УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
совокупность всех государственных мер в целях защиты общества и отдельного гражданина от преступных посягательств. Направлена на предупреждение преступности и борьбу с ней. Наряду с общими вопросами политики обеспечения общественной безопасности и стратегии У.п. занимается реформой уголовного права.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
руководящие принципы, идеи и перспективы, вырабатываемые обществом и государством в сфере борьбы с преступностью. Содержанием уголовной политики является применение в борьбе с преступностью комплекса экономических, социальных, организационных, правовых и иных мер. Научно обоснованная уголовная политика предполагает концептуальную основу, конкретные пути, методы и средства воздействия на преступность, стратегию и тактику борьбы с преступностью. Целью уголовной политики является сдерживание роста преступности и в перспективе сокращение преступности по количественным и качественным параметрам.

Источник: Словарь по уголовному праву.

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
определяемые государством основные направления деятельности по борьбе с преступностью, связанные с использованием возможностей, предоставляемых уголовным законодательством и практикой его применения.
У. п. включает в себя усилия как в сфере правотворчества, так и правоприменения (в том числе - совершенствование организации и основ деятельности правоохранительных органов, улучшение их кадровой, материальной и технической оснащенности и т. д.). Формулируются ее направления в различного рода государственно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, утверждаемых ими программах, концепциях, планах мероприятий и других документах). (К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Уголовная политика

это
1. совокупность господствующих в обществе идей об основных направлениях, путях и средствах борьбы с преступностью (Б.В. Здравомыслов);
2. целенаправленная деятельность государства по обеспечению воздействия на преступность средствами уголовно-правового характера (А.И. Марцев);
3. часть социальной политики, связанная с использованием возможностей и средств уголовного права для защиты прав и законных интересов личности, общества и государства (А.Э. Жалинский).
Выделяют различные подходы в определении сферы действия уголовной политики, в числе которых предельно широкое ее понимание, включающее все меры государства, направленные на борьбу с преступностью, и узкое - ограниченное кругом специальных мер воздействия на преступность, преступление и преступника. На основе этого различают следующие виды политики: уголовная, криминологическая, судебная, уголовно-исполнительная, административная и т.д. Основное содержание уголовной политики - определение стратегических и тактических задач применения уголовного законодательства, а также предупреждения преступлений. Общая цель уголовной политики - добиться максимально возможного контроля государства и общества над преступностью.

Источник: Словарь основных уголовно-правовых понятий и терминов

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
это часть политики государства в сфере борьбы с преступностью. Содержанием уголовной политики является применение в борьбе с преступностью комплекса экономических, социальных, организационных, правовых и иных мер. Научно обоснованная У. п. предполагает концептуальную основу, конкретные пути, методы и средства воздействия на преступность, стратегию и тактику борьбы с преступностью. Целью У. п. является сдерживание роста преступности и, в перспективе, сокращение преступности по количественным и качественным параметрам. Политика борьбы с преступностью реализуется с помощью методов убеждения, воспитания и государственного принуждения. У. п. реализуется как в законодательной, так и в правоприменительной деятельности, а также в деятельности государственных и общественных органов по общему предупреждению преступлений и правовому воспитанию граждан. У. п. законодателя характеризует принципы и основания признания деяний преступными и наказуемыми; мотивы и цели издания уголовных законов; тенденции криминализации и декриминализации деяний; технику законотворчества. Иными словами, У. п. законодателя - это искусство создавать и совершенствовать уголовные законы. В 90-е годы в России активно проводилась реформа уголовного законодательства, в основе которой лежали следующие принципиальные положения новой У. п.: уголовное право должно быть основано на новых идеологических принципах, и в первую очередь - на признании приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к групповым, в т. ч. классовым ценностям. Реформа уголовного права преследовала цель привести уголовное законодательство РФ в соответствие с криминологической реальностью в стране, восполнить пробелы и исключить избыточные нормы, обеспечить строгую дифференциацию уголовной ответственности и наказания. У. п. правоприменителя представляет собой установившуюся тенденцию судебной практики, которая складывается как из судебных и следственных решений по конкретным делам, так и из руководящих разъяснений высших судебных инстанций. Истории России известны негативные всплески У. п. - это так называемые "кампании" по борьбе с пьянством, с бродяжничеством, с хищениями и т. д. В этих случаях уголовно-правовыми мерами неудачно решались социальные проблемы.
Задача У. п. правоприменителя - следовать устоявшейся тенденции судебной практики, точно и неуклонно соблюдать уголовный закон. У. п. охватывает также деятельность администрации учреждений, осуществляющих уголовную юстицию, в частности, работу по управлению судебной и следственной системами, кадровую работу министерств юстиции, внутренних дел, прокуратуры и т. д. Неотъемлемой частью У. п. являются федеральные и региональные программы борьбы с преступностью (например, Федеральные программы борьбы с преступностью на 1994- 1995, 1996-1997 годы).

Источник: Словарь-справочник уголовного права

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью, в которой определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. У.п. должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и свобод. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. У.п. включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также меры социально-экономического и идеологического характера.
Цели и принципы У.п. достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным сообществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки, правоприменительной практике.
Стратегия в сфере У.п. определяет конкретные задачи, формы, методы, средства и основные направления реализации ее целей и принципов. Хотя она отличается постоянством, но может меняться в связи с коренными преобразованиями, происходящими в обществе.
Можно выделить два основных направления реализации У.п.: воздействие на преступность средствами уголовно-правового характера (уголовно-правовую политику) и правоохранительную политику (судебно-следственную).
У.п. в сфере правотворчества определяет место, роль уголовного закона в борьбе с общественно-опасными проявлениями. Она должна отражать социальную политику государства в указанной сфере, определять наиболее эффективные уголовно-правовые меры воздействия на преступность, своевременно отражать изменения в ее динамике и структуре, строго дифференцировать ответственность, оперативно вырабатывать наиболее целесообразные уголовно-правовые меры воздействия. Стержнем этой политики является проблема криминализации и декриминализации деяний, пенализации и депенализации.
Стремительное разрушение старой и возникновение новой структуры государственной власти в РФ, неуправляемый переход к рыночной экономике, образование идеологического вакуума неизбежно породили серьезные негативные социальные последствия, в числе которых - падение общественной дисциплины, рост преступности, нравственная деформация общества, его резкое социальное расслоение, безработица и т.д. Традиционно одной из наиболее острых проблем У.п. с точки зрения ее общественного восприятия является характер и степень воздействия государства на преступников. Это направление в стратегии У.п. наиболее подвержено колебаниям и крайностям (хотя ее принципы остаются неизменными). Такого рода колебания У.п. отразились в УК, а также в судебной практике. В стратегии У.п. в настоящее время в неполной мере отражаются структурные изменения, произошедшие в социальной, экономической и идеологической сферах, допускается дисбаланс в защите интересов личности, общества и государства; криминологически она не всегда обоснована. Кроме того. У.п. неоперативно влияет на разработку и принятие соответствующих уголовно-правовых актов, обеспечивающих контроль за преступностью.

Источник: Энциклопедия юриста

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
в широком смысле стратегическая линия государства и его правоохранительных органов в области борьбы с преступностью. Составными элементами У.п. являются уголовно-правовая политика (или У.п. в узком смысле слова), уголовно-исполнительная (пенитенциарная) политика, уголовно- процессуальная политика. У.п. имеет своей целью определение основных направлений, методов и средств борьбы с преступностью, воплощаемых в законах и подзаконных актах, а также в оперативной, следственной, прокурорской и судебной практике. У.п. осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном и местном уровнях. Государственной У.п. содействуют общественные организации и граждане. Содержанием У.п. является решение вопросов о криминализации или декриминализации деяния, повышении или смягчении мер уголовной ответственности за совершаемые преступления (степень суровости репрессии), изменение режима содержания заключенных, определение мер борьбы с отдельными видами преступлений и формами преступной деятельности (рецидивная, организованная преступность, преступления несовершеннолетних), а также совершенствование средств и методов раскрытия преступлений, розыска преступников и судебного рассмотрения дел. У.п. не излагается в какой-либо одной правовой норме, но может быть сформулирована в политических документах (декларациях, заявлениях, постановлениях); реализуется она прежде всего в уголовных, уголовно-исполнительных и процессуальных кодексах, отдельных законах и ведомственных актах. История У.п. тесно связана с природой государства и теми изменениями, которые происходят в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. После Октябрьской революции 1917 У.п. Советского государства имела ярко выраженный классовый характер и была направлена, во-первых, на ликвидацию прежних эксплуататорских классов и, во- вторых, на борьбу с деклассированными элементами из среды трудящихся, на укрепление производственной, колхозной, общественной дисциплины. Особенно суровой У.п. была в 30—40-х гг., когда был развязан террор против потенциальных противников сталинского режима и были отброшены такие элементарные демократические нормы, как персональная ответственность, субъективное вменение, недопустимость репрессии за политические взгляды и т.д. У.п. стала смягчаться после смерти И.В. Сталина. Были ликвидированы внесудебные репрессивные органы, отменен институт аналогии, сократилось применение смертной казни, общественность стала шире привлекаться к борьбе с преступностью. Развал СССР привел к дезориентации и ослаблению работы правоохранительных органов. У.п. приобрела неустойчивый характер. Многие деяния были декриминализированы, но новое уголовное законодательство вступило в силу лишь в 1997. В нем нашли отражение новые составы преступлений и получили закрепление многие демократические принципы У.п. (равенство перед законом, гуманизм, принцип вины и др.). Введен суд присяжных. Вместе с тем в У.п. переходного периода наблюдается борьба двух тенденций: демократизации и гуманизации законодательства и правоприменительной практики (в частности, в связи с вступлением России в Совет Европы) — с одной стороны, и усиление репрессии, а также сужение процессуальных гарантий из-за резкого роста преступности, особенно организованной, — с другой стороны. Актуальные проблемы У.п. обсуждаются в Федеральном Собрании и Правительстве РФ, а также общественными организациями и политическими партиями, но научные исследования по этим вопросам развиты пока недостаточно и потому У.п. остается фрагментарной и слабо координируемой. В.Н. Кудрявцев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.77 кб

Уголовное право и политика

Александрова Ирина Александровна
Классическая правовая наука не может исчерпывающим образом объяснить природу уголовного права и уголовной политики. Некоторые альтернативные подходы в правоведении позволяют по иному оценить современную уголовную политику.
Читать PDF
159.09 кб

Понятие уголовной политики

Бытко Юрий Ильич
В статье приводятся результаты исследования вопроса о понятии уголовной политики. Обосновывается идея о необходимости отличия уголовной политики от других видов политики в сфере противодействия преступности.
Читать PDF
222.35 кб

Принципы уголовной политики

Кузнецов Александр Павлович
В статье рассматриваются принципы уголовной политики.
Читать PDF
253.15 кб

Основание уголовной политики

Бытко Юрий Ильич
В статье исследуются проблемы основания уголовной политики. В качестве такого основания рассматривается справедливость. Значительное внимание уделяется вопросу о соотношении права и морали.
Читать PDF
252.81 кб

Профанация уголовной политики

Клеймёнов Михаил Петрович
Показывается, что научная разработка дорожной карты уголовной политики требует выполнения ряда условий: использования форсайт-технологии, привлечения к работе группы экспертов компетентных специалистов, имеющих признанные научные
Читать PDF
96.27 кб

Криминология и уголовная политика

Бабаев Михаил Матвеевич
Автор статьи отмечает, что уголовная политика сегодня – это целостная система, включающая в себя комплекс взаимосвязанных, но относительно самостоятельных подсистем.
Читать PDF
211.30 кб

Понятие уголовно-правовой политики

Клейменов Михаил Петрович
Рассматривается понятие уголовно-правовой политики, её цели и структура, предлагается авторский взгляд на исследуемую дефиницию
Читать PDF
148.41 кб

Предмет и метод уголовной политики

Кузнецов А. П.
Читать PDF
341.56 кб

Риски в уголовно-правовой политике

Исоян Гор Дживанович
В статье рассматривается состояние современной уголовной политики, статистические показатели ее эффективности. Предлагаются возможные способы повышения эффективности уголовной политики.
Читать PDF
155.97 кб

О некоторых итогах уголовной политики

Гущин А.Ю.
Читать PDF
386.49 кб

СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Карелин Николай Сергеевич, Володченко Виктория Сергеевна, Ланцова Дарья Сергеевна, Ивлев Олег Юрьевич, Метельницкая Татьяна Алексеевна, Пыхтина Марина Геннадьевна
В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику государства, обозначены ее цели и направления, а также пути преодоления кризиса уголовной политики.
Читать PDF
230.33 кб

Влияние культуры на уголовную политику

Бибик Олег Николаевич
Анализируется влияние культуры на уголовную политику, формирование норм уголовного права и их реализацию.
Читать PDF
563.41 кб

Вопросы уголовной политики государства

Савенков Александр Николаевич
В статье исследованы вопросы формирования и реализации государственной политики в области уголовно-правовой защиты общественных отношений.
Читать PDF
6.13 мб

Эффективность уголовноправовой политики

Борисов Вячеслав Иванович, Фрис Павел Львович
В статье рассматривается комплекс вопросов, относящихся к проблеме эффективности уголовно-правовой политики Украины.
Читать PDF
168.03 кб

Уголовная политика: теория и реальность

Цепелев В.Ф.