ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
административно-правовые нормы делятся на виды по разным критериям:
По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:
– регулятивные, упорядочивающие общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления;
– охранительные, предусматривающие меры административного принуждения, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
По содержанию различаются нормы:
– материальные – определяют права и обязанности субъектов правоотношений, например, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнительной власти;
– процессуальные – закрепляют порядок, процедуры реализации прав и осуществления обязанностей, например, нормы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях.
По способу воздействия на поведение субъектов административного права различают:
– обязывающие нормы, предписывающие обязательное совершение определенных действий, устанавливающие обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы (например, обязанность вручения постановления о наложении административного наказания лицу, в отношении которого оно вынесено);
– запрещающие нормы, устанавливающие запрет на совершение определенных действий в условиях, определенных правовой нормой (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);
– уполномочивающие (дозволительные) нормы, предоставляющие возможность выбора того или иного варианта поведения, использования или неиспользования субъективного права;
– стимулирующие (поощрительные) – побуждающие с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия к должному поведению участников регулируемых управленческих общественных отношений;
– рекомендательные – включающие конкретный совет исполнителю, как поступать в определенных условиях.
По юридической силе административно-правовые нормы могут быть законодательными (содержаться в конституциях, законах) и подзаконными (содержаться в актах Президента, Правительства РФ и иных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления).
По конкретному содержанию и уровню обобщенности нормы делят на общие и специальные. Общие нормы регулируют общественные отношения общего характера, а специальные – в конкретной сфере управления. При конкуренции этих норм действует специальная норма.
С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразделяются на общефедеральные нормы и нормы, устанавливаемые субъектами Федерации.
По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на бессрочные, действующие без указания на срок прекращения действия, и срочные, с заранее установленным сроком действия.
Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по условиям действия (обычные и экстраординарные, действующие в чрезвычайных обстоятельствах), по субъектам, которым они адресованы, а также по другим основаниям.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований. По юридической силе административно-правовые нормы подразделяются на законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления; подзаконные, содержащиеся в актах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций; отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах; локальные, содержащиеся в нормативных актах организаций. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений; охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений. По предмету регулирования нормы подразделяются на материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.; процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия; запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий; уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению; стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению; рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений; внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим. По территории действия административно-правовые нормы делятся на общефедеральные, действующие на всей территории России; нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации; местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования; межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах; межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей; отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли; локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия; постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока; чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, введения особых условий управления).

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
210.83 кб

Понятие и виды стадии производства по принятию нормативных административно-правовых актов органов вн

Ваньков А. В., Таскаев Н. Н.
Производство по принятию нормативных административно-правовых актов ОВД РФ является одним из важнейших административных производств.