ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Верховный Совет СССР
высший орган государственной власти, учрежденный в 1936 г. Избирался населением страны сроком на 4 года (с 1977 г. – 5 лет), состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В.С. работал в сессионном режиме и принимал нормативные акты в форме законов. В перерывах между сессиями В.С. высшим органом власти являлся Президиум Верховного Совета СССР, принимавший нормативные акты в форме указов. Свои В.С. и их Президиумы были также у союзных и автономных республик.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
в 1937-1988 гг. высший орган государственной власти Советского Союза. Согласно конституции СССР 1936 г. Верховный Совет избирался на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Конституция СССР 1977 г. увеличила срок легислатуры очередного созыва до 5 лет. В. С. состоял из равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Законодательная деятельность Верховного Совета осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета, изданных в период между, как правило, двумя непродолжительными сессиями. Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое большинство голосов; для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство в каждой палате. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного законаСССР», принятым 1 декабря 1988 г., учреждалась двухзвенная структура органов законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и двухпалатный Верховный Совет СССР. В рамках новой структуры Верховный Совет получил статус постоянно действовавшего законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти. Существенное увеличение продолжительности сессий до 3-4 месяцев приближало деятельность Верховного Совета к практике западных представительных учреждений. Однако способ формирования (члены его избирались Съездом народных депутатов), его подотчетность Съезду, принцип ответственности депутатов перед избирателями (включая право отзывапридавали сравнениям Верховного Совета с парламентом сугубо формальный характер. Введение поста Президента СССР в марте 1990 г. существенно ограничило права Верховного Совета по контролю за соблюдением Конституции СССР и лишило его распорядительной функции.

Источник: Словарь парламентских терминов

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было учтено в структуре В.С. СССР). Срок полномочий по Конституции 1936 г. – 4 года. Состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты В.С. избирались путем прямых выборов. Первые выборы состоялись в 1937 г. Согласно Конституции в Совет Национальностей избирались сначала по 25 депутатов от каждой союзной республики (с 1966 г. – по 32), по 11 – от каждой автономной республики, по 5 – от каждого автономной области, по 1 от каждого национального (по Конституции 1977 г. – автономного) округа. В Совет Союза депутаты избирались по избирательным округам сначала по норме один депутат от 300 тысяч населения. Рост населения приводил и к росту числа депутатов в Совете Союза, опережавшему численность Совета Национальностей.
Конституция 1977 г. установила, что палаты состоят из равного числа депутатов. А поскольку количество депутатов Совета Национальностей легко определялось по числу союзных и автономных республик, автономных областей и округов и составляло 750, то и Совет Союза состоял из 750 депутатов. Для того, чтобы избирать это число депутатов, на очередных выборах приходилось повышать норму представительства (соответственно до 350 и 360 тысяч).
По Конституции 1977 г. срок полномочий В.С. СССР – 5 лет. В.С. был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Союза ССР. Принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Союза ССР осуществлялись исключительно В.С. СССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимались В.С. СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению В.С. СССР.
Таким образом, если исходить из норм Конституции СССР, В.С. был верховным органом народного представительства, государственной власти в стране. Он утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР.
В.С. проводил две сессии в год. Они длились несколько дней. Палаты В.С. образовывали постоянные комиссии, которые работали подольше (порой по нескольку недель).
Проводимые после 1985 г. политические реформы в стране непосредственно отразились на структуре высших государственных органов Союза ССР. При реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. был предусмотрен в качестве высшего органа государственной власти СССР Съезд народных депутатов СССР. Он состоял из 2250 депутатов. В.С. СССР определялся в Конституции как постоянно действующий законодательный, распорядительный (это слово было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом и ему подотчетный. В.С. попрежнему состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численности и равноправных. Однако численность палат существенно снизилась. В Совет Национальностей избирались 11 депутатов от каждой из 15 союзных республик, 4 – от каждой из 20 автономных республик, 2 – от каждой из 8 автономных областей, 1 – от каждого из 10 автономных округов. Это 271 депутат. Столько же депутатов избирались в Совет Союза.
Согласно ст. 112 Конституции теперь В.С. ежегодно созывался на очередные весеннюю и осеннюю сессии продолжительностью, как правило, тричетыре месяца каждая. Помимо раздельных и совместных заседаний палат проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов В.С. (депутатские органы, создаваемые обеим палатами на паритетных началах), депутаты на весь срок выполнения функций в В.С., а также на Съезде, в палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения освобождались от служебных и производственных обязанностей. Таким образом, конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР.
Что касается полномочий, было намечено, что ряд ключевых вопросов переходит к Съезду народных депутатов СССР – принятие Конституции и внесение в нее изменений, принятие решений по вопросам национальногосударственного устройства (союзного ведения), определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР, утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР, утверждение Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, избрание Комитета конституционного надзора СССР и др. Съезд мог принимать также законы СССР, отменять акты В.С. СССР, принимал решения о проведении референдума СССР.
Ряд народных депутатов СССР (в частности, академик А.Д. Сахаров) настаивал на том, чтобы именно Съезд стал ведущим органом государственной власти СССР. Однако очередные заседания Съезда проводились один раз (по формулировке, внесенной в Конституцию 14 марта 1990 г. – «не реже одного раза») в год. В этой ситуации В.С. как постоянно действующий орган в большей мере концентрировался на функциях законотворчества, участия в верховном руководстве делами страны, контроля.
В.С. принимал подавляющую часть законов СССР, должен был обеспечивать единство законодательного регулирования на территории СССР, давал и толкование законов СССР. В.С. также формировал Совет Министров СССР и другие союзные органы (кроме Комитета конституционного надзора СССР), причем Председатель Совета Министров и руководители иных органов сначала назначались В.С., а уже затем утверждались Съездом. В.С. был вправе заслушивать отчеты образуемых и избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц. В.С. представлял на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных социальноэкономических программ; сам же утверждал текущие планы и бюджет, осуществлял контроль над ходом их выполнения, утверждал отчеты о выполнении плана и бюджета, мог в случае необходимости внести в них изменения. К ведению В.С. относились определение основных мероприятий в области обороны и обеспечения государственной безопасности, объявление общей или частичной мобилизации, состояния войны, принятие решений об использовании воинского контингента СССР за рубежом. В.С. издавал общесоюзные акты об амнистии, осуществлял другие полномочия.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В. С. СССР – подлинный представитель всего советского народа, обладающий всей полнотой государственной власти в социалистическом государстве (см.). В выборах депутатов в В. С. СССР имеют право участвовать все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. Депутатом В. С. СССР может быть избран каждый гражданин Советского Союза, достигший 23 лет.
