УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Унитарное государство
единое, цельное, слитное государство, составные части которого формируются по административно-территориальному принципу и не обладают какой-либо политической и экономической самостоятельностью.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Унитарное государство
целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Унитарное государство
является внутренне единым государством, разделенным на административно-территориальные единицы (округа, дистрикты, префектуры, воеводства и т. п.), не имеющие в своем составе других государств или государственно-подобных образований (например, Белоруссия, КНР, Франция, Италия, Дания, Норвегия, Литва и т. д.).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе суверенных государственных образований (республик, штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т.п.); в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Унитарное (целостное, простое, единое) государство
это форма государственного устройства, при которой все или большинство частей государства являются обычными административно-территориальными единицами. В его составе нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. К признакам данного государства относятся: единая Конституция; общее (единое) гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система.

Источник: Большой юридический словарь

Унитарное государство
форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства, подразделяется на административные, территориальные единицы (районы, области). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
государство, территория которого, в отличие от федеративного, состоит не из других государств и государственных образований, а из административно-территориальных единиц (областей, губерний и др.). Государство, состоящее только из административно-территориальных единиц, называется простым У.г. (Болгария, Венгрия, Польша и др.), если оно имеет в своем составе одно или несколько автономных образований — это сложное У.г. (например Финляндия, в составе которой имеется автономия — Аландские острова, Никарагуа, в составе которого две автономные области, населенные индейскими племенами, Китай, в составе которого более сотни различных автономных образований). У.г. может быть централизованным, когда в единицах областного деления нет выборных органов местного самоуправления и ими управляют назначенные из центра (президентом, правительством) чиновники (управители областей в Болгарии, воеводы воеводств в Польше до 1999), децентрализованным, когда никаких назначенных чиновников общей компетенции на местах нет, а управление полностью осуществляют выборные органы (например Великобритания), относительно централизованным (или относительно децентрализованным), когда есть и назначенные чиновники, и избираемые органы местного самоуправления (например префекты и избираемые советы регионов и департаментов во Франции). В У.г. существует один законодательный орган, одно правительство, единая судебная система. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких-либо суверенных прав и подчиненное центральным органам власти и местным представительным органам. В У. г. с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в виде автономии. В состав У. г. могут входить отдельные автономные национально-государственные образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности (например, наличие в составе унитарной Украины Республики Крым). Как правило, в У. г. имеется только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти. Составные части У. г. чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Существуют две разновидности У. г.: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся У. г., в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Унитарное государство
(от лат. unitas — единство) — форма государственного устройства, при котором государство состоит из административно-территориальных единиц (область, провинция, губернии и т. п.). Административно-территориальные единицы У.г. не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя имеют определенную компетенцию в экономической, социальной, культурной сферах.
У.г. может быть как одно-, так и многонациональным. Если на той или иной территории существуют национальные, культурные или иные особенности, которые обусловливают специфические подходы к управлению данной территорией, этой административнотерриториальной единице может предоставляться политическая или административная автономия. Права у органов административной автономии, как правило, несколько шире, в пределах, установленных высшими органами власти государства. В зависимости от того, имеют ли все административно-территориальные единицы равный статус или существуют автономные территориальные единицы, У.г. подразделяются на симметричные и асимметричные.
Признаки У.г.: состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих чертами государства или государственного образования; статус административно-территориальных единиц У.г. определяется актами центральных органов власти; единая система органов государственной власти, в которой распределение полномочий между уровнями власти определяется центральными органами власти; органы власти административно-территориальных единиц могут осуществлять самостоятельное правовое регулирование лишь в пределах, определяемым центральными органами власти; границы административно-территориальных единиц У.г. определяются центральными органами власти.
В зависимости от степени централизации, выражающейся в соотношении компетенции высших и местных органов государственной власти, У.г. классифицируются на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные. В науке выделяется форма регионалистского, или регионального, государства, к которой относятся У.г., где под воздействием процессов децентрализации появились ярко выраженные элементы федерализма. По мнению этих ученых, региональные государства (их также называют полуфедерациями, или квазифедерациями), имеют тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства и занимают промежуточное положение между У.г. и федерациями (например, Италия и Испания).
И. Н. Барциц
Список литературы
Левин И. Д. Понятие и формы государственного устройства. — М., 1948.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
от франц. "unitaire" - единый) - единое, слитное государство, составные части которого не обладают политической автономией, т.е. признаками государственного суверенитета. Главная особенность У.г. в том, что оно состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих государственно-правовыми признаками (единая конституция и правовая система, единая, или одноуровневая, система власти, единые вооруженные силы, финансовая система, единое гражданство и др.). В У.г. статус административно-территориальных единиц, их границы определяются и изменяются актами центральной власти (при этом может учитываться мнение населения и органов соответствующих территорий). В отличие от федеративного государства, в У.г. все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию (хотя степень централизации и децентрализации функций и полномочий может быть различной). Как правило, в У.г. в административно-территориальных единицах наряду с органами, избираемыми населением (представительная власть и глава администрации), есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.), который обладает надзорно-контрольными функциями и решает координационные, согласовательные и интегративные задачи. Это - классическая форма. В современном государствоведении она получила название централизованного У.г. - государства, в котором нет места местной автономии (местному самоуправлению). Управление на местах осуществляют назначенные центральной властью чиновники (страны Тропической Африки). Как правило, в У.г. в большинстве случаев у центральной власти существует право на приостановление действия актов органов представительной и исполнительной власти административно-территориальных единиц, которые она находит нецелесообразным, а также на отмену актов этих органов, которые являются незаконными, при условии, что орган сам не отменяет акт. В федеративном же государстве центр может ставить перед субъектом федерации вопрос о нецелесообразности и тем более о незаконности его акта. Вопрос о нецелесообразности акта решает сам издавший его орган. Спор по поводу конституционности или законности акта субъекта федерации передается в конституционный суд или в высший суд общей юрисдикции. Однако и субъект федерации вправе оспаривать конституционность акта органа федерации в федеральных судах. При этом если указанные меры оказываются недостаточными, центральная власть правомочна применить к территории принудительные меры, как то: приостановление деятельности, роспуск органа представительной власти административно-территориальной единицы, смещение с должности главы исполнительной власти, введение чрезвычайного положения на территории административно-территориальной единицы и создание временной администрации. В большинстве федеративных государств центральная власть такими прерогативами не располагает.
В современных условиях У.г. модифицируется. В его составе появляются территориальные образования, наделяемые определенной автономией. В частности, самоуправленческими функциями наделяются мировые территориальные образования (общины, коммуны). Типичные примеры таких государств - Болгария, Прибалтийские государства. Усиление самоуправленческих начал и децентрализации приводит к преобразованию У.г. в децентрализованное.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.91 кб

Унитарные государства стран СНГ

Космачёв Алексей Владимирович
Статья посвящена особенностям территориального деления унитарных стран СНГ и их отличиям друг от друга.
Читать PDF
100.97 кб

Критерии классификации унитарных государств

Снетков Виталий Николаевич, Фомина Наталия Александровна
Статья посвящена классификации унитарных государств. В основе классификации лежат такие критерии, как уровень централизации власти и состав унитарного государстваThis article is dedicated to the classification of unitary states.
Читать PDF
107.07 кб

Структура и организация власти в унитарном государстве

Хафизов А. А.
В юридической науке всегда большое внимание уделялось форме организации власти.
Читать PDF
124.13 кб

Проблемы и пути реформирования государственных унитарных предприятий

Симонова Наталья Юрьевна
At present problems of the shaping and control as a whole untaxing income in Russia gone on the byplay on background conducted budgetary and tax reforms.
Читать PDF
154.37 кб

Унитарное предприятие как форма управления государственным имуществом

Анна Владимировна Цыкора
Отношения государства и собственности составляют приоритетное направление реализации экономической функции государства, определяют развитие общества и государственности.
Читать PDF
202.20 кб

Особенности правового положения государственных унитарных предприятий

Колобова Е.Ю.
В статье рассматривается правовое положение государственных унитарных предприятий.
Читать PDF
62.44 кб

Управление собственностью государственных унитарных предприятий России

Крашенинникова Н. В.
Читать PDF
787.55 кб

Государственные унитарные предприятия: у приватизации нет альтернативы

Cилкин В.Н.
В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная приватизации государственного имущества города Москвы в рамках Среднесрочной программы приватизации (продажи) имущества города Москвы на 2005-2007
Читать PDF
188.00 кб

Проблемы правоприменения в унитарном, федеративном и союзном государстве

Бабурин Сергей Николаевич
Рассматриваются проблемы правоприменения в унитарном, федеративном и союзном государстве.
Читать PDF
1.39 мб

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Э. С. Алиев
В статье рассматривается специфика управления финансами в государственных унитарных предприятиях.
Читать PDF
482.09 кб

Механизм федерализации государств унитарной формы государственного устройства

Раньжина Ирина Владимировна
В статье раскрываются особенности формирования современных форм государственного устройства в ряде унитарных государств.
Читать PDF
82.19 кб

Определение целевых функций федеральных государственных унитарных предприятий

Алфёров Антон Олегович
Автором статьи анализируется динамика процесса отказа государством от использования института унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ФГУП), и его перспективы.
Читать PDF
90.16 кб

Основные этапы анализа финансового состояния государственных унитарных предприятий

Ярагина Маргарита Олеговна
В статье дана характеристика основных подходов к оценке финансового состояния государственных унитарных предприятий.
Читать PDF
294.14 кб

Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий

Угренинова Елена Александровна, Камышанова Анна Евгеньевна
Статья посвящена исследованию правовой природы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Читать PDF
91.67 кб

Порядок реорганизации государственного унитарного предприятия в акционерное общество

Мартынович С. Н.
Реорганизация специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве, т.е.

Похожие термины: