ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 395-1453
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 395-1453
Восточная Римская империя) — государство, возникшее в восточной части Римской империи и сохранившееся после ее распада. На протяжении средних веков Византия наряду с арабским халифатом была одним из центров образования и культуры. Греческая ортодоксальная церковь откололась от папизма в 867, окончательный разрыв между двумя церквями произошел в 1054. Наиболее известный из ранних правителей В.и. — Юстиниан — одержал ряд побед над варваризованным населением Италии, Иберии, Сев. Африки и Балкан. После его смерти арабы вскоре отвоевали Сирию, Египет, Сев. Африку и Иберию, Закавказье, и власть во многих отдаленных провинциях перешла фактически в руки местных военачальников. Власть императора не была наследственной, с чем были связаны частые смены верховных правителей в результате придворных интриг, борьбы соперничавших группировок и т.п. Император выбирался знатью совместно с войском и наместниками провинций, управлял с помощью сената (совещательного органа по вопросам мира и войны) и государственного совета, ведавшего текущими административными вопросами под руководством императора (впоследствии — васи- левса, по-гречески — царя). Должности чиновников также не были наследственными, что типично для самодержавного централизованного строя. Правитель столицы — эпарх — осуществлял высшую судебную власть в городе, надзор за деятельностью ремесленных и торговых коллегий, ведал снабжением. Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати. Церковь была в сильной зависимости от императоров, которые нередко выдвигали патриархами своих людей, это приводило к объявлению множества ересей, жестоко каравшихся светскими и церковными иерархами. Так, ариане были подавлены в 4 в., несториа- не — в 5 и монофизиты — в 6 в. Многие из них были вынуждены бежать к варварам и делать попытки обратиться в христианство. Так, готы были обращены в арианство, армяне и эфиопы в монофизитство и многие кочевые племена в несториан. В начале 8 в. император Лев III запретил поклонение иконам, отнеся это к ереси идолопоклонства. После этого началась смута, сопровождавшаяся разграблением храмов и монастырей. Так длилось свыше века и только в середине 9 в. установилось продолжительное господство православного вероисповедания. В правление императора Юстиниана (527—565) был провозглашен главный принцип взаимоотношений между главой светской власти и главой церкви: император и патриарх в содружестве правят — один телом, а другой — душой человека. Теория согласия между царской и церковной властями нашла выражение в предисловии к VI новелле Юстиниана в таких словах: «Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием, — это священство и царство: первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится о них Богу Когда священство непорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие, приносящее человечеству громадную пользу». Впоследствии эта теория «согласия и единомыслия» получила наименование «симфонии светской и духовной власти», которое широко использовалось в комментаторской литературе. При Юстиниане происходит систематизация и кодификация римского правового наследия, что явилось событием всемирно-исторического значения и увековечило имя Юстиниана. Вначале был издан Кодекс, объединивший императорские конституции со времен Адриана. Затем была создана комиссия под руководством Трибониана и при участии преподавателей права из Константинополя и Бейрута для написания Институций и составления сборника изречений по вопросам права знаменитых римских юристов. Эта работа составила 50 книг, известных под наименованием Дигесты или Пандекты (иногда говорят П а н д е к т - н о е п р а в о ) . Обоим сборникам была придана сила закона. Последующие конституции (до 565) самого Юстиниана были собраны в сборник под названием Новеллы (всего 167). Вся эта кодификация до 12 в. именовалась по своим частям, иногда под общим названием Свод Юстиниана и только в 1583 получила современное название Согрш 1ип$ СмНз {корпус юрис цивилис). Еще одним памятником законодательной активности в В.и. стало законодательство Македонской династии (9 в.). В ходе оживления интереса к римскому праву и наследию Юстиниана был издан «Прохейрос номос» (Прохирон) — упрощенный учебник и комментарий к законам (879). Составленная в конце 9 в. «Эпанагога» включала многие положения Прохирона и носила компилятивный характер. Законодательство Македонской династии было собрано в своде из 60 книг под названием Василики (Базилики) в честь основателя династии Василия Македонянина. Власть императора определялась законом, и этими же законами регулировались полномочия чиновников. Рост могущества землевладельческой и военной аристократии привел к ослаблению центральной власти и снижению боеспособности армии. Часть территории В.и. была отвоевана арабским халифатом в 7— 8 вв., а затем Оттоманской империей. В 1204 участники крестового похода захватили столицу Константинополь и создали Латинскую империю, просуществовавшую чуть больше полувека. Взятие Константинополя турецкими войсками (1453) положило конец тысячелетнему существованию В.и. Лит.: Азаревич Д. История византийского права. Ч. 1—2. Ярославль, 1877; Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии. М , 1974; Цыпин В.А. Церковное право. М., 1994. В.Г. ГрадЬский
Источник: Юридическая энциклопедия