Томазий Христиан

Найдено 1 определение
Томазий Христиан
(1655 – 1728 гг.) – немецкий мыслитель, сторонник освобождения юриспруденции от опеки богословия. Он был глубоко верующим человеком и полагал, что, в конечном счёте всем в мире повелевает Бог. Вместе с тем он считал, что квинтэссенцию дарованного Богом естественного права составляет максима: поступай согласно гуманным требованиям человеческого общежития, воздерживайся от дурных, противоречащих им поступков – и это будет предпосылкой для реализации изначально присущего человеку стремления к счастью. По Тамазию, эта максима коренилась в самой природе человека, что придавало естественному праву характер свода заповедей морали. По существу, не понадобился Бог и для сотворения государства. Оно возникло из договора в результате того, что на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни, появились различные препоны. Устранить их и было призвано государство. Томазий проводит различие между правом и моралью. Неразумие порождает беспрерывные столкновения между людьми, стремящимися к счастью. Эти коллизии нарушают внешний и внутренний мир человека. Предотвратить их можно двумя средствами: советом (он исходит от учителя) и приказанием (его даёт государь). Совет убеждает, приказание принуждает.
Специфический признак нормы права (акта государственной власти), отличающий эту норму от всех других правил, Томазий видит именно в её принудительности, в возможности навязывания права физической силой. Не только способы осуществления, но и цели у нравственности и права разные. Первая обращена к отдельному человеку и воздействует на внутренний мир индивида; второе оберегает внешний мир и регулирует отношения между многими людьми. Томазий мораль ставит выше права: «Не может быть хорошим политиком (Politicus) тот, кто не является на деле настоящей нравственной личностью (Ethicus)». В конкретно-исторических условиях тогдашней Германии подобные афоризмы звучали достаточно дерзко и либерально. Однако политические позиции Томазия не были последовательно демократическими. С издёвкой называет он князей «земными богами» и в тоже самое время превозносит монархию, объявляя её наилучшей формой государства. Вслед за Пуфендорфом он отметает посягательства церкви и государства на духовную свободу личности, горячо протестует против судебного преследования инаковерующих и инакомыслящих. Наряду с этим он же в угоду светским и духовным феодалам рекомендует высылать еретиков за пределы государства. Рассматривая нормы права прежде всего как адресованные государем своим подданным обязательные для исполнения приказы, Томазий одновременно говорит и о согласии народа как о необходимой предпосылке самой княжеской власти и о праве народа бороться против допускаемых ею очевидных несправедливостей. В отдалённейшей перспективе столетий предвидел Томазий истинную человеческую общность, в которой без всяких помех воцарится полное счастье. Отмена частной собственности, подготовленная бесконечным моральным совершенствованием людей, распахнёт, как казалось Томазию, двери в идеальный строй.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
256.10 кб

Христиан Томазиус как представитель школы «Чистого естественного права»

Волков Сергей Юрьевич, Федюшкина Арина Игоревна
В статье представлен краткий анализ правовой доктрины знаменитого немецкого мыслителя Христиана Томазиуса.
Читать PDF
391.83 кб

Христиан Томазиус: новации юридического образования в Германии (конец XVII начало XVIII вв. )

Федюшкина А. И.
Освещаются проблемы формирования стандартов юридического образования в кризисные периоды развития общества и государства на примере Германии конца XVII начала XVIII вв.