Трансфертное ценообразование определено разделом V.1 Налогового кодекса РФ, который регулирует вопросы, связанные с ценообразованием для целей налогообложения и осуществлением налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Несмотря на то что в действующем законодательстве РФ о налогах и сборах термины "трансфертная цена", "трансфертное ценообразование" не используются, в правоприменительной практике указанные термины применяются постоянно, при этом в большинстве случаев в качестве элемента схемы минимизации уплачиваемых налогов [2].
Понимание трансфертных цен в самом широком смысле - это любые "необычные", "подозрительные" цены, в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки [5].
Трансфертные цены в узком смысле понимаются как цены, применяемые компаниями (в первую очередь, но не исключительно холдингами) при сделках между ее подразделениями, филиалами, подконтрольными фирмами, т.е. внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами [5].
На сайте ФНС РФ г. Москвы приведено следующее определение: трансфертная цена - это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Деятельность по установлению цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов [4].
Таким образом, трансфертное ценообразование - это модель образования цены на товары или услуги между взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, правилам с целью снижения налоговой нагрузки.
Российские правила трансфертного ценообразования применяются к контролируемым сделкам. Контролируемыми сделками признаются все сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ.
Содержание понятий "контролируемая сделка" и "взаимозависимые лица" рассмотрено в соответствующих терминах.
Правила трансфертного ценообразования требуют, чтобы цены, применяемые в контролируемых сделках, соответствовали уровню цен, применяемых независимыми лицами на рынке в отношении сопоставимых сделок.
Для выявления сопоставимых сделок и определения уровня рыночных цен следует проводить так называемый функциональный анализ и применять определенные методы трансфертного ценообразования (ст. 105.7 НК РФ):
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли.
Пунктом 3 ст. 105.7 НК РФ устанавливается приоритет метода сопоставимых рыночных цен по сравнению с другими методами.
Метод распределения прибыли используется лишь при невозможности применения других методов либо при наличии в собственности сторон сделки нематериальных активов, оказывающих существенное влияние на уровень рентабельности (п. 4 ст. 105.13 НК РФ).
В отношении 4-х оставшихся методов будет действовать принцип "лучшего метода", т.е. должен использоваться тот метод, который позволяет получить наиболее надежный результат. При этом допускается использование комбинации двух и более методов (п. 2 ст. 105.7 НК РФ) [5].
Статья 105.17 НК РФ предоставляет налоговым органам право проводить специальные проверки трансфертного ценообразования в целях контроля за надлежащей уплатой налогов. Как правило, срок проведения таких проверок не может превышать шести месяцев, однако в исключительных случаях налоговые органы вправе продлить его до 12 месяцев (п. 4 ст. 105.17).
Хотя налогоплательщики обязаны вести документацию и составлять отчетность, бремя доказывания лежит на налоговых органах, и именно налоговые органы обязаны доказать, что применяемая цена не соответствует рыночной [7].
Базовые принципы и правила, закрепленные в указанном разделе Налогового кодекса РФ, заимствованы из международного права, регулирующего вопросы трансфертного ценообразования, в частности Руководства ОЭСР "О трансфертном ценообразовании для транснациональных компаний и налоговых органов" (1995 г.). Эти рекомендации основаны на американских правовых нормах, так как именно США являются родоначальником трансфертного образования. В основе рекомендаций лежит принцип "вытянутой руки". Суть его в том, что взаимозависимые лица "идут рука об руку", в то время как участники рынка являются независимыми партнерами по отношению друг к другу, т.е. находятся на расстоянии вытянутой руки [6, с. 26].
Иными словами, принцип "вытянутой руки" означает, что в налоговых целях условия внутрифирменной сделки определяются на базе аналогичных операций в аналогичных условиях. В соответствии с Руководством ОЭСР применение принципа имеет две цели: сохранение надлежащей налогооблагаемой базы в рамках заинтересованных налоговых юрисдикций и устранение двойного налогообложения доходов. С точки зрения экономического смысла обоснование применения принципа "вытянутой руки" заключается в том, что принцип "вытянутой руки" обеспечивает равенство правил взимания налогов для международных групп и в широком смысле независимых предприятий. Поскольку принцип "вытянутой руки" ставит связанные и независимые предприятия на более равное в налоговых целях основание, удается избегать создания налоговых преимуществ или препятствий, которые иначе исказили бы относительные конкурентные позиции одного из этих типов юридических лиц [1, с. 41].
При оценке причин применения холдингами трансфертной цены контролирующие органы исходят из того, что варьирование контрактной ценой в таких сделках позволяет перераспределять общую прибыль в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции. В силу перечисленных причин трансфертные цены являются объектом пристального контроля фискальных органов большинства развитых стран [3].
Список литературы:
1. Орлова А.А. Международный опыт регулирования трансфертного ценообразования в контексте борьбы с уклонением от налогообложения // Налоги и финансы. 2011. N 4. С. 38 - 44.
2. Григорьева С.А., Степанов А.Г. Трансфертная цена и трансфертное ценообразование - что это такое? // http://www.calangium.com/information/statiy/transfertnoe-cenoobrazovanie/.
3. Трансфертное ценообразование и минимизация налоговых рисков // http://www.pnalog.ru/material/transfertnoe-cenoobrazovanie-nalogovye-riski.
4. Сайт ФНС РФ // http://www.nalog.ru/rn77/taxation/transfer_pricing/.
5. Кафтанников А.А. Трансфертное ценообразование: комментарий изменений Налогового кодекса РФ // СПС "КонсультантПлюс".
6. Леонтьев В.Е. Трансфертное ценообразование в современной России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. N 6. С. 24 - 29.
7. Область применения (контролируемые сделки) // http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/437121.html.
Трансфертное ценообразование
Трансфертное ценообразование
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.