УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
институт конституционного права - высший государственный орган, избранный с целью выработки и (или) принятия конституции. Ус. в период своей деятельности обычно осуществляет т.ж. функции законодательного органа. Институт Ус. появился в период буржуазных революций. В последние годы в рамках Ус. были разработаны и приняты конституции Болгарии, Румынии, Камбоджи, Бразилии, Колумбии и ряда других стран. В юридической литературе Ус. иногда т.ж. называется "конституционной ассамблеей" и "конституантой".

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Учредительное собрание
это специально собираемый с целью выработки и (или) принятия Конституции высший государственный орган, избранный народом. Он может избираться всем населением страны, быть преобразованным из ранее избранного парламента страны, а также формироваться на основе представительства политических партий, общественных организаций, социальных и профессиональных групп населения. Его деятельность и компетенция определяются специальным законом. Данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового Основного Закона.

Источник: Большой юридический словарь

Учредительное Собрание
представительный орган, сформированный на основе всеобщего избирательного права. Предназначался для определения формы правления, выработки Конституции, решения важнейших политических проблем (помещичье землевладение, проблема мира с Германией и т.д.). Выборы в У.С. состоялись 12.11.1917 г. и завершились победой партии правых эсеров. Открылось 5.01.1918 г., отказалось признать результаты октябрьского переворота и уклонилось от обсуждения "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа". В ночь с 6 на 7.01.1918 г. распущено Декретом ВЦИК.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
в конституционном праве высший государственный орган, избранный с целью выработки и (или) принятия конституции. Наряду с этой "учредительной властью" У. с. в период своей деятельности обычно осуществляет также функции законодательного органа. Институт У. с. появился в период буржуазных революций. В последние годы в У. с. были разработаны и приняты конституции Болгарии, Румынии, Камбоджи, Бразилии, Колумбии и ряда других стран. Для обозначения У. с. в отечественной юридической литературе иногда также используются термины "конституционная ассамблея" (от англ. constituent assembly) и "конституанта" (от фр. (assemblee) constituant).

Источник: Большой юридический словарь

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
представительное учреждение, избранное на основе всеобщих выборов для установления формы правления и выработки конституции России. Созыв Учредительного Собрания являлся главной задачей Временного правительства. Для разработки избирательного закона 25 марта 1917 г. было создано Особое совещание для изготовления проекта Положения о выборах в Учредительное Собрание, в состав которого входили назначаемые Временным правительством председатель, его товарищи, специалисты по вопросам государственного права и статистики и приглашенные политические и общественные деятели, представлявшие «главные политические и национально)политические течения России». Итогом работы Совещания стал самый демократический (по меркам того временив мире избирательный закон. Однако Временному правительству не удалось в сжатые сроки организовать выборы, в силу не только сложностей политического процесса в революционном и военном 1917 году, но и по сугубо техническим причинам, например, из)за нехватки бумаги и типографской краски для печати бюллетений. Всероссийская комиссия по делам о выборах в Учредительное Собрание (Всевыборыбыла сформирована только 1 августа 1917 г. Выборы депутатов Учредительного Собрания состоялись уже после прихода к власти большевиков и растянулись с 12 ноября 1917 г. до начала 1918 г. Несмотря на активное вмешательство новой власти в ход выборов, на них победила партия эсеров, получившая 59% голосов избирателей, большевики заручились поддержкой только 25% избирателей. Всего было избрано 715 депутатов. Учредительное Собрание было открыто в Таврическом дворце 5-18января 1918 г. в присутствии 410 депутатов. Председателем был избран лидер эсеров В. М. Чернов. Я. М. Свердлов от имени ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов в ультимативной форме потребовал от депутатов Учредительного Собрания одобрить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и уже принятые органами новой власти декреты. Получив отказ, большевики и левые эсеры покинули заседание. Учредительное Собрание было разогнано в ночь на 6(19января 1918 г. В ночь на 7(20января 1918 г. ВЦИК по докладу В. И. Ленина принял декрет о роспуске Учредительного Собрания.

Источник: Словарь парламентских терминов

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
особый орган осуществления учредительной власти, специально создаваемый для принятия новой конституции. Именно У.с. принимались многие современные европейские конституции (Греции, Италии, Португалии, Франции периода Четвертой Республики и др.). У.с. могут носить различные названия: Великое Народное Собрание (Болгария), Конституционное Собрание (Россия) и т.д.
Парламентские и учредительные функции несовместимы. Это иллюстрирует Конституция Испании, в соответствии с которой предложенный парламентом (Генеральными кортесами) проект существенного изменения Конституции страны приводит в случае его одобрения к роспуску парламента и повторному утверждению проекта вновь избираемыми Генеральными кортесами, после чего в обязательном порядке текст новой Конституции передается на референдум для ратификации. Основной закон Франции предусматривает два возможных варианта одобрения пересмотренной Конституции: референдумом и 3/5 голосов парламента, созванного в качестве конгресса (т.е. не регулярно избираемого, а специально формируемого органа).
Считается, что в силу своих государствообразующих задач Конституционное Собрание выше любой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Единственным демократичным способом формирования этого органа являются всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Обсуждаемый в Государственной Думе проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании" устанавливает порядок выборов народных представителей - членов Конституционного Собрания. Выборы предлагается проводить по двухмандатным избирательным округам (один округ - 2 депутата). При этом избранными по результатам голосования считаются 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Выборы могут быть признаны несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных против всех кандидатов, больше совокупного числа голосов, отданных за первых 2 кандидатов. Правом выдвижения кандидатов пользуются общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке (так называемое выдвижение "по гильдиям"), что имеет целью придать Конституционному Собранию в определенной степени надпартийный характер. Избирательная процедура в основном соответствует установленной Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но имеет элементы заимствований из Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
временный высший орган государственной власти, которому принадлежит власть устанавливать основы государственного строя, оформлять основы политических прав народа и т.д., созываемый для выработки и принятия (либо только для выработки) конституции. Наряду с этой "учредительной властью" У.с. в период своей деятельности иногда может осуществлять также обычные функции органа законодательной власти.
Идея У.с. коренится в учении о народном суверенитете и ведет свое происхождение от теории договорного происхождения государства, согласно которому сам народ, которому только и принадлежит власть устанавливать для себя формы государственного устройства, путем договора ограничивает свои естественные права, отчуждая их в пользу государства.
У.с. различаются по способу формирования и своей компетенции. Наиболее часто У.с. формируются путем всеобщих и прямых выборов. В то же время мировой конституционной практике известны У.с., часть членов которых избираются прямыми или непрямыми выборами, а часть назначается или делегируется (такими У.с. были приняты, например, конституции Турции 1982 г., Ганы 1992 г., Уганды и Бирмы 1994 г.). По компетенции У.с. принято делить на суверенные и несуверенные. Суверенным является учредительное собрание, которое не только разрабатывает, но и принимает новую конституцию (У.с. в США 1787 г., Италии 1947 г., Индии 1950 г.). Несуверенное У.с. разрабатывает и принимает проект конституции, но окончательное решение по нему принимается либо избирателями на референдуме (первое и второе У.с. Франции 1946 г.), либо другим государственным органом.
Первым У.с. в истории нового времени был Конгресс представителей английских колоний в Северной Америке в 1776 г., принявший знаменитую Декларацию независимости. Следующим за ним было У.с. в Филадельфии 1787 г. (под названием Конвента), принявшее Конституцию США, действующую и поныне. В Европе первое У.с. появилось с началом Великой французской революции. Оно организовалось из созванных королем Людовиком XVI в 1789 г. Генеральных штатов Франции, сконструированных по обычному тогда сословному принципу. Но под давлением революционной буржуазии ("третьего сословия") Генеральные штаты провозгласили себя У.с. под названием Национального собрания. Национальное собрание приняло определившую целую эпоху Декларацию прав человека и гражданина и установило первую демократическую конституцию, которая превратила Францию из абсолютной монархии в ограниченную (Конституция 1791 г.). После свержения монархии в 1792 г. для выработки новой конституции на основе всеобщего избирательного права (с рядом ограничений) было избрано второе У.с. под названием Конвента. Он просуществовал 4 года и выработал две конституции: радикальную якобинскую 1793 г., которая была принята народным голосованием, но в жизнь не была никогда проведена, и вторую, гораздо более умеренную конституцию 1795 г. (Конституция III года). Далее можно указать на У.с. Франции 1848 г. и 1871 г., в Испании - в 1812 г., в Норвегии - в 1814 г., в Бельгии - в 1831 г., немецкое У.с. во Франкфурте-на-Майне - 1848 г. В Новейшей истории это учредительный Сейм в Польше 1919 г., принявший Конституцию Польской Республики, Литовское У.с. 1920г., Латвийское У.с. 1919г., Веймарское Национальное собрание в Германии 1919 г., установившее Германскую Республику, Национальное собрание Чехии 1918 г., такое же собрание (Конституанта) Австрии 1918 г., Учредительная скупщина Югославии 1920 г., Великое национальное собрание Турции 1922 г. У.с. созывались также после второй мировой войны для выработки конституций Франции (1946), Италии (1947) и многих других стран. В последние годы в У.с. были разработаны и приняты конституции Болгарии (1990), Румынии (1990), Камбоджи (1993), Бразилии (1988), Колумбии (1991), Эстонии (1992) и др.
В России впервые требование созыва У.с. (Великого собора) выдвинули декабристы. Широкое распространение идея У.с. получила в период первой русской революции 1905-1907 гг. и после победы февральской революции 1917 г. Временное правительство назначило выборы в У.с. на 12(25) ноября 1917 г. Положение о выборах предусматривало всеобщее избирательное право. После Октябрьской революции 1917г. большевики сразу не решились отменить выборы в У.с. СНК подтвердил дату выборов, которые состоялись в ноябре-декабре 1917 г., а в некоторых отдаленных местах - в январе 1918 г.
Выборы в У.с. принесли победу не большевикам, а центристским партиям. Большинство У.с., собравшегося 5(18) января 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде, отказалось обсуждать предложенную от имени ВЦИК Я.М. Свердловым Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, не признало декреты Советской власти, принятые на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Не желая передавать власть в руки народных избранников, ВЦИК по докладу Ленина в ночь с 6 (19) на 7 (20) января 1918 г. принял декрет о роспуске У.с.
Идея созыва У.с. в России вновь возникла в 1993 г. в период острого конституционного кризиса. Однако из-за разногласий участников конфликта этот путь принятия новой конституции оказался неосуществимым. Неким подобием У.с. явилось конституционное совещание, открывшееся в Кремле 5 июня 1993 г.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., предусматривает возможность созыва У.с. в будущем для принятия нового основного закона страны (см. Конституционное собрание).

Источник: Энциклопедия юриста

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
1) созванное Советским правительством 5 января 1918 и распущенное им же на другой день Ус. имело сложную предысторию. Идея о нем была выдвинута накануне и в ходе революции 1905—1907. Идеологи либеральной буржуазии (партия «конституционных демократов» или «кадетов ») желали заменить самодержавие (абсолютизм) конституционной монархией посредством проведения У.с. Однако с изданием Манифеста 17 октября 1905 и учреждением Государственной Думы кадеты сняли лозунг У.с, заменив его лозунгом «Государственная Дума с учредительными функциями». Это требование сняли также мелкобуржуазные партии. Социал- демократы (большевики) считали, что путь к У.с. лежит через вооруженное восстание, вырастающее из всероссийских забастовок: возникшее в ходе восстания временное революционное правительство созовет такое собрание на основе демократического избирательного права, которое закрепит новый государственный строй в форме демократической республики. После Февральской революции 1917 вопрос об У.с. стоял уже по-другому: Временное правительство и поддержавшие его политические силы исходили из того, что такое собрание как «верховный хозяин земли русской», олицетворение высшего разума и воли народа обустроит государство, закрепит свободы, выработает демократическую конституцию; решит все коренные вопросы: аграрный, национальный, рабочий, заключит мир. 4 августа Временное правительство утвердило Положение о выборах и Наказ к нему, подготовленные специальной комиссией. Избирательное право было всеобщим, равным, прямым и тайным (по политическим мотивам были лишены избирательных прав члены дома Романовых). Положение не упоминало ни о каких цензах: избирательное право получили женщины и военнослужащие, чего не было в других странах. Была принята пропорциональная система выборов. Избиратель должен был отдать предпочтение списку, выставленному одной из политических партий или объединений. В 12 округах была применена мажоритарная система. В порядке подготовки к У.с. Временное правительство в октябре поручило Особой комиссии по составлению проекта Основных законов выработать конституционный проект (эту работу комиссия не успела завершить, выработав к моменту Октябрьского переворота лишь 5 титулов проекта из 19-ти). Большинство высказалось за двухпалатное законодательное собрание, единое и нераздельное государство с областной автономией. Предусматривалась должность временного президента Российской республики, наделенного широкими полномочиями. В конце сентября — начале октября Временное правительство созвало Временный совет Российской Республики («Предпарламент »), который до У.с. должен был придать Временному правительству «необходимую устойчивость и силу». Большевики стояли за скорейший созыв У.с. и обвиняли Временное правительство в оттягивании и даже в попытке его срыва. Поэтому уже после победы Октябрьского вооруженного восстания на первом заседании Совнаркома 27 октября 1917 было решено созвать У.с. в определенный Временным правительством срок — в день выборов — 12 ноября, а созыв 28 ноября 1917. Выборы прошли 12—15 ноября сравнительно спокойно, каких-либо существенных нарушений избирательного закона не наблюдалось. Было избрано 715 человек, из них 370 мест получили эсеры (в том числе 40 — левые эсеры), 175 — большевики, 86 — национальные группы, 17 — кадеты, 15 — меньшевики, 2 — народные социалисты и 1 — не назвавший партийной принадлежности. Победу эсеров большевики объясняли тем, что выборы прошли по спискам, составленным еще при Временном правительстве, но к моменту выборов, а тем более к моменту созыва У.с. страна значительно полевела. В ноябре 1917 ВЦИК и СНК издали ряд декретов, призванных обеспечить Советскому правительству контроль над У.с: 21 ноябр я — о праве отзыва делегатов представительных учреждений; 26 ноября — к открытию У с ; 28 ноября — об аресте лиц, боровшихся против революции. У.с. открылось в Петрограде (в Таврическом дворце) 5 января в 4 часа дня. Большинство делегатов отк а з а л о с ь принять о г л а ш е н н ую председателем ЦИК Я.М. Свердловым «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», что дало официальный предлог для его роспуска Декретом ВЦИК и СНК, принятым в ночь с 6 на 7 января 1917. У.с. успело принять 3 законодательных акта — закон о земле, декларацию в пользу всеобщего мира и о государственном устройстве России: «государство Российское провозглашается Российской демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные». III Всероссийский Съезд Советов 18 января 1918 постановил: впредь во всех декретах советской власти устранить всякие ссылки на У с , дать новое название Советскому правительству: не Временное Рабочее и Крестьянское правительство (подразумевалось, что название будет определено Учредительным собранием), а Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской республики. Лит.: Положение о выборах в Учредительное собрание. Пг., 1971; Всероссийское Учредительное собрание. М.; Л., 1930; Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1; Вишняк М.В. Всероссийское Учредительное собрание. Париж, 1932; Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание. История созыва и политического крушения. Л., 1976; Скрипи- левЕА. Всероссийское Учредительное собрание. М., 1982. ЕЛ. Скрипилев 2) Решающий этап на пути создания акционерного общества (АО), непосредственно предшествующий процедуре его регистрации в качестве юридического лица. На У.с. принимается решение об учреждении АО. Проведение У.с. предусмотрено Федеральным законом «Об акционерных обществах» 1995. Как правило, У.с созывается после размещения всех акций среди учредителей и частичной их оплаты ими. Хотя закон об АО вслед за ГК РФ (п. 3 ст. 99) и обязывает учредителей полностью оплатить уставный капитал, в нем не указывается, когда это должно быть сделано, а потому дата проведения У.с. может быть установлена по соглашению между учредителями или определена в договоре между ними — учредительском договоре (обычно через 2—3 месяца с момента завершения подписки на акции). Созыв У.с. не в последнюю очередь преследует контролирующие цели, а именно выявление того, отвечают ли результаты подготовительной работы учредителей требованиям, предъявляемым законодателем не только к созданию АО, но и к стабильности делового оборота. Однако закон довольно лаконичен в этом отношении. В нем перечисляются вопросы, подлежащие рассмотрению У с , и указывается, какое количество голосов необходимо для принятия по ним решений. Единогласно учредителями принимаются решения об учреждении АО, утверждении его устава, о денежной оценке вкладов учредителей (в натуре, в ценных бумагах, в имущественных и иных правах) в оплату акций АО. Органы управления общества считаются избранными учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют акции, подлежащие размещению среди учредителей общества. Однако не решены такие важные вопросы, как процедура голосования, проверка правильности подписки на акции, проблема кворума, сроков повторного собрания при отсутствии кворума и т.д. Этим в значительной степени выхолащивается контролирующий смысл У.с. В законе не указывается также срок подачи документов на регистрацию АО после проведения У.с. В Положении об АО, утвержденном постановлением Совета Министров РФ от 25 декабря 1990, этот срок был определен: «не позднее, чем через 30 дней после проведения учредительного собрания». Следует подчеркнуть, что АО несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, включая и принятые ими на себя во исполнение решений У с , в случае одобрения их действий общим собранием акционеров. Ю.М. Юмашев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
54.80 кб

Юридическая ответственность по нормам Положения о выборах в Учредительное собрание

Белоновский Вячеслав Николаевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с установлением мер юридической ответственности по нормам Положения о выборах в Учредительное собрание России в 1917 г.
Читать PDF
369.71 кб

Выборы в Учредительное собрание 1917 г. : эвентуальный путь демократического развития России

Максимов Герман Константинович
В статье рассматриваются вопросы формирования в 1917 г. Учредительного собрания в соответствии с положением, принятым Временным правительством.
Читать PDF
143.65 кб

Разработка судебной реформы деятелями «Левого центра» Учредительного собрания Франции 1789 - 1791 го

Салимон В. Ю.
В статье речь идет о вкладе «левого центра» в революционную реорганизацию судебной системы: обеспечение прав личности, приближение правосудия к народу
Читать PDF
132.16 кб

2004. 01. 040. Леви Л. Учредительное собрание для Европы. Levi L. constitutional Convention for Euro

Шнайдер Л. Г.
Читать PDF
366.49 кб

Роль учредительных собраний в условиях конституционной реформы (на примере республик Болгария, Эстон

Закоморная Е. А.
Обоснована роль учредительного собрания в условиях конституционной реформы. Раскрыто предназначение этой институции як способа урегулирования конституционного кризиса.
Читать PDF
325.79 кб

Роль Учредительного собрания в услових конституционной реформы (на примере республик Болгария, Эстон

Закоморна К. О.
Обоснована роль учредительного собрания в условиях конституционной реформы. Раскрыто предназначение этой институции як способа урегулирования конституционного кризиса.