ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
наименование высшего органа государственной власти СССР, союзных республик и автономных республик после 1936 г. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
название высшего органа государственной власти в бывшем СССР, в союзных и автономных республиках СССР, в России до принятия Конституции РФ 1993. В.С. в России с 1990 существовал наряду с другим высшим органом государственной власти — Съездом народных депутатов. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
1) название высшего органа государственной власти в бывшем СССР (в 1936-1988 г, с 1988 г - постоянно действующий орган Съезда народных депутатов СССР) и входивших в его состав союзных республиках в 1937-1993 гг. В РСФСР (РФ) в 1990-1993 гг. B.C. являлся органом Съезда народных депутатов, а т.ж. постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти РСФСР (РФ); 2) в настоящее время - название законодательного органа (парламента) в ряде республик - субъектов РФ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
постоянно действующий законодательный (представительный) орган в некоторых субъектах РФ. Республиканские парламенты с таким названием действуют в Республике Татарстан и Хакасия. В отечественной истории понятием "B.C." именовались высшие органы государственной власти СССР, а также РСФСР и других союзных республик, входивших в состав СССР. Такое название высшего органа государственной власти сохранилось в РСФСР и после распада СССР. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 B.C. (равно как и система Советов по всей стране) был упразднен. Ряд бывших республик, ставших самостоятельными государствами, сохранили такое название за своими законодательными органами власти (к примеру, Украина).
(Г.И.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Верховный Совет
учрежден Конституцией СССР 1936 г. как высший орган государственной власти СССР. Избирался на 4 года и осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР. Состоял из 2-х равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Первые выборы ВС состоялись в 1937 г. Избирал Президиум в составе председателя, заместителей от всех союзных республик; формировал комитеты и комиссии, образовывал правительство, подотчетное ВС. Работал в сессионном порядке (2 сессии в год). Аналогичными по компетенции и порядку деятельности были однопалатные В.С., существовавшие в союзных и автономных республиках. Конституция 1977 г. увеличила представительство от республик в Совете Национальностей. После принятия поправок к Конституции в 1988 г. и учреждения Съезда Народных Депутатов В.С. превратился в орган законодательной власти, действующий на постоянной основе. Аналогичные изменения произошли и в республиканских В.С. В.С. СССР прекратил существование вместе с роспуском СССР в декабре 1991; В.С. РФ - в соответствии с Указом президента РФ № 1400 от 21.09.1993.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
1) название высшего органа государственной власти в бывшем СССР (в 1936-1988 гг., с 1988 г. -постоянно действующий орган Съезда народных депутатов СССР) и входивших в его состав союзных республиках в 1937- 1993 гг. В РСФСР (РФ) в 1990-1993 гг. являлся органом Съезда народных депутатов, а также постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти; 2) в настоящее время - собственное название законодательного органа (парламента) в ряде республик - субъектов РФ. ВЕРХОВНЫЙ СУД - высшее судебное учреждение государства. В компетенцию B. C., как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и о наиболее важных государственных преступлениях. Кроме того, B. C. обычно является высшей апелляционной инстанцией, в которую обжалуются решения всех нижестоящих судов страны (см. Апелляционный суд). В некоторых государствах (напр., в США) B. C. осуществляет также функции толкования конституции и решения (в связи с рассмотрением конкретных дел) вопросов о соответствии ей актов, принимаемых конгрессом, штатами и федеральными правительственными органами. В других государствах (напр., в ФРГ) названные функции наряду с B. C. осуществляются специальным конституционным судом. В разных государствах B. C. может иметь различные официальные названия: Верховный Кассационный Суд в Италии, Ареопаг - в Греции, Государственный Суд - в Эстонии, Федеральный Суд - в Швейцарии и т.д.

Источник: Большой юридический словарь

Верховный Совет (ВС)
наименование высших органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик после 1936 г. ВС СССР – учреждён Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР. Срок полномочий ВС СССР по Конституции 1936 г. – 4 года, по Конституции 1977 г. – 5 лет. ВС СССР имел 2 равноправные палаты – Совет Союза и Совет Национальностей. Депутаты ВС избирались путём прямых выборов. В Совет Национальностей – по 25 депутатов от каждой союзной республики (с 1966 г. - 32), по 11 – от каждой автономной республики, по 5 – от каждой автономной области, по 1 – от каждого национального (по Конституции 1977 г. - автономного) округа. Совет Союза депутаты избирались по территориальным избирательным округам с примерно равным числом избирателей. ВС был правомочен решать все вопросы, отнесённые Конституцией к ведению СССР: принятие Конституции СССР, внесение в неё изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчётов об их выполнении; образование подотчётных ему органов СССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимаются ВС СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению ВС. ВС избирал Президиум Верховного Совета СССР, утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. ВС проводил две сессии в год (длились несколько дней). Палаты ВС образовывали постоянные комиссии. 1 декабря 1988 г. в качестве высшего органа государственной власти СССР был учреждён Съезд народных депутатов, состоявший их 2250 человек. Соответственно ВС СССР определялся теперь как постоянно действующий законодательный, распорядительный (это слово было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом и ему подотчётный. ВС по-прежнему состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численности и равноправных. Однако численность палат существенно снизилась. ВС ежегодно созывался на очередные – весеннюю и осеннюю – сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Помимо раздельных и совместных заседаний палат проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов (депутатские органы, создаваемые обеими палатами на паритетных началах), депутаты на весь срок выполнения функций в ВС, а также на Съезде, в палатах, комиссиях, комитетах и среди населения освобождались от служебных и производственных обязанностей. Таким образом, конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР. К Съезду перешёл ряд исключительных полномочий ВС. В этой ситуации ВС как постоянно действующий орган в большей мере концентрировался на функциях законотворчества, участия в верховном руководстве делами страны, контроля. Он принимал подавляющую часть законов СССР, должен был обеспечивать единство законодательного регулирования на территории СССР, давал толкование законов СССР. ВС формировал Совет Министров СССР и другие союзные органы, причём Председатель Совета Министров и руководители иных органов сначала назначались ВС, а затем утверждались Съездом. ВС РСФСР – высший орган государственной власти РСФСР по её Конституциям 1937 и 1978 гг. Депутаты ВС избирались по территориальным избирательным округам. ВС был правомочен решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Его исключительные права были аналогичны полномочиям ВС СССР. При конституционной реформе 27 октября 1989 г. в качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учреждён Съезд народных депутатов (СНД) РСФСР. ВС определялся как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. ВС формировался из числа народных депутатов СНД РСФСР и был ему подотчётен. Хотя Конституция по-прежнему предусматривала, что очередные сессии ВС проводятся два раза в год, работать он стал постоянно – каждая сессия длилась по три-четыре месяца. Постепенно ВС приобретал черты, характерные для парламента. Изменилась внутренняя структура ВС – он стал двухпалатным. ВС состоял из Совета Республики и Совета Национальностей, одинаковых по численности и равноправных. ВС стал основным законодательным органом, хотя отдельные законы принимал также и СНД. Вначале он назначал Председателя Совета Министров РСФСР (с утверждением СНД), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС осталось лишь право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ (ВС)
наименование высших органов государственной власти СССР и РСФСР, союзных республик и автономных республик с 1936 по 1991 г.
ВС СССР - высший представительный орган государственной власти СССР. учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было учтено в структуре ВС). Срок полномочий по Конституции 1936г. - 4 года. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза (СС) и Совета Национальностей (СН). Депутаты ВС избирались путем прямых выборов. Первые выборы состоялись в 1937 г. Согласно Конституции в СН избирались по 32 депутата от каждой союзной республики (с 1966 г., до этого - 25), по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от каждой автономной области, по 1 - от каждого национального (по Конституции 1977 г. - автономного) округа. В СС депутаты избирались по избирательным округам (первоначально по норме: 1 депутат от 300 тыс. населения).
Конституция 1977 г. установила, что палаты состоят из равного числа депутатов. А поскольку количество депутатов СН легко определялось по числу союзных и автономных республик, автономных областей и округов и составляло 750, то и в СС стало избираться 750 депутатов. Для того чтобы избирать это число депутатов, на очередных выборах приходилось повышать норму представительства (соответственно до 350 и 360 тыс.).
По Конституции 1977 г. срок полномочий ВС составлял 5 лет. ВС был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов СССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимались ВС или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению ВС. Он также избирал Президиум ВС СССР, утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР. назначал Генерального прокурора СССР.
ВС проводил две сессии в год, каждая из которых длилась несколько дней. Палаты ВС образовывали постоянные комиссии, которые работали обычно в течение месяца перед очередной сессией.
Проводимые после 1985 г. политические реформы непосредственно отразились на структуре высших государственных органов СССР. Конституционной реформой 1 декабря 1988г. в качестве высшего органа государственной власти был предусмотрен Съезд народных депутатов (СНД) СССР. Он состоял из 2250 депутатов. ВС был придан статус постоянно действующего законодательного, распорядительного (это слово было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольного органа государственной власти СССР. избираемого Съездом и ему подотчетного. ВС по-прежнему состоял из СС и СН. равных по численности, однако она существенно снизилась.
Согласно ст. 112 Конституции СССР ВС ежегодно созывался на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, 3-4 месяца каждая. Помимо раздельных и совместных заседаний палат проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов ВС (депутатские органы, создаваемые обеими палатами на паритетных началах). Таким образом конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР.
Решение ряда ключевых вопросов переходит к Съезду: принятие Конституции и внесение в нее изменений, определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР, утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР. избрание Председателя ВС СССР, утверждение Председателей Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР. избрание Комитета конституционного надзора (ККН) СССР и др. Съезд мог принимать также законы СССР, отменять акты ВС СССР, принимать решения о проведении референдума СССР.
ВС принимал подавляющее большинство законов СССР, обеспечивал единство законодательного регулирования на территории Союза, давал толкование законов Союза, формировал Совет Министров СССР и другие союзные органы (кроме ККН СССР), причем Председатель Совета Министров и руководители иных органов назначались ВС, а утверждались Съездом. ВС принадлежало право заслушивать отчеты образуемых и избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц. ВС представлял на утверждение Съезда проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных социально-экономических программ: сам же утверждал текущие планы и бюджет, осуществлял контроль за ходом их выполнения, утверждал отчеты о выполнении плана и бюджета, мог внести в них изменения. К ведению ВС относились: определение основных мероприятий в области обороны и обеспечения государственной безопасности, объявление общей или частичной мобилизации, состояния войны, принятие решений об использовании воинского контингента СССР за рубежом. ВС издавал общесоюзные акты об амнистии, осуществлял другие полномочия.
ВС РСФСР - высший орган государственной власти РСФСР по ее Конституциям 1937 и 1978 гг. Депутаты ВС избирались по территориальным избирательным округам (первоначально по норме представительства, охватывавшей определенную численность населения). В связи с ростом населения росло и число депутатов ВС. Поэтому было решено установить твердую численность ВС. По Конституции 1978 г. он состоял из 975 депутатов.
Согласно ст. 104 Конституции ВС был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РФ. К его исключительным правам относились: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений, утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их исполнении, образование подотчетных ВС органов и др. Законы РСФСР принимались либо ВС, либо референдумом, проводимым по его решению. ВС проводил две сессии в год, образовывал постоянные комиссии.
Конституционная реформа 27 октября 1989 г. проводилась в существенно изменившейся обстановке. В качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учрежден СНД. состоявший из 1068 депутатов. А ВС преобразован в орган СНД, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР.
Хотя в Конституции по-прежнему говорилось, что очередные сессии ВС проводятся два раза в год. работал он постоянно - каждая сессия длилась по 3-4 месяца. Постепенно ВС приобретал черты, характерные для парламента государства.
Изменилась внутренняя структура ВС - он стал двухпалатным. ВС состоял из равноправных Совета Республики (СР) и СН. Численный состав палат определялся исходя из параметров СН. в который входили 3 депутата от каждой автономной республики, 1 депутат от каждой автономной области и каждого автономного округа (всего от автономий - 63) и по 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Таким образом. СН состоял из 126 депутатов, столько же депутатов было и в СР. Вместе с Председателем ВС. его первым заместителем и 3 заместителями насчитывалось 257 депутатов ВС. Это позволяло организовать работу депутатов на постоянной профессиональной основе. Кстати, на той же основе работали и другие депутаты, не являвшиеся членами ВС (еще порядка 200).
ВС функционировал в качестве основного законодательного органа, хотя отдельные законы принимал и СНД. ВС утверждал государственные планы экономического и социального развития, государственный бюджет и отчеты об их выполнении, осуществлял функции контроля в отношении других государственных органов. Вначале ВС назначал Председателя Совета Министров РСФСР (его утверждал СНД), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС осталось лишь право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров.
Съезд и ВС вели постоянную борьбу с Президентом РФ за усиление своих позиций, особенно в части формирования исполнительных органов и контроля за их деятельностью. В декабре 1992 г. было установлено (в Конституции), что ВС дает согласие на назначение не только Председателя Правительства, но и министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, безопасности. Закреплялась подотчетность Правительства не только Президенту, но и СНД и ВС. 21 сентября 1993 г. Президент прекратил деятельность СНД и ВС.
По Конституций 1993 г. функции парламента выполняет Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
141.33 кб

Функции Верховного Совета Мордовии и механизм их реализации

Морозова Ю. М.
В статье определен статус и функции Верховного Совета Мордовской АССР и отражены основные организационно-правовые формы его деятельности. Представлен порядок работы сессий, постоянных комиссий, заседаний Президиума.
Читать PDF
162.63 кб

Верховный Совет Калмыцкой АССР - высший орган государственной власти республики

Кичеева Мария Игоревна
В данной статье на основе нормативных документов рассматриваются в соответствии с национальной политикой Советского государства актуальные проблемы национально-государственного устройства калмыцкого народа в 1930-е гг.
Читать PDF
414.71 кб

Обстоятельства и правовые аспекты учреждения Верховного тайного совета в 1726 году

Рассказов Леонид Павлович, Жиленко Александр Сергеевич
Авторы анализируют обстоятельства и правовые аспекты учреждения Верховного тайного совета в 1726 г.
Читать PDF
205.06 кб

Подзаконное нормотворчество Президиума Верховного Совета Коми АССР в предвоенные годы

Плоцкая Ольга Андреевна
Рассмотрены первые правовые акты Президиума Верховного Совета Коми АССР конца 30-х начала 40-х гг. ХХ в. Представлены виды, структура, дан анализ содержания, особенностей лексического состава.
Читать PDF
10.85 мб

Верховный Совет Бурятии и укрепление государственной власти в Республике в 1938-1994 годах

Протасов Евгений Тарасович
Рассматриваются вопросы становления и развития Верховного Совета Бурятии как высшего органа государственной власти автономной республики, выполнявшего законодательные, представительные, контрольно-распорядительные функции.
Читать PDF
240.85 кб

Деятельность Верховного Совета СССР по решению языковых проблем на рубеже 1980-1990-х годов

Быстров Евгений Игоревич
В статье исследуется роль Верховного Совета СССР в решении языковых проблем в период поздней перестройки. Анализируется деятельность высшего законодательного органа советского государства в данном направлении.
Читать PDF
463.13 кб

Роль XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в установлении мира между таджиками

Тоатов Хабилулло Саидович
В статье на основе многочисленных источников, опросных материалов, большого количества опубликованных трудов, материалов периодический печати осуществлён комплексный анализ некоторых вопросов ХУІ сессии Верховного Совета Республик
Читать PDF
463.13 кб

Роль XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в установлении мира между таджиками

Тоатов Хабилулло Саидович
В статье на основе многочисленных источников, опросных материалов, большого количества опубликованных трудов, материалов периодический печати осуществлён комплексный анализ некоторых вопросов ХУІ сессии Верховного Совета Республик
Читать PDF
234.38 кб

Верховный Совет и проблема реабилитации департированных народов на рубеже 1980-ых-1990-ых годов

Быстров Евгений Игоревич
В статье исследуется роль Верховного Совета СССР в решении проблемы реабилитации репрессированных народов в период поздней перестройки.
Читать PDF
228.31 кб

Правовой анализ внесенных на рассмотрение Верховного Совета Украины изменений к Конституции Украины

Ковальчук Е.Б.
Исследование посвящено вопросам реформирования Конституции Украины, рассмотрению проекта закона Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно полномочий органов государственной власти и местного самоуправления)
Читать PDF
160.65 кб

Развитие процессов суверенизации в общественно-политической деятельности Верховных Советов прибалтий

Потапов Александр Константинович
Исследование центробежных тенденций в республиках Прибалтики в годы перестройки, особенно на фоне сегодняшних событий на Украине (вхождение Крыма в состав России, гражданская война на Донбассе, обострение отношений России и западн
Читать PDF
123.22 кб

Деятельность Верховного Совета СССР по ослаблению последствий межнационального конфликта в Абхазии н

Быстров Е.И.
В статье рассмотрена деятельность Верховного Совета СССР по преодолению последствий этнополитического кризиса на территории Абхазской АССР.
Читать PDF
28.31 мб

Реализация Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 в судебной практике ССС

Кудоярова Гульнара Ракитовна.
На основе системного анализа нормативно-правовых актов, изданных в развитие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г.

Похожие термины:

  • ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

    высший орган государственной власти, учрежденный в 1936 г. Избирался населением страны сроком на 4 года (с 1977 г. – 5 лет), состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В.С. работал в се
  • ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

    в 1938-1990 гг. высший орган государственной власти РСФСР, в 1990-1993 гг. постоянно действовавший законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти, избиравшийся Съездом наро
  • ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ

    высшее совещат. гос. учреждение России в 1726-1730 гг. Пытался ограничить власть императора, но был распущен Анной Иоановной после разрыва Кондиций.
  • ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ

    союзной и автономной) – высший орган государственной власти советской социалистической республики, избираемый гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права
  • КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР И ВЕРХОВНЫХ СОВЕТОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК

    вспомогательные органы, образуемые Верховным Советом СССР, его палатами и Верховными Советами союзных и автономных, республик. Согласно Конституции СССР, палаты Верховного Совета СССР – Совет Со