Витальная философия

Найдено 1 определение
Витальная философия
(от лат. vita - жизнь) или философия жизни – иррационалистическое философское течение конца XIX - начале XX вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Философия жизни выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й пол. XIX - начала XX вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей витальной философии весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически – натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма. Жизнь в широком понимании представляет собой одну из форм существования материи, закономерно возникающих при определенных условиях в процессе ее развития. Ф. Энгельс определял жизнь как «способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения». Исторический вариант витальной философии (Дильтей, Шпенглер, Зиммель, Ортега-и-Гассет) исходит в интерпретации «жизни» из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Для Ницше «жизнь» сводилась к воле бороться за власть в рамках «любви к року». Генетик Е. П. Гуськов отмечает, что «сущность жизни реализуется только как коммуникативность – способность живой системы расшифровывать физические и химические сигналы, индуцированные другими организмами, как информацию, изменяющую поведение особи и социальной группы».
А. Н. Головистикова дает следующее определение жизни: «Жизнь – это самостоятельно возникающий, саморегулирующийся, протекающий во времени социально-интегрированный, взаимосвязанный с окружающей средой процесс, осуществляющийся на основе многоуровневой белковой системы высшей степени сложности (человек)». Для права это определение ценно, поскольку оно четко устанавливает, что жизнь – это естественный феномен, подчеркивающий взаимосвязь природного и общественного начал в жизни человека, констатирующий, что жизнь – это процесс, протекающий во времени, т. е. имеет пределы, начало и конец. Наиболее удачную для юридической науке дефиницию жизни дает Н. А. Рубанова, определяющая ее в качестве «фундаментального личного, неимущественного, нематериального, естественного блага высшего уровня, охраняемого позитивным законом, принадлежащее человеку с момента зачатия и до момента необратимой гибели головного мозга, выражающееся в естественном поддержании физиологических и социальных функций, составляющих его жизнедеятельность». Витальная философия используется для учета условий обеспечивающих развитие человеческой популяции в целом или отдельного народа. Базовую основу витального мировоззрения составляют биологические закономерности природной витальности, т. е. способности к выживанию. Витальная философия использует виталогический (от лат. vita – жизнь и греч. logos - знание) метод познания, признающий три аксиоматических принципа. Во-первых, жизнь есть мера всех вещей. Во-вторых, сохранение жизни осуществляется не только благодаря усложнению организмов, но и в результате их упрощения. В-третьих, жизнь это единое непрерывное явление, проявляющееся во многих поколениях одного вида, а не отдельный изолированный феномен конкретной особи. Ключевыми признаками витальности являются: обширность ареала обитания вида (для юридической науки – это размер территории государства), численный показатель населения (динамика его развития), физическое и духовное здоровье народа, фертильность, т. е. способность нации к воспроизводству, продолжительность жизни, экологическое состояние среды обитания.
Виталогический метод позволяет проанализировать проблемы влияния биологических факторов на политическое развитие механизма государства и народа обеспечивающего его существование, особенно в монархических державах, в которых остро стоит вопрос о престолонаследии. Кроме того, витальная философия может дать ответ на ряд вопросов, ставящих в тупик другие способы познания. Например, почему непрерывные традиционные цивилизации Китая и Индии существуют более четырех тысяч лет, обеспечивая стабильный рост своего населения, а в экономически благополучных странах Европы наблюдается вымирание коренных национальностей и вытеснение их выходцами с Азии и Африки? Почему женщины Древнего Рима в эпоху его расцвета, перестали рожать детей, и императору Августу пришлось законодательным путем стимулировать заключение браков и т. д. ? Целесообразно ли применение смертной казни и как обусловлены другие меры уголовного преследования биологическими законами? Правомерно ли клонирование человека и эвтаназия смертельно больных людей? При каких заболеваниях глава государства обязан слагать с себя полномочия и т. д. ? Так, в рамках виталогического метода, уместно привести выводы профессора Е. П. Гуськова, утверждающего, что «Взлет и разрушение цивилизаций – это система перераспределения генов в популяциях. Завоеватели – кочевники исчезали, растворяя свои гены в завоеванных, но генетически обособленных народах. Александр Македонский распылил генофонд Великой Греции от Египта до Индии. Гунны расплескали свои гены по всей Европе и растворились в ней, как и татарские орды, оставившие исторический след в завоеваниях от Урала до Италии, но калабрийцы и венгры сохранили свой генофонд, несмотря на присутствие дружин Чингисхана и Батыя. Исчезли аланы, скифы и сарматы, растворившие свои гены в популяциях менее воинственных народов. Завоеватели теряют гены, порабощенные их накапливают».

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама