Устав муниципального образования

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
нормативный правовой акт муниципального образования, имеющий высшую юридическую силу по отношению к иным правовым актам, принятых в муниципальном образовании.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

Устав муниципального образования
это акт высшей юридической силы, регулирующий вопросы организации местного самоуправления. Устав принимается представительным органом местного самоуправления, а в поселениях с численностью населения, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Проект устава муниципального образования выносится для обсуждения на публичные слушания.

Источник: Большой юридический словарь

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
важнейший акт местного нормотворчества, в котором в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении закрепляются организация и основные направления осуществления населением местной власти на территории муниципального образования.
Каждое муниципальное образование имеет свой устав, который оно разрабатывает самостоятельно. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает две формы принятия устава: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно. Структура устава определяется самим муниципальным образованием, закон лишь содержит перечень вопросов, которые обязательно должны быть отражены в уставе. В уставе устанавливаются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления и др.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Устав муниципального образования
основной нормативно-правовой акт муниципального образования, в котором указываются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура, порядок формирования и организации деятельности органов местного самоуправления; д) экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, вопросы формирования и исполнения местного бюджета, местного налогооблажения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, е) другие вопросы, регламентирующие осуществление местного самоуправления. См. Муниципальное образование, Границы муниципального образования, Местное самоуправление.
Устав муниципального образования может приниматься как непосредственно гражданами на местном референдуме, так и формируемым ими представительным органом местного самоуправления.
Уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законами субъектов Российской Федерации порядке. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
После официального опубликования (обнародования) уставы муниципальных образований вступают в силу и являются обязательными для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований всеми гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями, органами и должностными лицами.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Административно-правовой статус муниципального образования определяется его уставом, в котором указываются: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, должностных лиц мест-нош самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; гарантии прав должностных лиц местного самоуправления; условия и порядок организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций; другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или население] непосредственно.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
важнейший акт местного нормотворчества, в котором в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении закрепляются организация и основные направления осуществления населением местной власти на территории муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет свой устав, который оно разрабатывает самостоятельно. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 1995 предусматривает две формы принятия устава: представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Структура устава определяется самим муниципальным образованием, закон лишь содержит перечень вопросов, которые обязательно должны быть отражены в уставе. В уставе устанавливаются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопроса местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименование и полномочия выборных, других органов и должностных лиц местного самоуправления; 6) срок полномочий депутатов, членов других выборных органов и выборных должностных лиц; 7) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; 8) основания и виды ответственности органов и должностных л и ц местного самоуправления; 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных должностных л и ц и органов; 10) статус, социальные гарантии, основания и порядок прекращения полномочий депутатов, членов других выборных органов и выборных должностных лиц; 11) условия и порядок организации муниципальной службы; гарантии прав должностных лиц; 12) экономическая и финансовая основа местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также другие положения, с учетом исторических и иных местных традиций и действующего законодательства. У.м.о. подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Федерации, и вступает в силу после его официального опубликования. И.И. Овчинников

Источник: Юридическая энциклопедия

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. У.м.о. представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение У.м.о. состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации. Так, в Республике Марий Эл такая регистрация производится государственной регистрационной палатой при республиканском министерстве юстиции. В Нижегородской области У.м.о. регистрируются Законодательным собранием области. Вопрос о времени вступления У.м.о. в силу внесло решение Президиума Верховного Суда РФ по делу о признании недействительными законов Рязанской области "О местном самоуправлении Рязанской области" и "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Рязанской области". В решении отмечается, что согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" У.м.о. подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ, а в соответствии с п. 5 этой статьи У.м.о. вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Значит, акт государственной регистрации У.м.о. является обязательной стадией нормотворческого процесса, следующей за принятием устава и предшествующей его опубликованию (обнародованию). Устав вступает в силу с момента его официального опубликования, которое производится после его регистрации.
У.м.о. является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия; д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления; ж) условия и порядок организации муниципальной службы; з) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др. Одновременно У.м.о. является базой для правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которые, исходя из положений устава, осуществляют более детальную регламентацию муниципальных отношений.
У.м.о. обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать У.м.о., его концептуальным положениям, принципам и нормам. Особенность У.м.о. и в особом порядке его принятия, внесения в него изменений и дополнений. Эти особенности закреплены в самом У.м.о. (например, принятие устава квалифицированным большинством депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование на конференции, собрании или сходе граждан либо голосование в форме референдума).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Устав муниципального образования
комплексный, основополагающий нормативный правовой акт муниципального образования, принимаемый в особом порядке, обладающий прямым действием и высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и являющийся основой развития системы муниципальных правовых актов.
В У.м.о. согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ должны закрепляться обязательные (императивные) положения, которые лежат в основе формирования статуса муниципального образования, его организации и функционирования. К таким обязательным положениям относятся:
1)Наименование муниципального образования (должно включать указание на тип муниципального образования — городской округ, муниципальный район, городское или сельское поселение).
2)Перечень вопросов местного значения. Данный перечень устанавливается Конституцией РФ и Федеральным законом № 131ФЗ и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Именно поэтому в уставе данный перечень лишь «определяется», а не устанавливается. Такое «определение» может происходить за счет конкретизации некоторых вопросов местного значения (без использования терминов, расширяющих объем вопроса), установленного в Федеральном законе для данного типа муниципального образования.
3)Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления. С учетом того, что формы участия населения в решении вопросов местного значения установлены в Федеральном законе № 131-ФЗ, основное внимание при определении указанных положений должно уделяться закреплению процедур и гарантий такого участия, в частности: последовательности и сроков совершения действий и мероприятий; прав и обязанностей граждан и корреспондирующих им обязанностей и прав органов и должностных лиц местного самоуправления; последствий нарушений прав граждан, а также несоблюдения процедуры и установленных обязанностей.
4)Структура и порядок формирования органов местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ допускает установление в У.м.о. иных, помимо предусмотренных данным законом, органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. В отношении таких органов, в случае их закрепления в уставе, необходимо установление всего комплекса вопросов их организации и деятельности — порядка формирования, объема и срока полномочий, их подотчетности и подконтрольности.
5)Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. В У.м.о. может быть закреплен ряд полномочий, не предусмотренных в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, разграничение полномочий между органами местного самоуправления также определяется У.м.о., в нем целесообразно закреплять не только «общие» полномочия органов местного самоуправления, но и «разграниченные» полномочия каждого из этих органов.
6)Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных
правовых актов;
7)Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.
8)Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в т. ч. основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
9)Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за его исполнением.
10)Порядок внесения изменений и дополнений в У.м.о.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. В федеральном законе № 131ФЗ дополнительно содержатся указания на вопросы, подлежащие урегулированию в У.м.о. и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований. К таким дополнительным вопросам, требующим регулирования в исключительно в У.м.о., относятся, в частности:
1)подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления;
2)принятие решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в т. ч. дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов.
3)установление сроков назначения муниципальных выборов;
4)определение избирательной системы, которая применяется при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании;
5)установление порядка принятия решения о самороспуске представительного органа местного самоуправления;
6)порядок назначения собрания граждан, проводимого по инициативе населения, а также ряд иных вопросов
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131ФЗ закрепляет, что У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления. Однако в целях привлечения внимания населения к процессу принятия столь важного документа возможно предварительное вынесение некоторых его основных положений на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и У.м.о. в целом принимаются представительным органом. Принятие У.м.о. представительным органом муниципального образования осуществляется тайным голосованием. За принятие У.м.о. или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие У.м.о. осуществляется населением непосредственно на сходе граждан.
У.м.о., а также внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации. Государственная регистрация У.м.о. осуществляется органами юстиции в порядке, предусмотренном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации У.м.о. могут быть: противоречие У.м.о. Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; нарушение установленного порядка принятия У.м.о. В этих случаях представительный орган муниципального образования обязан внести в текст У.м.о. необходимые коррективы. Решение органа юстиции об отказе в регистрации У.м.о. может быть обжаловано гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Н. Н. Мусинова
Список литературы
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. — Ст. 17, 44.
Настольная книга для муниципальных политиков/Под ред. Е. С. Шугриной, В. А. Савицкого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
ООО «БРИЗ», 2009. — С. 107–116.
Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр.
и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 47–48.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
592.64 кб

Понятие и признаки устава муниципального образования

Шкуратова Татьяна Павловна
Определяются понятие, признаки и свойства устава муниципального образования. Обосновывается необходимость обеспечения синхронного правового регулирования порядка его принятия.
Читать PDF
223.34 кб

Проблемы регистрации устава муниципального образования

Капустин И.В.
Читать PDF
265.63 кб

Юридические свойства устава муниципального образования

С. В. Арбузов
This article is devoted to the research of the law base of the local administration system, specifically to the research of regulations of municipal education as the base of the normative-legal act of the concrete municipal educat
Читать PDF
287.40 кб

Устав как основополагающий документ муниципального образования

Правдин Дмитрий Геннадьевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием устава муниципального образования, с его обсуждением и его принятием.
Читать PDF
49.85 кб

Устав муниципального образования: особенности принятия, регистрации и вступления в силу

Болтушкин В. Е.
В статье обсуждаются вопросы, касающиеся разработки уставов муниципальных образований.
Читать PDF
233.56 кб

Онлайн обсуждение проекта устава муниципального образования, его изменений и дополнений

Мухачев Игорь Владимирович, Адамоков Беслан Билялович
Статье рассматривается проблема проведения публичных слушаний при принятии устава муниципального образования или внесению изменений в него. Дается обоснованный вывод по этой проблеме.
Читать PDF
125.80 кб

Гарантирующая функция устава муниципального образования – основа социального гомеостазиса

Мухачев Игорь Владимирович, Адамоков Беслан Билялович
В статье рассматривается гарантирующая функция устава муниципального образования, как основная функция, а также обосновывается причинно-следственная связь между выполнением этой функции уставом и социальным гомеостазисом в муницип
Читать PDF
126.37 кб

Устав муниципального образования внутригородского муниципального образования в городе Москве

Улюкина И. Н.
Читать PDF
197.17 кб

«Городовое положение» 1785 года как прообраз устава муниципального образования в современной России

Нехай Асиет Юрьевна, Тамазова Анна Дмитриевна
В статье рассматривается историческое развитие и становление устава муниципального образования в современной России. Выявляется сходство «Городового положения» 1785 г. и современных уставов муниципальных образований.
Читать PDF
136.24 кб

Процедурная легальность и компетенционная легальность устава муниципального образования как самостоя

Давыдова Мария Александровна
Исследуются такие элементы правового качества уставов муниципальных образований, как процедурная легальность и компетенционная легальность.
Читать PDF
484.56 кб

Устав муниципального образования в свете требований федерального закона «Об общих принципах организа

Камалов Ф. С.
В статье анализируются функции, роль и значение устава муниципального образования для организации местного самоуправления в России.
Читать PDF
114.03 кб

Устав муниципального образования в системе муниципальных правовых актов (некоторые вопросы теории и

Капустин И. В.
Принятие Федерального закона от 6 октября 2003г.