В. С. СССР осуществляет все права, присвоенные СССР согласно ст. 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных В. С. СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР (см.) и министерств СССР. В. С. СССР разрешает важнейшие вопросы государственной жизни СССР, в частности вопросы войны и мира, утверждает единый государственный бюджет и народнохозяйственные планы, разрешает вопросы о принятии в состав Союза новых республик, утверждает, с согласия союзных республик, изменения границ между ними, образование новых краев, областей, а также новых автономных республик и т. д.
Законодательная власть СССР осуществляется исключительно В. С. СССР. Этим обеспечивается подлинное его верховенство и стабильность советского законодательства. Издание законов только представительным органом советского народа свидетельствует о подлинном демократизме Советского государства, о том, что закон в СССР является действительным выражением воли народа.
В. С. СССР располагает неограниченным правом контроля над деятельностью органов гос. власти и управления. Это находит свое выражение, во-первых, •в том, что депутаты В. С. СССР пользуются правом запроса (см. Запрос депутата Верховного Совета) как в отношении Правительства в целом, так и в отношении отдельных членов Правительства. Правительство СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата В. С. СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате. Во-вторых, В. С. СССР может, когда сочтет необходимым, по любому вопросу назначать следственные и ревизионные комиссии. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и предоставлять им необходимые материалы и документы.
В. С. СССР состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей (см.). Двухпалатная структура В. С. СССР обусловлена многонациональным составом населения Советского Союза. Народы Советского Союза наряду с общими интересами имеют еще свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями. Совет Союза представляет общие интересы всех трудящихся СССР. Совет Национальностей представляет особые, специфические интересы объединившихся & СССР национальностей. В соответствии с этим Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной советской социалистической республики (см.), по 11 депутатов от каждой автономной советской социалистической республики (см.), по 5 депутатов от каждой автономной области (см.) и по 1 депутату от каждого национального округа (см.). Вследствие такой системы в Совете Национальностей представлены все национальности многонационального советского социалистического государства – в том числе и такие, которые насчитывают всего по нескольку тысяч человек. Верховный Совет СССР является, следовательно, представительным органом как всего советского народа в целом, так и всех его национальностей.
Обе палаты В. С. СССР равноправны. Их равноправие обеспечивается Конституцией СССР. Им в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами В. С. СССР простым большинством голосов. В случае разногласия между палатами вопрос передается на разрешение согласительной комиссии (см. Комиссия согласительная), образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет какую-либо из палат, вопрос рассматривается ими вторично. Если и в этом случае палаты не приходят к согласному решению, то Президиум В. С. СССР распускает В. С. СССР и назначает новые выборы. Сроки полномочий обеих палат одинаковы. Сессии палат начинаются и заканчиваются одновременно. Во время сессий обе палаты имеют общий, единый порядок дня. Каждая палата избирает Председателя и 4 его заместителей. Председатели палат руководят их заседаниями и ведают их внутренним распорядком. Совместными заседаниями палат руководят поочередно их председатели.
Регламент (см.) палат одинаков. Обе палаты имеют одинаковые постоянные комиссии (см. Комиссии Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик): мандатную, законодательных предположений, бюджетную и по иностранным делам. Порядок образования обеих палат одинаково демократичен.
В. С. СССР на совместном заседании обеих палат избирает Президиум Верховного Совета СССР, который подотчетен ему во всей своей деятельности, образует Правительство СССР – Совет Министров СССР, который ответственен перед В. С. СССР и ему подотчетен. В. С. СССР избирает Верховный Суд СССР (см.) и специальные суды (см.) и назначает Генерального Прокурора СССР.
По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска В. С. СССР новые выборы назначаются Президиумом В. С. СССР в срок не более 2 месяцев со дня истечения полномочий или роспуска В. С. СССР. Вновь избранный В. С. СССР созывается Президиумом В. С. СССР не позднее как через 3 месяца после выборов. В. С. СССР осуществляет свою деятельность в сессионном порядке. Сессии В. С. СССР созываются Президиумом В. С. СССР: очередные – два раза в год, внеочередные – по усмотрению Президиума В. С. СССР или по требованию одной из союзных республик. Первая сессия В. С. СССР нового созыва открывается по палатам старейшими депутатами палат. Последующие сессии, если они начинаются раздельно по палатам, открываются председателями палат; если же сессия начинается совместным заседанием палат, то она открывается одним из председателей палат.
Порядок дня сессии устанавливается непосредственно самими палатами В. С. СССР на первом заседании сессии; вопросы на рассмотрение В. С. СССР вносятся; Президиумом В. С. СССР, Правительством СССР, палатами В. С. СССР, постоянными комиссиями палат и депутатами В. С. СССР. На первом заседании сессии палаты устанавливают порядок обсуждения вопросов, принятых к рассмотрению В. С. СССР на данной сессии. Как правило, доклады по вопросам порядка дня заслушиваются на совместных заседаниях палат. По решению палат вопросы могут обсуждаться как на раздельных, так и на совместных их заседаниях.
Докладчики по вопросам порядка дня сессии утверждаются председателями палат. Каждая группа депутатов Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающая не менее 50 человек, может выставить своего содокладчика. Заседания В. С. СССР и его палат ведутся согласно установленным палатами на первой сессии регламентам. Прения по отдельным вопросам прекращаются по решению палат. Голосование производится поднятием рук или депутатских мандатов. Вопросы решаются простым большинством голосов. Для изменения Конституции СССР требуется квалифицированное большинство, а именно – не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Сессии В. С. СССР продолжаются до тех пор, пока не оказывается исчерпанным весь порядок дня.
Депутаты В. С. СССР пользуются законодательной инициативой, правом запроса и депутатской неприкосновенностью (см. Право законодательной инициативы, Неприкосновенность депутата); они обязаны выполнять волю пославших их избирателей, отчитываться перед ними и могут быть в любое время отозваны по решению большинства избирателей в установленном законом порядке (см. Право отзыва депутата). Депутатами В. С. СССР советский народ избирает лучших представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции нашей страны, выдвигаемых блоком коммунистов и беспартийных. В соответствии с коренными интересами советского народа В. С. СССР всей своей деятельностью направляет развитие Советского государства по пути к коммунизму. Он опирается при этом на основной экономический закон социализма; обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Это находит яркое выражение в издаваемых В. С. СССР законах о перспективных планах развития народного хозяйства СССР, о государственном бюджете СССР и др. В. С. СССР проводит последовательную политику мира и сотрудничества между пародами, ведет неустанную борьбу против подготовки империалистами новой мировой войны. Примерами этого являются Заявление В. С. СССР от 19 июня 1950 г. о поддержке предложений Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия, установлении международного контроля над соблюдением этого запрещения и объявлении военным преступником правительства, которое первым применит атомное оружие, Закон о защите мира (см.) от 12 марта 1951 г. и др.
В. С. СССР, являющийся носителем суверенной государственной воли советского народа, принципиально отличается от буржуазных парламентов (см.), послушных органов в руках империалистической буржуазии. В то время как В. С. СССР осуществляет всю полноту власти в государстве, буржуазные парламенты играют второстепенную роль в государственном механизме. В капиталистических странах «настоящую „государственную" работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье" (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395). В отличие от В. С. СССР, являющегося подлинно представительным органом народа, буржуазные парламенты не являются в действительности представительными органами вследствие ограничений избирательного права, террора, подкупов, вымогательства и других способов давления на избирателей во время избирательных кампаний, а также прямой фальсификации выборов.
Двухпалатная структура В. С. СССР не имеет ничего общего с буржуазной двухпалатной системой. Палаты в буржуазных парламентах неравноправны. Верхняя палата пользуется большими правами по сравнению с нижней палатой. Верхняя палата образуется еще менее демократическим путем, чем нижняя: при выборах в верхнюю палату применяются более высокие возрастные и иные цензы, в частности для пассивного избирательного права, что значительно суживает круг лиц, имеющих право быть избранными в верхнюю палату; в отдельных случаях применяются косвенные выборы, а иногда, как, напр., в палате лордов в Англии, подавляющее большинство членов палаты получает свои места в палате по наследству или назначается.
Опыт создания в СССР подлинно представительного органа народа, обладающего всей полнотой власти в государстве и возглавляющего всю систему государственных органов, используется странами народной демократии.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
240.85 кб

Деятельность Верховного Совета СССР по решению языковых проблем на рубеже 1980-1990-х годов

Быстров Евгений Игоревич
В статье исследуется роль Верховного Совета СССР в решении языковых проблем в период поздней перестройки. Анализируется деятельность высшего законодательного органа советского государства в данном направлении.
Читать PDF
123.22 кб

Деятельность Верховного Совета СССР по ослаблению последствий межнационального конфликта в Абхазии н

Быстров Е.И.
В статье рассмотрена деятельность Верховного Совета СССР по преодолению последствий этнополитического кризиса на территории Абхазской АССР.
Читать PDF
28.31 мб

Реализация Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 в судебной практике ССС

Кудоярова Гульнара Ракитовна.
На основе системного анализа нормативно-правовых актов, изданных в развитие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г.

Похожие термины: