Вислицко-Петровские Статуты

Найдено 1 определение
Вислицко-Петровские Статуты
(1346 – 1347 гг.) – важнейший памятник польского средневекового права, сборник законов, известный также под названием Статутов Казимира Великого. Был издан польским королём Казимиром III отдельно для Малой и великой Польши. Оба статута написаны по-латыни. Они содержат положения, касающиеся государственного строя и судебного права, главным образом уголовного, в то время как в частном праве преобладали нормы обычного права. Великопольский статут был принят на феодальном съезде (законодательном вече) в Петрокове (1346 г.) малопольский – на вече в Вислице (1347 г.). С малопольским статутом позднее были объединены короткие уставы, изданные в течение XIV в. Казимиром Великим и его преемниками, которые в литературе носят название экстравагантов, а также статьи, имеющие характер прецедентов, т. е сформулированные как казусы (правовые ситуации с фиктивными именами и принятые решения). Последние являлись, вероятно, плодом работы королевских секретарей. Со временем экстраваганты начали рассматриваться как часть законодательства казимира Великого. Из этого правового материала возникли своды – великопольский и Малопольский статуты, выступающие в XV в. как объединённые малопаольско-великопольские статуты. В конце сводов были дописаны так называемые петиты, или проекты правовых норм, ещё окончательно не сформулированных, которые, вероятно, были присоединены к списку уже после смерти короля-законодателя. Объединённые статуты являлись как бы заменой общепольского статута, издание которого так и не осуществилось. Наиболее распространённой в XV в. Была редакция так называемых Дигест, объединившая все малопольские и часть великопольских статей (всего около 130) и получившая общепольское значение. В XV – начале XVI вв. сделан русский перевод этих статутов, связанный с тем, что польское право было введено в Галицкой Руси (1434 г.) и на подляшье (1444 г.), хотя последнее до 1569 г. входило в состав великого княжества Литовского.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.