторович
В представленной статье рассматриваются некоторые аспекты кадрового обеспечения территориального общественного самоуправления.
Читать PDF
175.32 кб

Развитие территориального общественного самоуправления: орловский опыт

Букалова Светлана Владимировна
В статье рассматривается территориальное общественное самоуправление (ТОС) как институт социального партнерства муниципальной власти и организованных жителей.
Читать PDF
223.25 кб

Особенности моделей территориального общественного самоуправления России

Чернова Марина Александровна
В данной статье на основе изучения нормативно-правовых актов и сайта Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС»,освещается классификация территориального общественного самоуправления, характерная только для
Читать PDF
247.74 кб

Организационно-правовая форма территориальных общественных самоуправлений

Худолей Константин Михайлович, Худолей Дмитрий Михайлович
Исследуется организационно-правовая форма территориальных общественных самоуправлений, предусмотренная в современном гражданском законодательстве.
Читать PDF
151.39 кб

Система территориального общественного самоуправления в европейских странах

Марков Петр Николаевич
В статье предложен анализ трех вариантов территориального общественного самоуправления в европейских странах: английский, немецкий, польский.
Читать PDF
97.49 кб

Методы регулирования развития территориального общественного самоуправления

Тулохонов Олег Сергеевич, Протасов Алексей Евгеньевич
В статье раскрывается сущность территориального общественного самоуправления, через правовое определение.
Читать PDF
160.04 кб

Территориальное общественное самоуправление как форма общественного участия

Мерсиянова Ирина Владимировна
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) представляет собой комплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность
Читать PDF
277.41 кб

Перспективы развития территориального общественного самоуправления в городах

Сергеева Зоя Николаевна
В статье проводится анализ деятельности территориального общественного самоуправления на примере деятельности самоорганизации граждан в городе Новосибирске.

Похожие термины: