Управление муниципальными предприятиями

Найдено 1 определение
Управление муниципальными предприятиями
Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 51 Федерального закона от 06.12.2003 г. № 131-ФЗ).
К муниципальным хозяйствующим субъектам относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и учреждения.
Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между собственниками предприятия.
В РФ создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:
— муниципальное предприятие — унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
— муниципальное казенное предприятие — унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Муниципальное учреждение — это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций коммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
МУП — самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе используемого муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Муниципальное казенное предприятие создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой ими продукции, работ или услуг предназначена для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.
Муниципальное учреждение финансируется из средств местного бюджета полностью или частично (за вычетом дохода от оказания платных муниципальных услуг).
Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» (см. Муниципальное унитарное предприятие).
Основными функциями органов местного самоуправления в отношении унитарных предприятий являются следующие:
— утверждение устава МУП;
— определение предмета, цели и задачи деятельности;
— формирование уставного фонда;
— назначение по контракту и снятие директора, согласование назначения главного бухгалтера;
— принятие решения о проведении аудиторских проверок, утверждение годового
отчета;
— определение порядка составления и утверждение покупателей плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности;
— утверждение цены и тарифов на продукцию и услуги МУП;
— осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества МУП;
— в случае реорганизации или ликвидации предприятия назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационный баланс.
Муниципальное образование не несет ответственности по обязательным МУП, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
МУП не вправе продавать принадлежащее ему имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйствующего общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия органа местного самоуправления. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.
Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:
— потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и муниципальным стандартам качестве исполнения некоторых важнейших муниципальных услуг;
— локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает зависеть от участника;
— стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, категории потребителей);
— возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы.
В целях повышения эффективности использования имущественными комплексами муниципальных предприятий могут использоваться формы хозяйствования, при которых имущественный комплекс МУП остается в муниципальной собственности, но передается в управление частным хозяйствующим субъектам, т. е. функции собственника и управляющего муниципальной собственностью оказываются разделенными.
Такими формами могут быть:
— аренда имущественных комплексов МУП как единого целого. В роли арендаторов могут выступать хозяйственные общества самых разных организационно-правовых форм;
— концессия — форма долгосрочной аренды, предусматривающая в качестве условия аренды инвестирование средств концессионеров в имущественный комплекс
предприятия;
— доверительное управление — передача имущественного комплекса МУП на определенный срок доверительному управляющему, физическому или юридическому лицу. Доверительный управляющий обязуется управлять имущественным комплексом МУП в интересах муниципального образования за вознаграждение;
— акционирование имущественным комплексом МУП при сохранении контрольного пакета или даже 100% акций. С юридической точки зрения это равносильно приватизации, поскольку муниципальная собственность превращается в акционерную. Однако реальные рычаги управления предприятием остаются у органа местного самоуправления через контроль состава совета директоров.
Специфика управления муниципальными учреждениями определяется их социальной значимостью для населения муниципального образования и ограниченными возможностями для местного бюджета для их финансирования. К муниципальным учреждениям относится большинство учреждений дошкольного и общего школьного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты.
Для муниципальных учреждений органы местного самоуправления определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги и льготы для отдельных социальных групп населения, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов и финансируют деятельность этих учреждений в соответствии с объемом муниципального заказа.
В. Е. Тимошенко
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Закон Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.
Бабун Р. В., Альбах Е. Н., Зыков С. В. Муниципальные предприятия: проблемы и решения. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
Парахина В. Н., Галлеев В. Н., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление: учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2007.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., дополн. и перераб. — Ростов н/Дону:
Феникс, 2010.
Хозяйственная деятельность муниципалитетов в современных условиях: сб. материалов /под общ. ред С. Юсуповой, Н. Путинцевой. — М., 2004.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия