Управление экономическим развитием муниципального образования

Найдено 1 определение
Управление экономическим развитием муниципального образования
В современном состоянии муниципального сектора можно выделить ряд сохраняющихся регрессивных явлений:
— функционирование муниципальных образований происходит в границах сложившихся административно-территориальных единиц, созданных в свое время без учета экономических возможностей их самостоятельного существования и развития;
— в некоторых регионах сформированные муниципальные образования на поселенческом и территориальном (городском, районном) уровне существуют формально, по сути дела без собственности, местного бюджета и прав;
— процесс формирования муниципальной собственности, прежде всего на землю как важнейший ресурс территориального развития, почти повсеместно не приближается к завершению;
— медленно и недостаточно четко складывается система взаимоотношений и разделение полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав;
— по многим территориям градообразующие (поселкообразующие) предприятия находятся в сложном финансово-экономическом состоянии;
— по многим городам и районам местная экономика нуждается в структурной трансформации;
— сохраняется низкий уровень социальной ответственности предпринимательства, что не способствует консолидированному взаимодействию местных администраций с местным сообществом;
— организационно-экономическая слабость и неподготовленность самих местных администраций к условиям ускоренного развития;
— органы местной власти не имеют долгосрочной стратегии развития.
Возможности муниципалитетов по полноценному управлению этими процессами ограничены как в правовом, так и финансовом аспектах.
Однако у муниципалитетов есть возможность влиять на деловой климат в звене местного предпринимательства, в том числе за счет активной позиции в области субвенционной политики. В этом смысле важное значение приобретает уровень разработки планов социально-экономического развития муниципальных образований, где четко определены приоритеты и их обоснованность.
К числу современных предпосылок, обусловливающих необходимость перехода к новому качеству управления на местном уровне, относится, прежде всего, усиление глобализации экономических и социальных процессов; вступление России в ВТО; формирование инновационной модели роста национальной экономики; динамичное расширение процессов интеграции (организационной, экономической, финансовой); рост требований населения к различным аспектам жизнедеятельности; ускоренное и многогранное развитие сферы сервиса; прогрессивное влияние достижений в области менеджмента, информатизации, компьютеризации; становление нового поколения специалистов в сфере государственного и муниципального управления; изменение менталитета населения, повышение самосознания, ответственности и активности местных сообществ; сдвиги в нормативно-правовом обеспечении процессов реформирования.
Одной из важнейших функций органов местного самоуправления является организация управления системой предоставления муниципальных услуг, а не руководство хозяйствующими субъектами производителями таких услуг. Управление системой муниципальных услуг должно пониматься в широком смысле, включающем совокупность мероприятий и действий по регулированию сферы муниципальных услуг, принятию и реализации управленческих решений, направленных на обеспечение предоставления многообразия общественных услуг местного значения, а также по контролю исполнения и применения мер ответственности. Изменение подхода к управлению муниципальными услугами должно быть направлено на необратимую замену административных методов управления в сфере муниципальных услуг экономическими методами управления, осуществляемыми на договорной основе (см. Муниципальные услуги, Классификация муниципальных услуг).
Органы муниципального управления должны осуществлять следующие меры в рассматриваемом направлении: демонополизация; развитие рынка муниципальных услуг путем поддержки конкуренции; определение способов организации и условий предоставления конкретных услуг; заключение договоров с исполнителями (производителями, поставщиками) услуг; повышение эффективности работы муниципальных предприятий; ценовое (тарифное) регулирование и контроль.
Ключевым инструментом демонополизации муниципальных услуг общепризнанно считается конкурсное размещение заказов, которое в настоящее время все более получает использование на местном уровне.
Анализ функционирования различных сфер муниципального хозяйства показывает, что современной задачей местных органов управления выступает деятельность по активизации частной инициативы, расширению конкуренции на рынках товаров, работ, услуг, привлечению инвестиций и новых компаний. Стержнем местного содействия становится создание благоприятной среды для развития предпринимательства во всех его формах, видах, размерах, масштабах. Как показывает зарубежная практика, именно это является импульсами экономического прогресса и гарантией полноценной реализации функций муниципальных органов управления по отношению к местному населению.
Выделяют два способа оценки эффективности экономического управления муниципальным образованием. Первый способ предполагает оценку эффективности с позиции достижения установленных сверху нормативных показателей (индикаторов), второй оценивает эффективность управления с позиции достигнутого муниципальным образованием уровня конкурентоспособности по критериям качества жизни. Муниципальное образование как субъект экономического управления (в отличие от регионального уровня) ставит во главу угла не организацию процесса производства, а организацию услуг по обеспечению качества жизни своих жителей. Именно этой цели и должны служить формируемые в плановом порядке индикаторы жизни.
Первый способ оценки эффективности экономического управления муниципального образования хорош как мера для подтягивания слабых в экономическом отношении муниципальных образований к среднему уровню. Второй способ целесообразно использовать для «крепких» в экономическом отношении муниципальных образований. Для последних важно, чтобы их лидирующее положение подкреплялось возможностью самостоятельно определять направления дальнейшего развития за счет права по своему усмотрению расширения круга индикаторов качества жизни. Такой ход формирования показателей жизни как критериев экономического развития муниципального образования жизнеспособен, если соблюдается принцип сравнимости их на территории всей страны.
Б. Л. Межиров
Список литературы
Селихова С. Ф. Формирование и совершенствование системы стратегического управления развитием муниципальных образований в регионе / Автореф. дисс. на соискание ученой степени к. э.н. — М., 2005.
Территориальное управление экономикой: словарь-справочник. — М.: ТЕИС, 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия