ВЕЧЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Вече
народное собрание в русских землях в IX–XV вв., созывавшееся для обсуждения и решения важных государственных вопросов. Наибольшую роль В. играло на северо-западе Руси – в Новгородской и Псковской республиках, где являлось высшим органом власти.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

Вече
народное собрание в Др. и средневековой Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в Новгородской и Псковской феодальных республиках XII-XV вв. Решало вопросы войны и мира, законодательства, судопроизводства, текущего гос. управления. Участвовала в избрании князей.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

ВЕЧЕ
от старослав. вет - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие В. получило в русских городах 2-й половины Х1-ХП вв. В. решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В Новгороде, Пскове и Вятской земле В. сохранялось до конца XV - начала XVI вв.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Вече
(от старосслав. вет - совет)– народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. Упоминания о созыве Вече содержатся в летописях, датированных 997 г. (Белгород), 1016 г. (Новгород), 1068 г. (Киев), 1097 г. (ВладимирВолынский), 1147 г. (Звенигород-Галицкий), 1157 г. (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме), 1159 г. (Полоцк), 1175 г. (Переславль-Залесский), 1185 г. (Смоленск). Как правило, на вече обсуждались вопросы воны и мира, кандидатуры князей, посадников (в Новгороде также – тысяцких, архиепископов, архимандритов). В Новгородской и псковской феодальных республиках вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В распоряжении новгородского вече находились также финансы и земельный фонд. Вече собиралось на специально отведённых местах (обычно у соборов или церквей). В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Атрибутами вече были вечевой колокол и специальная трибуна (степень), возвышавшаяся над площадью. Существовал определённый порядок ведения вече, и, возможно, практиковалась запись выступлений. Решения принимались большинством присутствующих. По мере усиления великокняжеской власти в Северо-Восточной Руси и в ходе формирования Русского централизованного государства вече постепенно упразднялись. Вечевой строй в Новгороде ликвидирован в 1478 г., в Пскове – в 1510 г.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ВЕЧЕ
от слова «вещать» – говорить) – народное собрание в Древней Руси, созывавшееся для обсуждения и решения важнейших государственных вопросов (о войне и мире, о назначении высших должностных лиц и др.). Свое происхождение В. ведет от племенных сходок, обсуждавших и решавших дела племени или племенного союза. С возникновением Древнерусского государства В. превратилось в один из государственных органов. Деятельность В. направлялась феодальной знатью, концентрировавшейся вокруг князя. В. созывалось как в столице государства – Киеве, так и в других крупных городах.
С развитием феодализма и укреплением власти князя и феодальной знати В. стали созываться лишь в исключительных случаях: во время войн и т. п. На В. ставились вопросы о войне и мире, об избрании и смещении князей и главных лиц администрации князя. Иногда В. выступало и как высший судебный орган. В В. принимало участие все полноправное мужское население (домохозяева). Созывалось В. звоном вечевого колокола или при помощи бирючей (глашатаев). Обычно имелись постоянные места созыва В. – Ярославов двор в Киеве, у храма Святой Софии в Новгороде. Решения должны были приниматься только единогласно. Созывал В. князь, а также представители правящих кругов феодалов, когда они вели борьбу против князя и в случае смерти последнего. Организация В., формы его деятельности, роль и значение были различны в разных русских княжествах. Наибольшую роль В. получило в Великом Новгороде и Пскове. Новгородские и псковские бояре (господа), чтобы добиться успеха в своей политике ограничения власти князя, стремились использовать в своих интересах массу городского населения. Они и превратили В. в постоянно действующий главный политический орган власти, обеспечив, однако, себе фактическое руководство деятельностью В. Буржуазные историки, игнорируя классовый характер В., развивали ненаучный, искажающий историческую действительность взгляд на В. как на орган народовластия, постоянно действовавший во всех русских княжествах. Подлинно научную оценку В. дала советская историческая наука, которая доказала, что В. не являлось органом народовластия: несмотря на внешне демократическую форму его организации, все вопросы, по существу, решались верхушкой класса феодалов.

