Управление нематериальными активами

Найдено 1 определение
Управление нематериальными активами
процесс принятия решений по созданию и введению нематериальных активов в коммерческий оборот в условиях рыночной конкуренции с целью получения максимальной прибыли. Основными этапами управления являются:
-подготовительный, в рамках которого создается реестр всех интеллектуальных ресурсов предприятия, включающий все необходимые правовые, технические, экономические данные по каждому объекту интеллектуальной собственности (ОИС); выявленные интеллектуальные ресурсы отражаются на балансе предприятия в качестве нематериальных активов; разрабатывается внутренний правовой механизм для создания и использования нематериальных активов на предприятии (режим коммерческой тайны, оформление и заключение договоров авторов с работодателем по вопросам создания, правовой охраны и использования ОИС, разработка системы правовой охраны рацпредложений, введение системы материального и морального поощрения авторов и пр.);
-исследование внешней конкурентной среды-сущность этапа заключается в изучении фирм-конкурентов и выпускаемой ими продукции, исследовании потребностей рынка с использованием всего арсенала поисковых методов (в рамках действующего законодательства). К ним можно отнести патентные, фирменные, маркетинговые исследования, определение научно-технического уровня выпускаемой продукции и пр.;
-выбор конкурентной стратегии-система конкурентных стратегий разработана российским ученым, экономистом, историком бизнеса, доктором экономических наук, проф. Финансовой академии при Правительстве РФ А.Ю.Юдановым (Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. 384 с.). В рамках системы выделяют четыре основных типа стратегии конкурентного поведения на рынке. Каждый из них ориентирован на разные условия экономической среды, различные конкурентные преимущества, имеющиеся в распоряжении предприятия. Это следующие стратегии: виолентная (силовая) (см. Фирмы-виоленты); патиентная (специализированная) (см. Фирмы-патиенты); коммутантная (приспособительная) (см. Фирмы-коммутанты); эксплерентная (экспериментальная, прорывная) (см. Фирмы-эксплеренты);
-оперативный этап-реализация принятых решений. На этом этапе в рамках выбранной стратегии должны проявиться предприимчивость и инициатива управляющих конкретного предприятия. Например, если намечена виолетная стратегия, то необходимы широкомасштабные НИОКР для создания улучшенных инноваций, быстро реализуемых в выпускаемой продукции. Если фирма-патиент, то неизбежен выбор специализированной ниши, которая потребует менее масштабных, но более специализированных, узконаправленных разработок, которые будут иметь в основном улучшающий, приспособительный характер. Как для виолентной, так и патиентной стратегии характерно стремление к обеспечению патентной монополии на созданные инновации.

Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар