Учет – первичная форма систематизации правовых актов, проводимая с целью получения достоверной информации об изданных правовых актах, состоящая в регистрации или их группировке в предметные блоки. Учет представляет сбор действующих правовых актов для обработки и расположения по определѐнной схеме с целью их эффективного хранения и быстрого поиска государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Учѐт может осуществляться по следующим критериям: 1) вид правового акта; 2) орган, издавший правовой акт; 3) дата издания правового акта; 4) юридическая сила правового акта; 5) отраслевая принадлежность; 6) предмет регулирования. Объектами учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные. Выделяют две разновидности учета правовых актов: 1) официальный учет, который осуществляется юридическими службами государственных органов. Всероссийский учет законодательства ведется Государственно-правовым управлением Администрации Президента РФ, в рамках которого создан эталонный банк данных всех нормативных актов Российской Федерации – Федеральный регистр. Суды высших инстанций, Прокуратура РФ ведут учет принимаемых ими актов. Подобная работа проводится и соответствующими органами субъектов Федерации; 2) неофициальный учет, который осуществляется иными лицами или организациями, осуществляющими его в соответствии со своими потребностями. Способы учета имеют различные виды в зависимости от потребностей и предпочтений систематизатора: 1) картотека, включающая информацию о правовых актах, занесенная на карточки, которая призвана облегчить получение сведений об актах, (наименование правового акта; номер; дата принятия; орган, издавший акт его и т.п.), обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов обратно, а также новое их извлечение; 2) сброшюрованные папки, располагающиеся в определенном порядке в особых папках содержащие сведения о правовых актах, использующиеся при небольшом количестве правовых актов; 3) журналы, в которых фиксируются лишь реквизиты правовых актов по разработанной схеме без включения текстов этих актов; 4) информационно-поисковые системы по праву, или справочные правовые системы, существующие в цифровом варианте, на электронных носителях и в Интернет-ресурсах. Объектом хранения выступает полнотекстовая версия правового акта, что в совокупности с быстротой поиска и обработки делает данный вид учета наиболее прогрессивный и часто используемым. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета правовых актов:
- практически неограниченный объем правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.) и возможность получить любую справку при обращении к ним;
- оперативность получения требуемой информации;
- автоматизированное ведение статистики и иных форм обработки правовой информации;
- совершенствование требований, предъявляемых к текстам правовых актов и т.д. Значение учета правовых актов состоит в следующем: 1) незаменим в процессе правореализации; 2) необходим в правоприменительной деятельности;
3) важен в правотворческой деятельности, так как является начальным этапом кодификации, консолидации, инкорпорации и позволяет оценить состояние законодательства в его динамике; 4) выполняет образовательную функцию, так как дает возможность осуществлять эффективную подготовку специалистов в области права, проводить научные исследования в различных областях науки.
На практике наиболее распространенными формами учета правовых актов и иных правовых документов являются журнальная и автоматизированная формы.
77.80 кб
О структуре нормативно-правовых актов по учету травматизма в России и ФСИН России
В статье проведен анализ действующих нормативно-правовых документов по учету травматизма, утвержденных Росстатом. На непроизводственный травматизм приходится около 53 % всех травм.