Источник: Советский юридический словарь

ВЕЧЕ
в славянских землях форма непосредственного участия народа в решении государственных дел, собрание свободных и дееспособных людей. Поскольку полноправными гражданами в Древнерусском государстве считались домовладыки, то дети при отцах, а также лично свободные слуги в В. не участвовали. Доисторический предок вече — племенное собрание. По свидетельству Прокопия Византийского (6 в.), славяне жили с древнейших времен в народоправстве, по поводу различных случаев в их жизни созывалось общее собрание. У некоторых племен эта форма сохранялась достаточно долго: так, у вятичей В. в форме племенного собрания сохранялось до 12 в. Первый период развития В. совпадает по времени с переходом от племенного собрания к городскому. В 9—10 вв. для решения дел в «старший» город сходились «лучшие люди всей земли» и обсуждали земские вопросы в присутствии граждан этого города. М.Ф. Владимирский-Буданов называл эту стадию развития В. «общеземской думой», где активная роль принадлежит старцам и старейшинам. Сохранившиеся документы свидетельствуют о существовании В. во всех древнерусских землях. Широкое распространение этого института объясняется, по мнению В.И. Сергеевича, тем, что только согласие всего народа могло обеспечить реализацию управленческих решений, поскольку постоянное войско и государственная полиция в этот период еще не существовали. Второй период развития В. (11—13 вв.) — народное собрание полноправных граждан главного города земли. Главный (старший) город представлял как бы всю землю, а его В. становилось верховной властью волости. В таком В. могли участвовать и жители пригорода: всякий свободный человек, где бы он ни жил, имел право быть членом В. главного (старшего) города. Таким образом, сохранялась идея всенародного участия во власти. Князь, если В. собиралось не для его смещения, присутствовал на В., обычно он и собирал В. При несогласии с князем В. могло созываться кем-либо из граждан или сходилось само собой. В В. участвовали также лица духовные, в т.ч. митрополит. Способы созыва В. были разными, но чаще всего пользовались глашатаями или колоколом (например, вечевой колокол в Новгороде). В принципе, при принятии решений требовалось единогласие: решение большинства при наличии сильного меньшинства невозможно было бы провести в жизнь. Достижение согласия при разделении мнений участников В. осуществлялось на основе взаимных уступок, при этом споры и даже кровопролитные драки не были редкостью. Компетенция В. включала высшее управление (призвание и изгнание князей, договоры с князьями), текущее управление (участие в назначении и смене чиновников), суд (суд политический и чрезвычайный производился князем и боярами в присутствии народа) и закрепление норм обычного права, применяемых местными и городскими общинами и княжеской администрацией, вопросы войны, созыв народного ополчения. Вообще предметом обсуждения на В. мог стать любой вопрос государственной жизни, если находилось достаточно желающих принять участие в дискуссии. В большинстве земель в 13 в. вечевые собрания прекратились. В северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) В. занимало центральное место среди других институтов власти. В этих землях В. существовало до конца 15 — начала 16 вв. Отчасти это объяснялось тем, что основным занятием населения в этих землях была торговля, которая способствовала формированию развитой и влиятельной городской общины. Внешняя сторона вечевых собраний была формализована: существовала вечевая изба, вечевые дьяки, особая вечевая печать Новгорода. Право вечевого самоуправления и соответствующие ограничения княжеской власти в Новгороде и Пскове закреплялись формальными письменными договорами (первый известный — 1260). В договорах князья обязывались «не замышлять войны без новгородского слова». Этот обычай существовал и в друтих землях, но формально был закреплен только в Новгороде. Кроме того, право избрания князя В. было признано всеми русскими князьями на съезде 1196. Лит:. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Р. н/Д., 1995; Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. М , 1993; ФрояновИ.Я. Киевская Русь. Л., 1980; Мартышин О.В. Вольный Новгород. М , 1992; Сергеевич В.И. Вече и князь. М., 1867. Л.Е. Лаптева

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Вече как форма народовластия у славян: история и современность

Коврякова Елена Владимировна
В статье исследуется вопрос «Какое значение имело и имеет вече для славянского народа?». Рассматривается значение слов «народ» и «вече».
Читать PDF
283.09 кб

Особенности статуса Государственного вече прокуроров как конституционного органа Республики Сербия

Половченко Константин Анатольевич
Согласно статье 164 Конституции Республики Сербия Государственное вече прокуроров является независимым органом, обеспечивающим и гарантирующим независимость прокуроров и заместителей прокуроров в соответствии с Конституцией.

Похожие термины: