УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Найдено 1 определение
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ
уголовный процесс народно-демократических государств, возникших в ряде стран Европы и Азии в результате решающего участия Советского Союза в разгроме германского фашизма и японского милитаризма, в результате победы в этих странах народно-демократической революции (см. Народно-демократические государства).
Сломав старую государственную машину, европейские страны народной демократии уничтожили и старое право, как возведенную в закон волю капиталистов и помещиков, и вместе с созданием нового государства создали и новое право, служащее укреплению порядков, выгодных и угодных трудящимся.
Начало новому, народно-демократическому уголовному процессу было положено законами о судопроизводстве в народных судах, которые создавались в странах народной демократии для рассмотрения дел о военных преступниках, вредителях и прочих врагах народно-демократического строя (закон Народной Республики Болгарии от 6 октября 1944 г., декрет Чехословацкой Республики от 19 июня 1945 г. и ряд законов в другнх странах народной демократии).
Вслед за этими законами последовало издание законов о защите народно-демократического строя (к таким законам относится, в частности, закон об уголовно-правовой защите демократического строя и республики, принятый в Венгерской Народной Республике в 1946 г., и др.), о привлечении трудящихся к отправлению правосудия, реорганизации судов и изменении судопроизводства.
Так, в Народной Республике Болгарии законом был отменен лицемерный буржуазно-демократический принцип несменяемости судей, мешавший устранению от правосудия антинародных элементов. Закон от 16 октября 1944 г. уравнял женщин в политических и гражданских правах с мужчинами и тем предоставил женщинам возможность участия в отправлении правосудия. Ряд законов, принятых в Народной Республике Болгарии, открыл широкий доступ на судейские должности активным участникам народно-освободительного движения путем освобождения их от предусмотренных законом специальных государственных испытаний и значительного сокращения для них существовавшего ранее служебного ценза. Ряд законов, напр., законы, принятые в Народной Республике Болгарии в 1945 г., предусматривал меры, направленные на ускорение производства по делам о преступлениях, особо опасных для республики.
Политической и юридической базой для последующего законодательства стран народной демократии в области суда и процесса явились конституции, закрепившие завоевания народно-демократического строя и наметившие задачи, стоящие на пути дальнейшего продвижения народно-демократических государств к социализму. Эти задачи определяют функции народно-демократического государства как государства пролетарской диктатуры, находящегося в первой фазе развития. Эти функции состоят в подавлении свергнутых эксплуататорских классов внутри страны, обороне страны от нападения извне, хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе органов народно-демократического государства.
В соответствии с этим одной из основных задач органов суда и прокуратуры стран народной демократии является задача борьбы с попытками реакции восстановить старый, антидемократический режим, с подрывной деятельностью империалистической агентуры в странах народной демократии, которая пытается пробраться на руководящие посты в коммунистических партиях и государственном аппарате стран народной демократии.
Задача подавления внутренних классовых врагов, организуемых и направляемых международной реакцией, подчеркивается в ряде законодательных актов стран народной демократии. Конституция Народной Республики Болгарии, принятая 4 декабря 1947 г., подчеркивает обязанность Главного прокурора Народной Республики строго следить за тем, чтобы преследовались и наказывались те преступления, которые затрагивают общегосударственные, национальные и экономические интересы Народной Республики, равно как и преступления и действия, наносящие ущерб независимости и государственному суверенитету страны (ст. 62).
Конституция Венгерской Народной Республики, принятая 18 августа 1949 г., устанавливает обязанность Верховного прокурора заботиться о том,чтобы всякого рода деятельность, подрывающая строй, безопасность и независимость Венгерской Народной Республики или угрожающая им, систематически преследовалась (§ 42). Польский «Закон о судоустройстве» от 20 июля 1950 г., четко определяя задачи суда в обстановке обостренной классовой борьбы, в ст. 2 указывает, что правосудие в Польской Республике имеет своей задачей охрану: 1) строя народной демократии и его развития по пути к социализму; 2) общественной собственности, а также прав и интересов государственных учреждений, производственных кооперативов, государственных и кооперативных предприятий и общественных организаций; 3) гарантированных народным правопорядком личных и имущественных прав и интересов граждан.
В своей борьбе против внутренней реакции, представляющей «пятую колонну» иностранных империалистов, прокуратура и суды стран народной демократии руководствуются опытом борьбы Советского государства со свергнутыми эксплуататорами, с гнусными врагами советского народа–троцкистами, бухаринцами, буржуазными националистами и другими агентами иностранных разведок.
В неразрывной связи с задачей борьбы со свергнутыми эксплуататорами и агентами империалистических разведок стоит задача хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы, от успехов которой зависит усиление могущества стран народной демократии.
Наряду с борьбой с врагами народа суды и прокуратура стран народной демократии всей своей деятельностью способствуют воспитанию граждан, укреплению народно-демократического государства, строительству социализма.
В законодательных актах стран народной демократии особенно подчеркивается воспитательная роль суда. Напр., Конституция Венгерской Народной Республики устанавливает, что суды Венгерской Народной Республики карают врагов трудящегося народа, охраняют и обеспечивают государственный, экономический и общественный строй народной демократии, ее учреждения и права трудящихся, воспитывают трудящихся в духе соблюдения правил социалистического общежития (§ 41).
Задачи, стоящие перед судом и прокуратурой стран народной демократии, определяют подлинный демократизм уголовного процесса этих стран.
Конституции стран народной демократии в ряде случаев подчеркивают огромную роль закона в государстве трудящихся как важнейшего средства укрепления демократии и строительства социализма в стране. Так, в главе VI Конституции Болгарии, посвященной суду и прокуратуре, почти каждая статья подчеркивает необходимость точного соблюдения законов в деятельности самих этих органов и роль органов юстиции, в особенности прокуратуры, в охране и укреплении новой законности.
У. п. с. н. д. строго регламентирован законом и ведется независимо от воли и усмотрения потерпевшего или других участвующих по делу лиц в интересах государства, которое защищает власть и свободу трудящегося народа, охраняет независимость страны, борется с любой формой эксплуатации человека и организует силы общества па строительство социализма (§ 3 Конституции Венгерской Народной Республики). Лишь незначительная категория дел возбуждается только при наличии жалобы потерпевшего.
Закон предусматривает равенство всех граждан перед законом и судом. «Все граждане Народной Республики Болгарии равны перед законом» – гласит ст. 71 Конституции Народной Республики Болгарии, и «судьи применяют законы точно и одинаково в отношении всех граждан» (ст. 56). Об этом же говорят конституции других народных республик.
Правосудие в странах народной демократии отправляется выборными судьями (ст. 58 Конституции Народной Республики Болгарии, § 39 Конституции Венгерской Народной Республики, ст. 85 Конституции Народной Республики Албании).
Как правило, правосудие в странах народной демократии осуществляется также с участием народных заседателей (именуемых различно в каждой из республик).
О языке судопроизводства Конституция Народной Республики Албании говорит, что «во всех судах употребляется албанский язык. Граждане, не знающие албанского языка, могут говорить на своем языке через переводчика».
Судебное разбирательство в странах народной демократии ведется устно и открыто, за исключением случаев, предусмотренных законом. Об этом прямо говорится в Конституции Албании (ст. 82), Венгрии (§ 40), Чехословакии (§ 144). В ряде стран народной демократии право обвиняемого на защиту возведено в конституционный принцип (ст. 82 Конституции Народной Республики Болгарии, § 40 Конституции Венгерской Народной Республики и т. д.).
Уголовно-процессуальное законодательство стран народной демократии уделяет большое внимание личной неприкосновенности граждан, неприкосновенности жилища, тайне переписки граждан. Предоставление обвиняемому права на защиту означает не только предоставление ему всей суммы процессуальных средств, но и право иметь защитника на суде, а в некоторых странах народной демократии и в стадии предварительного расследования (Венгрия). В интересах наиболее полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела в стадии судебного разбирательства сторонам разрешается высказываться по любому вопросу. Стороны и их представители могут задавать вопросы всем, кто допрашивается в суде. Присутствие подсудимого в судебном заседании в интересах его личного участия в исследовании доказательств, как правило, обязательно.
В странах народной демократии действует принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст. 56 Конституции Народной Республики Болгарии, § 41 Конституции Венгерской Народной Республики и т. д.).
Независимость судей находит свое выражение, в частности, в установлении тайны совещания судей. Судьи выносят приговор, руководствуясь своим внутренним судейским убеждением, основанным на законе и материалах дела. Суд может вынести при-гозор только на основе тех фактов, которые приведены в обвинительном акте, но при юридической оценке суд не связан предложениями обвинителя. Суду предоставлена активная роль в судебном следствии. Суд вправе по своей инициативе вызь.^ть свидетелей, экспертов, истребовать другие доказательства, направить дело на дополнительное расследование, если это необходимо в интересах белее, полного выяснения обстоятельств дела.
Основными источниками уголовного процессуального права европейских стран народной демократии являются конституции (Конституция Польской Народной Республики 1952 г., Конституция Румынской Народной Республики 1952 г. и т. д.) и уголовно-процессуальные кодексы, конкретизирующие основные процессуальные начала, закрепленные в конституциях (Албанский УПК 1953 г., Болгарский УПК 1952 г., Венгерский УПК 1951 г. и т. д.).
Производство по уголовным делам в странах народной демократии ведется в формах, наиболее способствующих установлению истины по каждому конкретному делу и всемерно обеспечивающих права и законные интересы участвующих по делу лиц. Главными стадиями У. п. с. н. д. являются предварительное расследование и судебное разбирательство.
Многие уголовно-процессуальные институты У. п. с. н. д. отражают влияние советского уголовно-процессуального права. Влияние советского законодательства сказалось, в частности, на ликвидации института следственных судей и передаче следствия органам прокуратуры и дознания (Польша); введении подготовительного заседания, рассматривающего с участием прокурора вопрос о предании обвиняемого суду (Болгария); сокращении числа судебных инстанций с трех до двух и введении вместо двух форм обжалования – апелляции и кассации – единой формы, построенной в основном на тех же принципах, что и советский порядок проверки законности и обоснованности обжалованных приговоров (Польша, Болгария, Албания); введении исключительного порядка пересмотра приговоров, вступивших в законную силу (чрезвычайная ревизия в Польше, чрезвычайный пересмотр приговоров в Венгрии, пересмотр приговоров в порядке надзора в Болгарии, жалоба на нарушение закона в Чехословакии, проверка Верховным судом Албании законности и окончательных решений всех судов республики). Апелляционный порядок обжалования и пересмотра приговоров до сих пор сохраняется лишь в уголовном процессе Венгерской и Чехословацкой народных республик.
Из особенностей уголовно-процессуального законодательства стран народной демократии значительный интерес представляют нормы, регламентирующие право обвиняемого на защиту, порядок постановления приговора и порядок обжалования приговоров. В уголовном процессе Венгерской Народной Республики обвиняемый во всех стадиях уголовного процесса может иметь защитника. С разрешения органа, производящего расследование, обвиняемый, потерпевший и их представители могут присутствовать при производстве следственных действий. Кроме того, венгерский УПК разрешает по особенно сложным делам допускать наряду с экспертом, назначенным органами следствия, другого эксперта, приглашенного подследственным за свой счет, если это не создает препятствий к производству следствия. Постановление приговора в Болгарии, Польше и Венгрии также характеризуется некоторыми особенностями. Новый УПК, утвержденный 5-й очередной сессией Народного собрания Народной Республики Болгарии 1 февраля 1952 г., устанавливает, что по сложным делам мотивы приговора могут быть изложены после объявления приговора, но не позже 7 дней. В этих случаях мотивы могут и не подписываться "судебными заседателями. Польский закон от 20 июля 1950 г. обязывает воеводский (областной) суд мотивировать каждый приговор, усиливая тем самым ответственность судей за вынесенные ими судебные решения. Однако на повятовый (уездный) суд это правило не распространяется (§ 338). Повятовый суд составляет приговор с письменным обоснованием только в том случае, если стороны заявят о своем намерении обжаловать приговор. УПК Венгерской Народной Республики допускает отсрочку для вынесения и объявления приговора вследствие сложности дела, большого объема приговора или иных важных причин, но не более чем на 8 дней. В этом случае срок объявления приговора должен быть назначен при окончании судебного заседания. Резолютивная часть приговора во всяком случае должна быть объявлена немедленно.
В Китайской Народной Республике, осуществляющей в наст, время задачи антиимпериалистической, антифеодальной революции, задачи ликвидации помещичьего землевладения и создания предпосылок, для перехода к социалистическому строительству, принципы организации и деятельности суда и прокуратуры определяются Общей программой Народного политического консультативного совета Китая и Организационным законом Центрального народного правительства, принятыми в сентябре 1949 г., а также Положениями об организации народного суда и народной прокуратуры, утвержденными правительством 5 сентября 1951 г. Основная задача народного суда и народной прокуратуры – служение народу, защита интересов народа, охрана общественного правопорядка, решительная борьба против реакционных элементов и всех незаконных действий, направленных против интересов революции и прав граждан, закрепленных в Общей программе. Общая программа Народного политического консультативного совета установила, что все законы гоминдановского реакционного правительства подлежат полной ликвидации, вместо них должна быть создана новая, демократическая законность, служащая интересам народа. Суды должны строго руководствоваться Общей программой Народного политического консультативного совета, законами, указами, решениями и приказами Народного правительства, а при отсутствии таковых обязаны выносить решения на основании общего направления политики Народного-правительства (ст. 4 Положения об организации народных судов).
Впервые в истории Китая к участию в отправлении правосудия при рассмотрении подавляющего большинства дел привлекаются народные заседатели. Народные заседатели участвуют не только в судебном разбирательстве, но и в процессе предварительного расследования, которое по некоторым наиболее простым делам проводится судами. По наиболее сложным уголовным делам предварительное расследование проводится органами народной прокуратуры.
Рассмотрение дел проводится в открытых судебных заседаниях, за исключением случаев необходимости сохранения государственной тайны. Предварительное расследование суды также могут проводить публично. Исходя из того, что в Китае проживает около 50 млн. граждан не китайской национальности, Общая программа Народного политического консультативного совета установила, что граждане всех наций и народностей, проживающие в Китае, имеют право обращаться в суд как письменно, так и устно на своем родном языке. Обеспечить перевод заявлений, сделанных на национальном языке, обязаны суды. В районах, населенных несколькими национальностями, расследование и рассмотрение дел может проводиться на местном, наиболее распространенном языке. В случае необходимости приговоры и другие процессуальные документы составляются и объявляются на языках граждан всех национальностей, имеющих отношение к делу. Жалобы на приговоры приносятся в суды второй инстанции, решения которых, как правило, являются окончательными. В порядке надзора дела могут рассматриваться Верховным народным судом в тех случаях, когда суд второй инстанции указывает в своем определении, что стороны при несогласии с его решением могут обратиться в вышестоящий суд, или когда Верховный народный суд сам по своей инициативе истребует из какого-либо суда дело, по которому приговор уже вступил в законную силу. После отмены приговора обычно суд второй инстанции (кассационной) и суд третьей (надзорной) инстанции сам выносит новое решение по существу. Передача дел иа новое рассмотрение в тот же суд, который вынес приговор, – явление чрезвычайно редкое. Юридическая помощь населению оказывается бесплатно. Адвокаты работают при судах иа правах служащих и заработную плату получают от государства. На органы прокуратуры Положение о Верховной народной прокуратуре возлагает осуществление весьма обширных и ответственных задач: надзора за законностью действий органов государственной власти и должностных лиц, проведения расследования уголовных дел, надзора за правильностью рассмотрения дел народными судами всех степеней.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама