ТОРИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТОРИ
англ. Tory) Партия в Англии (XVII-XIX вв.), представлявшая интересы землевладельцев; на ее основе создана современная партия консерваторов.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

ТОРА
Закон Моисея) — общее название для первых пяти книг Ветхого Завета. Первое употребление слова «закон» (греч. номос) в этом смысле встречается в предисловии книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и только в начале нашей эры название Т. (Закон) делается общепринятым. Т. состоит из пяти книг, поэтому другое ее название — Пятикнижие Моисея либо Закон Моисея — т.е. установления пророка, законодателя и участника составления богооткровенных книг. Слово и понятие «закон» употребляется как некая мононорма (единосущное правило, требование). В античных и некоторых современных обществах сводные наименования сборников законодательных установлений обычно передаются словами «кодекс» или «конституция » — Кодекс Юстиниана, Кодекс Наполеона, которые легко заменимы на «закон» или «свод законов» правителя. Пять книг Моисея имеют следующую структуру: 1-я книга (Книга бытия) содержит сведения о происхождении мира и рода человеческого, а также историю предков народа Израиля; 2-я книга (Исход) повествует об уходе евреев из Египта, о странствиях по пустыне и о заключении ими Договора (Союза) с Богом Яхве на горе Хорив, где были сообщены божьи заповеди пророку Моисею. Иногда для краткости книга именуется Книгой Договора; 3-я книга (Левит) содержит собрание общеобязательных норм для священнослужителей из колена Лсвиина. Краткое название книги — Кодекс святости; 4-я книга (Числа) начинается с описания переписи народа, затем приведены дополнительные сведения о его странствиях по пустыне, приводятся правила и нормы законодательного характера; 5-я книга (Второзаконие) воспроизводит в более пространном изложении закон, данный на священной горе в Синайской пустыне. Пророк Моисей, почитаемый как самый выдающийся в истории евреев человек, как создатель всех установлений для справедливой судебной деятельности и отправления культа, жил в 12 в. до н.э., однако его пятикнижие было канонизировано в 6—5 вв. в правление царя Осии. Правовые начала и нормы в Пятикнижии имеют, согласно богословским толкованиям, тот вид и форму, которую им придал сам Бог и сообщил затем особо доверенному лицу (избраннику своему). В Т. эти начала изложены в Книге Договора, Кодексе Святости, Втор, 12—26 и Десяти заповедях. В беседе на священной горе Бог еще раз подтверждает Моисею обещание, данное Аврааму — «...потомству твоему даю землю сию от реки Египетской до великой реки Евфрата». Взамен Яхве требует исполнения своих заповедей. Моисей поначалу запечатлевает эти заповеди на каменных досках (скрижалях). Всего заповедей 10, из которых первые 4 учат и требуют от людей должного отношения к Богу, к его почитанию и его наставлениям на сей счет. Заповеди эти следующие: «не сотвори себе кумира», «не произноси имени господа, Бога твоего, напрасно», «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим», «помни день субботний, чтобы святить его» («шесть дней работай, а седьмой день, суббота, отдай Господу, Богу твоему — не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни раб твой, ни скот твой, ни пришлец (гость)». Шесть остальных заповедей посвящены тому, как относиться по-доброму к людям и не обижать их, не причинять им вреда. Они употребляются в таких формулировках: «почитай отца твоего и мать твою (чтобы было тебе хорошо), чтобы продлились дни твои», «не убей (не убий)», «не прелюбодействуй», «не укради», «не произноси ложного свидетельства против ближнего твоего», «не пожелай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Другие правовые начала — принцип равновозмезд- ности, известный больше как принцип равного возмездия за причиненный вред — «око за око»; принцип равенства перед законоустановлением Божьим (принцип равнозакония) — «Закон один и одни права, говорит законодатель, да будет для вас и для пришельца, живущего у вас». При вынесении уголовного наказания существенны такие принципы — принцип личной ответственности («сын за отца не отвечает») — «отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов: каждый должен быть наказываемым смертью за свое преступление ». За убийство полагалась смертная казнь. В этом случае не спасали стены храма Яхве в качестве убежища. Смерть полагалась также за удар отца или матери, даже за злословие на отца и мать. Смерти предавались ворожеи, скотоложники, намеренный убийца ближнего или неосторожный убийца беременной женщины. В судебном решении о наказаниях смертной казнью действовал принцип «один свидетель не свидетель». Для справедливого и законного судебного разбирательства наиболее существенны следующие заповеди: «Не внимай пустому слуху... Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его... Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я (Господь) не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». Из всего Пятикнижия более всего употребительны 10 заповедей (Декалог Моисея, Десятисловие) — самый краткий и самый известный в истории кодекс правил, представляющих собой переплетение моральных и юридических правил и принципов при несомненно более широком нормативно-связующем пространстве действия требований морального назначения. В заповедях Иисуса Христа, вошедших в Новый Завет, 10 заповедей сведены к двум — заповеди любви к Богу и любви ближнего своего. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Лит.: Пятикнижие Моисеево / Пер. введения и комментарий И.Ш. Шифмана. М., 1991; Антология мировой правовой мысли. Т. 1. Античность и восточные цивилизации. М., 1999. В.Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
198.44 кб

2014.04.015. ТОРИ К. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗ

Якимова Е.В.