Управлением социальным развитием муниципального образования

Найдено 1 определение
Управлением социальным развитием муниципального образования
управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.
Каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются: бюджетный процесс; период полномочий органов местного самоуправления; крупные инвестиционные проекты; местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).
В вопросе управления развитием муниципального образования существуют два подхода (или две стратегии).
Первый подход — в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социальным развитием относительно условно, но достаточно определенно можно разбить на два периода: период разработки программы комплексного социального развития и период реализации этой программы.
Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.
Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социального развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть достаточно жестко состыкованы по срокам.
Эти два процесса могут развиваться относительно параллельно. Например, при наличии двух программ развития: программы комплексного социального развития, рассчитанной на реализацию в ближайший бюджетный период, и основных направлений развития муниципального образования на перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социальной программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год).
Под системой управления социальным развитием муниципального образования понимают систему, в которой реализуются функции управления и которая включает: специалистов, объединенных в органы управления; используемый комплекс методов управления; организационную и вычислительную технику; связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой; жителей муниципального образования.
В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социальным развитием муниципального образования.
К основным элементам системы управления социальным развитием муниципального образования следует отнести: население муниципального образования; органы местного самоуправления муниципального образования; органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением (местным сообществом); подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; подсистему информационного обеспечения процесса управления и др.
Методы управления социальным развитием МО подвергаются правовому регулированию на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому изложение вопросов их правового регулирования осуществляется посредством характеристики как федеральных и региональных правовых актов, так и актов местного самоуправления.
Основные методы управления социальным развитием местных сообществ в Российской Федерации:
— оценка и мониторинг социального положения муниципальных образований;
— управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами;
— проведение внешнего аудита муниципальных предприятий и учреждений;
— инвентаризация и рыночная оценка объектов муниципальной собственности и использование конкурсных механизмов при выборе форм их использования.
А. А. Левов
Список литературы
Асанов В. Л., Иванов В. Н., Мельников С. Б. и др. Муниципальный менеджмент. — М.:
Муниципальный мир, 2004.
Борисова Е. В., Гомола А. И., Гомола И. А. Правовые основы государственного и муниципального управления. — М.:
Инфра-М, 2005.
Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления. — М.: Омега-Л, 2008.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия