Виды судебно-психологических экспертиз

Найдено 1 определение
Виды судебно-психологических экспертиз
Существует целый ряд классификаций видов судебно-психологических экспертиз в уголовном процессе, проводимых по различным основаниям.
1.   По месту проведения. Психологическая экспертиза проводится амбулаторно. Она может быть назначена на предварительном следствии и или в суде. В настоящее время в России практически отсутствуют специализированные экспертные учреждения по производству судебно-психологических экспертиз. Поэтому следователь (суд) при вынесении постановления (определения) должен руководствоваться ст. 189 УПК РФ («производство экспертизы вне экспертного учреждения»). Экспертиза проводится вне экспертного учреждения как в случаях, когда следователь (суд) считают необходимым поручить экспертизу определенному лицу. Следователь (суд) могут вызвать для допроса или дачи заключения в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. При этом проверяется личность эксперта, специальность и компетентность, а также его отношение к участникам процесса.
2.   По процессуальному статусу экспертизы. Первичная судебно-психологическая экспертиза назначается следствием или судом при необходимости в специальных познаниях в области психологии. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. Если возникают сомнения в обоснованности или правильности заключения эксперта, может назначаться повторная экспертиза, проведение которой поручается другим экспертам.
3.   По процессуальному положению подэкспертного По этому основанию различаются экспертизы обвиняемых (подсудимых в судебном процессе), свидетелей и потерпевших.
Наиболее содержательной является классификация видов экспертизы по критерию специфики ее предмета. По этому основанию выделяют следующие виды экспертиз. 1) Установление аффекта и иных эмоциональных состояний, способных оказать существенное влияние на способность субъекта к осознанному руководству своим поведением в исследуемой ситуации. Проводится как в отношении обвиняемых, так и потерпевших. 2) Исследование индивидуально-психологических и личностных особенностей обвиняемого, наличия у него свойств, значимых применительно к конкретному деянию и решению вопроса об индивидуализации наказания. Определение психологических мотивов конкретного преступного поведения. 3) Определение способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по делу, и давать о них правильные показания. 4) Установление способности потерпевшей по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней действий и оказывать сопротивление. 5) Экспертиза способности несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. 6) Установление психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством. 7) Исследование психофизиологических качеств субъекта, специфики его психического состояния в условиях нервно-психических нагрузок, обусловленных экстремальным характером аварийной ситуации. 8) Экспертиза обоснованного риска. 9) Экспертиза необходимой обороны. 10) Экспертиза морального вреда.
В последние годы получило развитие такое перспективное направление как проведение экспертных исследований в гражданском процессе. Наиболее развернуто данное направление представлено в монографиях Т.В. Сахновой. По группам гражданских дел она выделяет: 1) Экспертизы в делах о признании недействительными сделок с пороками воли. 2) Экспертизы в делах, возникающих из обязательственных правоотношений. 3) Экспертизы в делах по спорам о праве на воспитание детей.
По предметному содержанию эти экспертные исследования включают следующие виды: 1) Экспертиза эмоциональных состояний. 2) Определение личностных особенностей сторон в деле. 3) Определение содержания мотивационной системы личности, ее иерархии. 4) Установление способности стороны в процессе в полной мере осознавать значение своих действий и (или) руководить ими. 5) Установление способности сторон в деле правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. 6) Исследование особенностей профессионального функционирования оператора при управлении техникой в системах «человек-техника».
(Н.А Ратинова).
Литература: Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза: Методическое руководство. Калуга; Обнинск. - М., 1997; Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. = М., 1980; Кудрявцев И.А. Комплексная судебно-психологическая экспертиза. М., 1999; Сафуанов Ф.Ф. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М.,1998; Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. - М., 1997; Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. - М., 1983; Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. - М., 2000.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама