ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
(по различным классификационным основаниям)
– а) по своему характеру:
материальные (определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения); процессуальные (определяют порядок, процедуру реализации материальных норм и отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник административно-правового отношения);
б) по характеру взаимоотношений участников:
вертикальные (например, между министерством и подведомственными организациями, между руководителем и подчиненным); горизонтальные (например, между двумя министерствами, их структурными подразделениями в их внутренних взаимоотношениях друг с другом); диагональные (например, между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов;
в) по характеру, порождающих их юридических фактов:
отношения, порождаемые правомерными действиями (направлены на реализацию диспозиции правовой нормы); отношения, порождаемые неправомерными действиями (направлены на реализацию санкции правовой нормы);
г) по продолжительности действия: бессрочные, срочные, краткосрочные;
д)по объему и месту в системе административно-правового регулирования: общие, отраслевые, межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
административно-правовые отношения могут классифицироваться по нескольким критериям.
По исполнению функции административного права административно-правовые отношения делят на две группы:
1) регулятивные – правоотношения, возникают на основе норм административного права, связаны с приобретением субъективных прав обязанностей путем правомерного поведения их участников;
2) охранительные – возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция управомоченных органов на такое поведение.
По содержанию административно-правовые отношения классифицируют на:
1) материальные правоотношения – отношения, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права, например, отношения по установлению комплекса прав, обязанностей и ответственности участников административно-правовых отношений;
2) процессуальные правоотношения складываются в сфере управления в связи с разрешением конкретных дел. Они регулируются административно-процессуальными нормами.
В теории административного права выделяются основные и неосновные административно-правовые отношения. К основным относятся те, в которых отчетливо проявляется властная природа управленческой деятельности. Это – отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти; между должностными лицами – руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата. Неосновные не отличаются названным свойством, например, административно-правовые отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, не связанными между собой соподчиненностью (отношения между двумя однопорядковыми органами исполнительной власти, возникающие при подготовке совместного правового акта).
В зависимости от целей возникновения административно-правовых отношений выделяют:
1) внутренние, связанные с формированием и деятельностью управленческих органов;
2) внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием субъектов управления на объекты с целью достижения определенного результата.
По юридическому характеру взаимодействия участников административно-правовых отношений выделяются:
1) вертикальные отношения, возникающие между соподчиненными сторонами, например, у вышестоящего и нижестоящего органа управления;
2) горизонтальные отношения – те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них соответственно отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Например, отношения между органами исполнительной власти и профсоюзными органами по поводу удовлетворения законных интересов последних, и т.п.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Реклама