Управа района

Найдено 1 определение
Управа района
подведомственный правительству г. Москвы территориальный орган исполнительной власти г. Москвы, осуществляющий исполнительно-распорядительную и контрольную деятельность на территории района.
Появлению управ районов предшествовала эволюция районных органов власти в г. Москве. До 1991 г. Москва была поделена на 33 района, включая г. Зеленоград. Районы существенно дифференцировались по размерам территории и численности населения (от 90 до 650 тыс. человек). В каждом районе был представительный выборный орган — Совет районных депутатов. Районы имели собственные бюджеты. Исполкомы районных Советов через районные финансовые отделы мобилизовывали в бюджет денежные ресурсы и осуществляли финансирование народного хозяйства, социальной сферы и управления. Основу социально-экономического развития составляли целевые комплексные программы. Ответственность за разработку программ возлагалась на районные плановые комиссии, существовавшие в каждом районе в структуре исполнительного комитета Совета районных депутатов. Ответственность за реализацию программ возлагалась на исполнительный комитет и предприятия района.
В результате реформы системы управления в 1991 г. в Москве было образовано 10 административных округов (см. Административный округ города Москвы), в каждом из которых было создано от 5 до 17 муниципальных округов — районов. Всего в столице было образовано 125 районов, которые позволили приблизить органы власти к населению. Администрации муниципальных округов (районов), возглавляемые супрефектами, существовали в период с 1991 по 1996 г. Супрефект, назначаемый префектом административного округа, осуществлял в муниципальном округе исполнительную власть.
В Уставе г. Москвы в 1996–2001 гг. был закреплен принцип двойного статуса органов власти города: городская администрация (мэрия Москвы) рассматривалась как исполнительный орган городского самоуправления и исполнительный орган государственной власти города Москвы.
С 1996 г. вместо администраций муниципальных округов (районов) были созданы районные управы. В Законе г. Москвы «О районной управе в городе Москве», принятом в 1996 г., было установлено, что районная управа, являясь органом власти района, осуществляет функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством г. Москвы к компетенции городского самоуправления. Районная управа состояла из районного собрания и администрации района, возглавляемых главой управы.
Создание районных управ явилось этапом в развитии местного самоуправления в районах города, тем не менее по сути районная управа оставалась местным органом государственного управления: во-первых, районная управа не имела собственного бюджета, она распоряжалась финансовыми ресурсами в пределах утвержденной сметы доходов и расходов; во-вторых, главы управ не всегда были выборными лицами, так как они могли быть избраны районным собранием по представлению мэра Москвы не только из своего состава.
С 1998 г. в Устав г. Москвы периодически вносились изменения. В 2001 г. принцип двойного статуса был отменен, и органы власти района признаются органами местного самоуправления. Переходный период их становления должен был длиться до декабря 2003 г. (срок истечения полномочий советников районных собраний, избранных в 1999 г.).
Однако, в связи с изменением положения о местном самоуправлении в районах, были внесены поправки в устав города, в соответствии с которыми территориальные органы исполнительной власти представлены в административных округах — префектурами административных округов; в районах г. Москвы — управами районов. Правительством Москвы утверждены Положение о префектуре административного округа г. Москвы и Положение об управе района города Москвы (постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. № 157-ПП), образованы 125 управ районов. В настоящее время границах районов созданы 125 муниципальных образований со статусом «муниципальный округ».
В связи с расширением в 2012 году границ Москвы на 148 тыс. га (в 2,39 раза), составив 255 тыс. га, в состав территории Москвы дополнительно вошло 21 муниципальное образование (2 городских округа, 3 городских и 16 сельских поселений), которые получили статус «поселения» как административные единицы. 1 июля 2012 года были образованы два новых административных округа города Москвы — Троицкий и Новомосковский, для административного управления которыми на переходный период создана одна префектура.
Административно-территориальное устройство Троицкого и Новомосковского округов включает: 21 поселение, в том числе по типам муниципальных образований — два поселения со статусом «городской округ» и 19 поселений со статусом «поселение».
В связи с этим управа района как административная единица относится только к районам в границах «старой Москвы».
Руководство управой района возлагается на главу управы района, который назначается и освобождается от должности Мэром Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа, согласованному с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.
Глава управы района назначается на срок от одного года до пяти лет или на срок полномочий Мэра Москвы. Одно и то же лицо замещает должность главы управы одного и того же района города Москвы не более семи лет подряд.
Первый заместитель и заместители главы управы назначаются на должность на срок от одного года до пяти лет и освобождаются от должности распоряжением префектуры соответствующего административного округа по представлению главы управы района города Москвы.
Заместители главы управы района, к должностным обязанностям которых относится руководство организационной работой, руководитель аппарата управы района назначаются по согласованию с Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Глава управы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управу района задач и осуществление своих полномочий. На управу района возлагается осуществление 103 функциональных задачи в области:
— жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, праздничного и тематического оформления района, благоприятных условий для проживания граждан (33 задачи);
— экономической политики, торговли
и услуг (9 задач);
— градостроительной деятельности, строительства, предотвращения и противодействия самовольному строительству (4 задачи);
— имущественно-земельных и жилищных отношений (8 задач);
— транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры (3 задачи);
— социальной политики, охраны труда
(12 задач);
— взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления (24 задачи);
— работы с населением, общественными объединениями граждан, средствами массовой информации (10 задач).
Их состав определен в Положении об управе района города Москвы, утвержденном Постановлением Правительства Москвы «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» от 24.02.2010 г. № 157-ПП (в ред. от 11.12.2013).
Управа района осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Управа района является органом, уполномоченным на проведение государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на под ведомственной территории.
В сфере взаимодействия с органами местного самоуправления управа района: содействует органам местного самоуправления в материально-техническом обеспечении проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов; оказывает содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, в том числе по реализации отдельных переданных полномочий города Москвы; следит за эффективностью реализации переданных органам местного самоуправления полномочий в сфере опеки и попечительства, досуговой, социальновоспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства; формирует и утверждает на основе предложений органов местного самоуправления, сводные районные календарные планы по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства, осуществляет публикацию указанных планов в средствах массовой информации, на официальных сайтах управ районов города Москвы и решает другие задачи.
При осуществлении своих полномочий управа района имеет право создавать межведомственные комиссии, советы, рабочие группы по вопросам, отнесенным к ведению управы района, положения и составы которых утверждаются главой управы района; учреждать официальные печатные издания района, использовать средства наружной рекламы, социального плаката в информационных кампаниях города, округа и территории района; направлять запросы в органы исполнительной власти г. Москвы, органы местного самоуправления, организациям и учреждениям с целью получения материалов, информации, необходимой для выполнения возложенных на управу района полномочий, и др.
Контроль за деятельностью управы района осуществляют префектура соответствующего административного округа, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы и уполномоченные Правительством Москвы органы.
З. А. Алиева
Список литературы
Закон города Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995 г.
Закон города Москвы «О территориальном делении города Москвы» от 05.07.1995 г. № 13–47 (в ред. от 26.06.2013).
Постановление Правительства Москвы «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП (в ред. от 11.12.2013).
Постановление Правительства Москвы «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы — управ районов» от 03.12.2002 г. № 981-ПП (в ред. от 30.08.2011).
Государственная власть и местное самоуправление в Москве: учеб. пособие / под ред. С. А. Авакьяна. — М.: МГУ, 2001.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Теория управления инвестированием в АПК сельского района

А.М. Бондаренко, Вл Н. Курочкин
Читать PDF

Цели и Задачи развития системы управления городского района

Садиков Алексей Вячеславович
Читать PDF

Управление сбалансированностью бюджетов муниципальных районов

Воронина Л.П.
Цель. Обоснование основных направлений обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов. Методы.
Читать PDF

Компетентность управленческого персонала муниципального района

Федотова Г.А., Куракина Л.Ю.
В статье раскрыта сущность и содержание деятельности управленческого персонала муниципального района, где особую значимость социально-рефлексивная компетентность как фактор развития всех её субъектов.
Читать PDF

Инновационные системы управления на уровне административного района

Позубенкова Э. И., Кондранов П. В.
Читать PDF

Программно-целевое управление расходами бюджетов муниципальных районов

Гордеева Г. П., Макарова С. Н.
Дана оценка программно-целевого управления с помощью методов бюджетных коэффициентов на примере бюджета Березовского района Красноярского края.
Читать PDF

Совершенствование стратегического управления районами республики Дагестан

Магомедов Абдусалам Магомедсаидович
Для качественного и эффективного осуществления функций управления на местном уровне необходимо формирование системы показателей, характеризующих социально-экономическое развитие муниципального района.
Читать PDF

Теоретические основы управления устойчивым развитием муниципального района

Лобова Светлана Владиславьевна, Борисов Дмитрий Владимирович
Рассматриваются теоретические положения и понятия стратегического управления развитием муниципального района, основанные на субъектно-функциональном, системном и организационном подходах.
Читать PDF

Район как объект стратегического управления в контексте теории организации

Демьяненко Александр Николаевич
Рассматриваются дискуссионные вопросы региональной экономики: понимание организационной природы района как объекта стратегического управления и формирование системы характеристик, позволяющих осуществить типологию районов, для цел
Читать PDF

Роль экологического районирования городских территорий в системе управления

Богачев В. П., Гусева Р. А.
Предлагается оптимальная методика экологического районирования городских территорий, основанная на проблемно-комплексном подходе. Показаны результаты ее применения для эколого-градостроительного районирования.
Читать PDF

Особенности управления эколого-экономическими системами пригородных районов

Павлов К.В.
В статье обосновывается целесообразность выделения пригородной экономики и экологии как отдельного направления регионалистики, а также определяются особенности управления эколого-экономическими системами пригородных районов.
Читать PDF

Эколого-экономическое районирование как аспект управления состоянием региона

Трофимов Анатолий Михайлович, Кочуров Борис Иванович, Кучерявенко Дания Закиевна, Рубцов Владимир Анатольевич, Булатова Гульнара Нуровна
В статье показан путь создания карты эколого-экономического районирования Республики Татарстан (РТ) от первичного представления этого процесса в духе экологической карты (1991 г.
Читать PDF

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ В СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ

Буторин Сергей Николаевич
Изучена проблема, связанная с необходимостью выработки подходов, обеспечивающих оптимальное сочетание направлений развития, как самого аграрного сектора, так и сельских территорий с ним взаимосвязанных.
Читать PDF

Системный подход в управлении агропромышленным комплексом муниципального района

Василенко С. А.
Basic statements of the theory of systems are used and the estimation of economic development of AIC during the last 15 years from the point of system approach is given.
Читать PDF

Совершенствование управления агропромышленным производством в муниципальном районе

Аскеров Пулат Фазаилович
Основой развития агропромышленного производства являются муниципальные районы, потому что здесь, как правило, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположены предприятия агросервиса, переработки и реализации продукции

Похожие термины:

  • РАЙОННАЯ УПРАВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

    орган власти района, осуществляющий функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции городского (местного) самоуправления.