Уровень местного самоуправления

Найдено 1 определение
Уровень местного самоуправления
Необходимость рассмотрения понятия «уровень местного самоуправления» следует из фактически существующей в мировой практике территориальной организации местного самоуправления.
В большинстве зарубежных стран, особенно крупных, используются двух- или даже трехуровневые модели территориальной организации местного самоуправления с четким законодательным разграничением функций, полномочий и источников доходов каждого уровня. Так, в Англии и Индии крупные поселения и населенные территории (муниципальные корпорации) и более мелкие (муниципалитеты) разнятся объемами полномочий и структурой органов местного управления (см. Система местного самоуправления в Великобритании). В США города (муниципалитеты) располагаются на территориях округов (графств), причем четко известно, какие услуги жителям оказывает город, а какие округ (см. Система местного самоуправления в США). Соответственно житель города платит определенные законом местные налоги и в бюджет города, и в бюджет округа.
В настоящее время в субъектах РФ реализуется двухуровневая модель территориальной организации местного самоуправления (см. Территориальная организация местного самоуправления). Муниципальными образованиями (см. Муниципальное образование) являются муниципальные районы и поселения (городские, сельские) внутри районов с разграничением между ними полномочий, собственности и источников доходов.
Понятие «уровень местного самоуправления» можно определить как совокупность муниципальных образований, расположенных в границах субъекта РФ или иного (объемлющего) муниципального образования, характеризуемых одинаковым кругом вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, отнесенных законодательством к ведению всех входящих в эту совокупность муниципальных образований.
Данное определение не устанавливает разграничения полномочий и не предписывает обязательность существования «матрешки» муниципальных образований (уровень может быть один), а лишь указывает, что, говоря об уровне местного самоуправления, следует подразумевать наличие муниципальных образований, в отношении которых осуществляется совпадающее законодательное регулирование.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ термин «уровень местного самоуправления» не используется и вопрос об особенностях одно- или многоуровневой организации местного самоуправления не рассматривается. Это обусловлено тем, что решение вопроса о наличии либо отсутствии уровней местного самоуправления зависит от специфики субъекта Федерации и каждого отдельно взятого муниципального образования и, следовательно, выходит за рамки общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а значит, подлежит регулированию на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
Вместе с тем в указанном федеральном законе (п. 2, ч. 1 ст. 11) содержатся нормы, предусматривающие возможность существования в границах территории муниципального образования других муниципальных образований. При этом Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает разграничение между муниципальными образованиями вопросов местного значения (ст. 14, 15, 16), муниципального имущества (ст. 50), источников доходов местных бюджетов (ст. 55).
Многоуровневую систему местного самоуправления не следует путать также с возможной организацией местного самоуправления, предусматривающей наличие административно-территориального деления муниципального образования и соответственно существование территориальных подразделений органов местного самоуправления.
В первом случае в состав муниципального образования входят иные муниципальные образования, обладающие собственными представительными органами, местным бюджетом, муниципальной собственностью и, самое главное, собственной компетенцией, в которую органы местного самоуправления объемлющего муниципального образования вмешиваться не вправе. При многоуровневой организации местного самоуправления органы местного самоуправления объемлющего и расположенного внутри него муниципальных образований являются не выше- и нижестоящими, а самостоятельными, обладающими собственной компетенцией органами власти.
Во втором случае речь идет о формировании структурных подразделений органов местного самоуправления, а также назначении должностных лиц с целью реализации отдельных полномочий местного самоуправления на части территории муниципального образования. Указанные органы (должностные лица) населением территории, в отношении которой они обладают отдельными властными полномочиями местного самоуправления и которая муниципальным образованием не является, не избираются и соответственно подчинены не ему, а вышестоящему органу (должностному лицу) местного самоуправления.
Надо заметить, что второй вариант схемы организации власти не исключает возможности установления нормативными актами муниципального образования подотчетности соответствующего органа (должностного лица) местного самоуправления сходу, конференции жителей административно-территориальной единицы, органам территориального общественного самоуправления, действующим в рамках указанной территории, и т. п.
Н. Н. Мусинова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. — Ст. 2, 11, 14–16, 50, 55.
Замотаев А. А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. — М.: Муниципальная власть, 1999.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 53–55, 511–516

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
84.44 кб

Влияние имиджа на уровень доверия населения органам местного самоуправления

Старых Наталья Петровна
В данной статье рассматривается роль имиджа как фактора доверия населения органам местного самоуправления.