Виды государственной службы

Найдено 1 определение
Виды государственной службы
элементы системы государственной службы, имеющие собственные правовые и организационные статусы, которые определены Федеральным законом РФ «О системе государственной службы в Российской Федерации».
Систематизация государственной службы (Г.с.) основана на разделении ее основных направлений в виде структурных частей, отвечающих тем или иным функциям и полномочиям государства. Г.с. РФ как профессиональная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти включает в себя ряд таких составных частей, которые и являются видами Г.с.
Отдельные виды Г.с. устанавливаются федеральным законом исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения. Каждый вид Г.с. имеет свое правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.
Профессиональная служебная деятельность служащего одного вида Г.с. может в соответствии с законодательством РФ включать в себя отдельные функции иных видов Г.с. Преобладание функций одного вида Г.с. над другими является основанием для определения вида Г.с.
Виды Г.с. определены законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в Российской Федерации» государственная служба РФ в настоящее время включает следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
Государственная гражданская, военная и правоохранительная служба объединена в единую систему Г.с., под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти. Каждый вид Г.с. имеет свое правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.
Единство Г.с. проявляется в закреплении общих для всех трех видов принципов построения и функционирования системы Г.с.: федерализма; законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; равного доступа граждан к Г.с.; единства правовых и организационных основ Г.с.; взаимосвязи Г.с. и муниципальной службы; открытости Г.с. и ее доступности общественному контролю; профессионализма и компетентности государственных служащих; защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Г.с. подразделяется на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу.
Государственная гражданская служба как вид Г.с. представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Государственная гражданская службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в исключительном ведении РФ. См. Статус гражданского служащего.
Государственная гражданская служба субъекта РФ — единственный вид Г.с., который предусмотрен в субъекте Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, поэтому законодательство субъектов о Г.с. должно соответствовать федеральным нормам. Организация Г.с. субъекта РФ — исключительная прерогатива субъекта РФ.
Федеральная Г.с., наряду с федеральной государственной гражданской службой, включает военную и правоохранительную службу.
Военная служба как вид Г.с. представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Правоохранительная служба как вид Г.с. представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению внутригосударственной безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Перечень видов Г.с. может быть расширен путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».
Объединение видов Г.с. в единую систему создает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на Г.с. другого. Взаимосвязь между видами Г.с. обеспечивается также посредством:
— соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
— установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы в РФ различных видов;
— учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
— соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших Г.с. в РФ.
Важным представляется вопрос о соотношении государственной и муниципальной службы. Муниципальная служба является, как и государственная служба, объектом организационно-правового регулирования. Законодательство предусматривает существование тесной взаимосвязи между государственной и муниципальной службой, проявляющейся, например, в единстве основных квалификационных требований к должностям гражданской и муниципальной службы; в учете стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; в единстве ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих и т. д.
Несмотря на тесную функциональную взаимосвязь органов государственной власти и органов местного самоуправления, последние организационно отделены от государственного аппарата. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» и, как следствие, не находятся в отношениях подчиненности к ним. Данное конституционное положение предполагает самостоятельное правовое регулирование муниципальной службы и не допускает включения муниципальной службы в систему государственной службы.
И. Н. Барциц,
З. А. Алиева
Список литературы
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ.
Черепанов В. В., Иванов В. П. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации / под общ. ред. И. Н. Барцица. — М.: РАГС, 2007.
Служебное право (государственная гражданская служба) / под общ. ред. И. Н. Барцица и Ю. Р. Догадайло. — Ростов н/Д: СКАГС, 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама