ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ
ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ
лат. leges barbarorum - законы варваров) Записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв. Известны Салическая, Вестготская, Бургундская, Аллеманская и др. К ним по характеру приближается Русская правда.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Варварские правды
записи обычного права, возникшие между V в. и IX в. в варварских королевствах Западной Европы: «Салическая Правда», «Рипуарская Правда», «Баварская Правда» и пр. По своему содержанию с ними сходны «Русская Правда» из Киевской Руси и «Земледельческий закон» из Византии.
ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ
лат. leges barbarorum - законы варваров) - обычное право германских племен, записанное в период времени между началом V и серединой XI в. К В. п. относятся: Вестготская правда (ее самая ранняя часть записана во второй половине V в.). Бургундская правда (конец V - начало VI вв.), Салическая правда (записана в начале VI в.), Рипуарская правда (VI-VII вв.), Алеманнская правда (конец VI-VIII в.), Баварская правда (середина VIII в.), Лангобардские законы (середина VII - середина VIII в.), Англо-саксонские законы (VII-IX вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (начало IX в.).
Источник: Большой юридический словарь
Варварские правды
принятое в отечественной литературе название раннефеодальных юридических кодификаций, в которых были записаны правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев, кельтов и англосаксов. К ним относятся Салическая правда (конец V в.), Бургундская правда (конец V – начало VI вв.), Рипуарская правда (VI в.), Вестготская правда (конец VI – начало VII вв.), Аллеманская правда (VIII в.), Саксонская и Тюрингская правды (конец VIII – начало IX вв.), капитулярии франкских королей VIII-IX вв., ирландский юридический сборник и скандинавские провинциальные судебники XII-XIV вв. Древние греки и римляне всякого чужака именовали варваром. Позднее это название было ассоциировано с юридическими кодификациями народов, не входивших в состав Римского (Византийского) государства. В России указанные правовые памятники принято называть правдами» по аналогии с Русской Правдой.
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Варварские правды
раннефеодальные кодификации, записи норм обычного права германских народов, записанные в период времени между началом V и серединой XI в. К варваским правдам относятся: Вестготская правда (её самая ранняя часть записана во второй половине V в.), Бургундская правда (конец V начало VI в.), Салическая правда (записана в начале VI в.), Рипуарская правда (VI – VIII вв.), Аллеманская правда (конец VI – VIII вв.), Баварская правда (середина VIII в.), Лангобардские законы (середина VII – середина VIII в.), Англосаксонские законы (VII – IX вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франковхамавов (начало IX в.) и др. Побудительным поводом для кодификации обычно-правовых норм послужило образование германских племенных государств или по крайней мере более прочной связи племён с занятой ими территорией. Это подтверждается тем фактом, что порядок появления Варварских правд, более или менее сопутствует порядку появления племенных государств. Все они составлены на вульгарном латинском языке, и чем позднее составлена правда, тем заметнее влияние духовенства. Структура варварских правд отличается сложностью: обычно они состоят из отдельных частей разновременного происхождения (например, Рипуарская, Алеманская) или, будучи результатом единого законодательного акта (Салическая правда), дополнены королевскими законами более позднего периода. По мере упрочения феодального строя Варварские правды утрачивали своё значение и к XI в. в большинстве случаев перестали применяться.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Варварские правды
принятое в отечественной литературе название раннефеодальных юридических кодификаций, в которых были записаны правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев, кельтов и англосаксов. К ним относятся Салическая правда (конец V в.), Бургундская правда (конец V – начало VI вв.), Рипуарская правда (VI в.), Вестготская правда (конец VI – начало VII вв.), Аллеманская правда (VIII в.), Саксонская и Тюрингская правды (конец VIII – начало IX вв.), капитулярии франкских королей VIII-IX вв., ирландский юридический сборник и скандинавские провинциальные судебники XII-XIV вв. Древние греки и римляне всякого чужака именовали варваром. Позднее это название было ассоциировано с юридическими кодификациями народов, не входивших в состав Римского (Византийского) государства. В России указанные правовые памятники принято называть правдами» по аналогии с Русской Правдой. Для «В.п.» характерны бессистемность, фрагментарность как отражение результатов становления обычно-правовой основы раннефеодального общества. Они были носителями складывающихся внутренних и внешних правовых отношений, основывавшихся на разложении рода и становлении государства. В них отражены подробности различных процедур и ритуальных действии, как правило, совершавшихся публично (вызов в суд ответчика — при свидетелях, клятва в суде – в присутствии соприсяжников и т.п.). Неся на себе печать старых родоплеменных отношений, «В.п.» не отделяли личность от коллектива. Правоспособность человека определялась его принадлежностью к роду, общине, семье. Нередко ответственность за правонарушение индивида возлагалась на ту социальную среду, к которой принадлежал виновный.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013
ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ
, или варварские законы (лат. – leges barbarorum) – памятники права германских племен. Это записи обычаев, отдельных законодательных актов, а также важнейших судебных решений, составленные в 5–9 вв. в государствах Западной Европы, образовавшихся на территории бывшей Римской империи. В. п. являлись прежде всего судебниками. Первоначальная редакция В. п. позднее менялась и пополнялась актами, издававшимися королевской властью. Раньше чем у других народов В. п. появились у вестготов, салических и рипуарских франков, бургундов, алеманов и баваров, позднее – у фризов, англо-саксов, хамавов. Древнейшей В. п. является, повидимому, Вестготская правда, записанная при короле Эврике (5 в.). Одной из наиболее древних является также Бургундская правда короля Гундобада (конец 5 – начало 6 вв.), применявшаяся вплоть до 10–11 вв. К концу 5 в. или началу 6 в. относится также Салическая правда (см.), широко применявшаяся во франкской монархии Меровингов и Каролингов. Составление правд у других племен происходило в 6–7 и даже 9 вв.. (англо-саксы, фризы). В. п. отражают пережитки первобытно-общинного строя, сохранившиеся в классовом обществе, но вместе с тем закрепляют классовое неравенство и фиксируют привилегированное положение королевских слуг, крупных землевладельцев, эксплуатировавших труд рабов и зависимого крестьянства. Таксы вергельда (возмещения, уплачиваемого в случае убийства) и штрафов за иные посягательства на личность, имущество и т. п. отражают классовую дифференциацию, происшедшую в обществе. В период В. п. господствовал личный, а не территориальный принцип действия права: сторона на. суде вправе была требовать применения норм права своего племени независимо от места разбирательства дела. Этот личный принцип прямо выражен в Рипуарской правде. В силу этого принципа к римлянам в некоторых королевствах продолжало применяться римское право. Этим объясняется составление сборников римского права у некоторых народов, живших на территории бывшей Римской империи. В 8–9 вв. обнаружилась тенденция к систематизации права. Преобладающее значение получает Салическая правда, а позднее нормы римского права (см.).
Источник: Советский юридический словарь
ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ
общее условное название записей (сборников) обычного права различных германских племен, расселившихся на территории Римской империи, в период становления раннефеодальных государств (5—10 вв. н.э.). Название утвердилось в исторической науке в целях противопоставления «правд» компиляциям римского права. Наиболее известными из этих В.п. являются «Салическая правда» франков (510), Бургундская и Баварская (5—6 вв.), Аллеманская (конец 6 в.) и Лан- гобардская (7 в.) «правды» на континенте, а также англосаксонские сборники — «правда» Этельберта (ок. 600) и Судебник Альфреда (9 в.). Континентальные правды были составлены на латинском, англосаксонские — на племенном древнеанглийском языке. Как принято считать, запись племенных обычаев германских народов началась в результате принятия ими христианства, как это позднее произошло и в Киевской Руси («Русская правда»). Одной из наиболее ранних и значимых считается «Саллическая правда», составление которой относят к царствованию франкского короля Хлодвига после его обращения в христианство. Большинство положений этого закона и других ранних В.п. посвящено установлению штрафов за различные проступки, а также за неявку ответчика в местный суд по вызову истца. Считается, что эти установления означали первую попытку под влиянием христианства и зарождающейся королевской власти перейти к мирному разрешению споров и возмещению причиненного ущерба фиксированными денежными санкциями вместо племенного обычая кровной мести. Англосаксонская правда Этельберта содержит еще более детальную шкалу материальных возмещений (композиций) за различные повреждения (за четыре передних зуба, за различные пальцы и ногти, синяки на внешних местах и под одеждой и т.п.). За убийство у франков и англосаксов платился вергельд — плата, отдаваемая частично родственникам убитого, частично — в королевскую казну. Величина вергельда напрямую зависела от статуса убитого: различие проводилось не только между рабом, полусвободным и свободным, но и в достаточно отчетливой форме между свободными, главным образом по принципу «полезности» для общества и приближенности к королю. Так, вергельд за убийство чиновника короля или его телохранителя втрое превышал вергельд за убийство простого свободного франка. Женщины детородного возраста также охранялись повышенным вергельдом. Защита королевского дома первое время отличалась от других свободных размером штрафа («Правда» Этельберта), однако впоследствии «злой умысел» против короля и целый ряд других преступлений начинают относиться к разряду государственных, за которые устанавливается смертная казнь с конфискацией имущества (Судебник Альфреда). Повышенным штрафом охраняются священники, карается кража «имущества Бога и церкви» (в «правде» Этельберта — в 12-кратном размере). Зачастую вер- гельды были очень велики и превышали пределы возможностей одного лица по их выплате, однако поскольку древнее право руководствовалось принципом коллективной ответственности (выплата возмещения родом роду и семьей — семье) и объективного вменения (привлечения к ответственности невиновных), уплата вергельда возлагалась также на родственников преступника или на всю общину (поселение), на территории которой было совершено преступление. Королевская власть постепенно начала выступать как «охранительница всеобщего мира и порядка», гарант мирного разрешения споров и наказания преступников, она поддерживала принцип коллективной ответственности, превратившейся в институт круговой поруки. Лишь постепенно, под влиянием отдельных принципов римского права, в основном через церковь, усилился принцип индивидуальной ответственности при наличии вины. В целом же В.п. были почти свободны от влияния римского права, и лишь в наиболее поздних из континентальных «правд» можно проследить элементы такого влияния с увеличением в них числа норм гражданского права. В англосаксонских правдах, включая правду Альфреда и законы Кнута (11 в.), римское влияние оставалось слабым и в основном проявлялось через канонические установления (о завещаниях и т.п.), зато сохранялось влияние племенного скандинавского права, привнесенного норманнскими нашествиями. Влияние церкви сказывалось в основном на призывах к справедливости и гуманности, которые отражены в «правдах» и ранних законах при одновременном включении в эти сборники выдержек из библии — например, Судебник Альфреда начинается с изложения десяти заповедей и деяний апостолов. Хотя родовые отношения и связи в эпоху «варварских правд» еще были преобладающими для правового статуса личности, «Правды» отразили процесс разложения племенных общин и зарождения права индивидуальной (семейной) собственности на землю. Объем и содержание прав на различные угодья еще не имели четкого выражения и носили следы коллективистских отношений. Наибольшей защитой, как «свое» имущество, пользовался дом с пристройками и вообще любое обнесенное изгородью место, затем, в убывающей степени, сад, поле, участок луга. Множество положений В.п. относится к судопроизводству, ибо одной из основных целей записи обычаев было установление основ правопорядка в зарождавшихся германских государствах. Порядок судопроизводства был единым и в гражданских, и в уголовных делах. Местный суд был в основном племенным собранием старейшин, «мудрых». Процесс был состязательным, инициатива обвинения принадлежала частному лицу. Потерпевший сам вызывал ответчика на суд, но злостное уклонение от явки могло повлечь за собой королевские санкции. Суд, как правило, лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор, поэтому он не мог состояться без явки обоих тяжущихся. Обвиняемый либо сам должен был представить доказательства своей невиновности, либо суд указывал на ту из сторон, на которую возлагалось бремя доказывания. Чаще всего таким доказательством служило ритуальное сопри- сяжничество (совместная клятва). Обычно соприсяж- никами были члены рода, подтверждающие хорошую репутацию обвиняемого и истинность его клятвы. Все клятвы должны были произноситься по особым формулам, без ошибок, любая из которых влекла за собой проигрыш дела, ибо в этом случае считалось, что бог не считает эту сторону правой. По мере развития раннефеодальной государственности усиливалось представление о королях как высших судьях, карающих за самые серьезные преступления, а также защищающих вдов, сирот и всех тех, кто не имел господина, способного их защитить. Однако королевское правосудие, как и его роль «наместника Бога», охраняющего мир и порядок, носили исключительный характер и могли быть дарованы в отдельных случаях как особая милость. С другой стороны, центральная власть не была настолько сильна и структурирована, чтобы иметь возможность в любой момент брать на себя функции племенных органов и церкви. С. В. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия