ВАРНА
Варна
термин для обозначения сословия в древней и средневековой Индии. К варнам свободного населения в древней Индии относились брахманы, кшатрии, вайшии и шудры.
Варна
в Древней Индии одна из четырех обособленных сословных групп, объединенных на основе религиозно-ритуальных, социально-профессиональных и иных признаков.
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Варна
сословная общность в Индии, объединенная на основе совокупности религиознои военно-ритуальных, а позднее социально-профессиональных признаков (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013
ВАРНА
cанскр.) Наследственная замкнутая сословная группа в Древней Индии. Существовало 4 варны: брахманы (жрецы), кшатрии (цари и воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы), шудры (слуги). Из древних варн впоследствии развились касты.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Варна
наследственная социальная группа в Древней Индии. В соответствии с представлениями ведической религии Бог создал четыре Варны людей: брахманов (жрецов) из уст Бога, кшатриев (воинов) из рук Бога, вайшиев (земледельцев) из бедер Бога; и шудр (слуг) – из ступней Бога. Из слюны Бога были созданы неприкасаемые не входящие ни в одну из существующих Варн. Это были самые призираемые люди, с которыми нельзя было не только общаться, но и допускать попадания их тени на себя. Если такое случалось, человек обязан был искупаться в священных водах Инда или Ганга, чтобы отчистить свою душу. Предположительно к числу неприкасаемых относилось завоеванное население. Брахманы признавались владыками всего сущего, им отводилось особое место на земле. Считалось, что брахманам не к лицу прибегать к насилию и принуждению. Не случайно, если брахману необходимо было отстаивать свои права, например, получить долг, он мог воспользоваться объявлением голодовки у дома должника. В случае смерти брахмана в такой ситуации, считалось, что на должника обрушивается проклятие и всеобщее осуждение, что он мог искупить нередко только своей смертью». Именно они с тремя помощниками или совместно с царём и царскими советниками осуществляли правосудие. Брахманы находятся под особой защитой: недаром «убивающий при самозащите, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахманов, по закону не совершает преступления» (ст. 349 Гл. VIII Законов Ману).
В то же время в случае, если преступление совершается брахманом, максимальным наказанием для него должно быть изгнание, а не членовредительские кары или смерть (ст. 124 Гл. VIII Законов Ману). Брахман уплачивает минимальный процент в случае взятия им займа (ст. 142 Гл. VIII Законов Ману). Максимальной предполагается доля в наследстве для сына брахмана перед сыном кшатрийки, вайшийки или шудрянки (ст. 153 Гл. IX Законов Ману). «Имущество (умершего) брахмана никогда не должно поступать в пользу царя, таково правило; но (имущество людей) других варн, при отсутствии всех наследников, царь может взять себе» (ст. 189 Гл. IX Законов Ману). Ведизм запрещает переход из Варны в Варну. Если мужчина вступает в половую связь с женщиной вышестоящей Варны, то их ожидает смерть. Если женщина вступает в брак или в половую связь с мужчиной из вышестоящей Варны, то их дети наследуют статус матери. Кроме того, у каждой Варны есть своя дхарма. Так, брахманы обязаны изучать веды и учить народ праведности. Кшатрии обязаны защищать брахманов, сирот и слабых. Вайшьи должны работать на земле и обеспечивать брахманов и кшатриев. Шудрам следует служить всем другим Варнам. Брахманы, кшатрии и вайшьи считались дважды рожденными людьми, т. к. они могли изучать священные тексты. Индусская религия утверждает, что если человек будет выполнять свой долг (дхарму), у него будет чистая карма, которая поможет ему в следующей жизни родиться в более привилегированной Варне или даже соединиться с Богом. Когда же индивид нарушит законы Рита – он возродиться в низшем социальном состоянии, чем жил ранее или станет животным, либо камнем, брошенным на дороге.
В то же время в случае, если преступление совершается брахманом, максимальным наказанием для него должно быть изгнание, а не членовредительские кары или смерть (ст. 124 Гл. VIII Законов Ману). Брахман уплачивает минимальный процент в случае взятия им займа (ст. 142 Гл. VIII Законов Ману). Максимальной предполагается доля в наследстве для сына брахмана перед сыном кшатрийки, вайшийки или шудрянки (ст. 153 Гл. IX Законов Ману). «Имущество (умершего) брахмана никогда не должно поступать в пользу царя, таково правило; но (имущество людей) других варн, при отсутствии всех наследников, царь может взять себе» (ст. 189 Гл. IX Законов Ману). Ведизм запрещает переход из Варны в Варну. Если мужчина вступает в половую связь с женщиной вышестоящей Варны, то их ожидает смерть. Если женщина вступает в брак или в половую связь с мужчиной из вышестоящей Варны, то их дети наследуют статус матери. Кроме того, у каждой Варны есть своя дхарма. Так, брахманы обязаны изучать веды и учить народ праведности. Кшатрии обязаны защищать брахманов, сирот и слабых. Вайшьи должны работать на земле и обеспечивать брахманов и кшатриев. Шудрам следует служить всем другим Варнам. Брахманы, кшатрии и вайшьи считались дважды рожденными людьми, т. к. они могли изучать священные тексты. Индусская религия утверждает, что если человек будет выполнять свой долг (дхарму), у него будет чистая карма, которая поможет ему в следующей жизни родиться в более привилегированной Варне или даже соединиться с Богом. Когда же индивид нарушит законы Рита – он возродиться в низшем социальном состоянии, чем жил ранее или станет животным, либо камнем, брошенным на дороге.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.