ВАКУФНОЕ ПРАВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАКУФНОЕ ПРАВО
один из институтов мусульманского права. Арабское слово "вакуф" ("вакф") в прямом смысле означает "задержание", "остановка", в переносном же смысле, на языке мусульманского права, - "посвящение к.-л. предмета (имущества) к.-л. цели" с запрещением дальнейшего отчуждения или перехода из одних рук в другие. Отчуждение допускается лишь в случае прекращения существования того учреждения или юридического лица, в пользу которого вакуф установлен (в этом случае он переходит к наследникам учредителя вакуфа), или в случае, когда вакуфное имущество может потерпеть ущерб или стать бездоходным Доходы с такого имущества определяются на какую-либо благотворительную, просветительную или религиозную цель и закрепляются за учреждениями, осуществляющими эти цели.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Вакуфное право
один из своеобразных институтов мусульманского права. Термин «вакуф» (или, правильнее, вакф) в прямом смысле означает по-арабски задержание, остановку, в переносном же – посвящение какого-либо цели, с запрещением дальнейшего отчуждения или перехода из одних рук в другие. Отчуждение допускалось лишь в случае прекращения того учреждения или юридического лица, в пользу которого установлен вакуф (в этом случае он переходит к наследникам учредителям вакуфа), или в случае, когда вакуфное имущество, при непродаже его, может потерпеть ущерб или стать бездоходным. Доходы с такого имущества определялись на какую-либо благотворительную, просветительную или религиозную цель и закреплялись за учреждениями, осуществляющими эти цели. Пожертвование в форме вакуфа рассматривалось как одно из тех особых добрых дел, которое, по образному выражению мусульманского предания, могло быть и после смерти «внесено» в «закрытую» уже «книгу деяний умершего». Вакуфное имущество в мусульманских странах являлось одним из главных источников существования мусульманских школ, мечетей, духовенства, благотворительных учреждений. В Турции до первой мировой войны около 2/3 всех земельных владений являлись вакуфами. Распространены они были и в среднеазиатских ханствах (около половины всей обрабатываемой земли). Существовало вакуфное право и в Персии, Афганистане, Индии, Русском Туркестане, на Кавказе и в Крыму. Предмет вакуфа – всякая вещь, из которой может быть извлечена польза и эксплуатация которой носит более или менее длительный характер – земли, строения и предприятия (караван-сараи, лавки, бани, мельницы и пр.). акт установления вакуфа совершается добровольным завладением учредителя в присутствии казия (судьи), который составляет и выдаёт вакуфный документ – вакфнамэ. Управление вакуфным имуществом передавалось особым управителям – мутаваллиям, назначаемым самим учредителем вакуфа или казием. За свой труд мутаваллий вознаграждался из доходов имущества. Надзирал за их деятельностью казий. Наряду с этим нормальным, основанным на мусульманском праве, типом вакуфа обычай и практика выработали ещё иной вакуф, прозванный, в отличие от законного, - обычным (вакфалет). Имущество в этом случае закрепляется за потомством самого учредителя вакуфа, делая его как бы родовым. Обычное вакуфное право возникло главным образом из стремления собственников к ограждению имущества от широко практиковавшихся захватов, конфискаций и произвола властей. Вакуф служил своеобразной гарантией спокойного пользования имуществом.
Исторически создавались и другие отступления от строгих требований мусульманского права в отношении вакуфов. Так, вакуфные земли местами отдавались в бессрочную наследственную аренду с предоставлением права возводить постройки («населённые вакуфы») за определённую плату, или часть дохода, или натуральные повинности, в отдельных случаях доходившие до половины всего урожая. Создавались на почве вакуфного права, таким образом, отношения, напоминающие феодальные или полуфеодальные. В рамках мудрой восточной политики, русское дореволюционное законодательство даже освобождало вакуфные земли от государственных налогов. После Октябрьской революции вакуфы были сначала изъяты и переданы в общегосударственный фонд, но впоследствии Советская власть в Туркестане, считаясь с обычаями местного населения, повела более осторожную политику: вакуфные имущества, принадлежащие мечетям, были переданы в их пользование. «Населённые вакуфы», находившиеся в пользование декхан, были отданы последним на основе закона о трудовом землепользовании, вакуфы же, имеющие просветительное значение, перешли в Народный комиссариат просвещения Туркестана. На местах в составе исполкомов были образованы особые вакуфные отделы. Установление новых вакуфов было сначала ограничено (только культурно-просветительными вакуфами), а затем и запрещено. При проведении земельной реформы в Узбекистане в конце 1925 г. вакуфные земли были переданы в государственный земельный фонд. «

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Место исламского института «Вакуфное право» в светской правовой системе Республики Таджикистан

Мирбобоев Акмал Абдуллоджонович
В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы сегодняшнего дня, в частности, благотворительная деятельность, имеющая место в Республике Таджикистан, отношение таджикских политиков к религии ислам, место ислама в современном та
Читать PDF

Место исламского института «Вакуфное право» в светской правовой системе Республики Таджикистан

Мирбобоев Акмал Абдуллоджонович
В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы сегодняшнего дня, в частности, благотворительная деятельность, имеющая место в Республике Таджикистан, отношение таджикских политиков к религии ислам, место ислама в современном та