ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО
правовая система Византии (VI-XV вв.), основу которой составляла кодификация Юстиниана. В.п. характеризовалось дуализмом церковного и светского права (нормы которых содержались в особых сборниках - "Номоканонах"). В. п. было заимствовано феодальным правом Армении, Грузии, некоторых стран Европы и Азии.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Византийское право
правовая система Восточной римской империи, сложившаяся в VI–XV вв. на основе адоптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и законотворчестве византийских императоров, характеризующаяся дуализмом церковного и светского права, оказавшая огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО
правовая система Византии (VI-XV вв.), основой которой был Свод Юстиниана. Сложилась путем преобразования и постепенного приспособления к нуждам Восточной империи римского права и характеризовалась дуализмом церковного и светского права. Преобладающими источниками В. п. являлись законы, издаваемые императорами. Заимствовано феодальным правом Армении, Грузии, некоторых стран Европы и Азии. В Греции нормы В. п. применялись до середины XX в.

Источник: Большой юридический словарь

ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО
право Восточной Римской империи (Византии) 6–15 вв. Преобладающими источниками В. п. являлись законы, издаваемые императорами. Помимо издания большого числа указов (см. Новеллы), относящихся гл. обр. к комплектованию войска и управлению им, к взиманию налогов с населения, императоры осуществили ряд кодификационных работ. При Юстиниане (527–565 гг.) был составлен свод римского права, получивший позднее наименование Corpus iuris civilis (см.). Свод Юстиниана послужил основой для последующих кодификаций. При царях Исаврийской династии (717–867 гг.) была издана Эклога (см.), а также земледельческий закон. При императоре Македонской династии Василии I (867–886 гг.) издается в отмену Эклоги Прохирон (см.). Между 884–886 гг. было издано новое руководство для судей – Эпанагога. Последней официальной кодификацией были Василики (см.). В дальнейшем единственной формой правотворчества является издание новелл, отражающих развитие феодального права. В 10 в. в связи с углублением процесса феодализации (возникновение крупного землевладения, закрепощение крестьянства и усиление политической власти феодалов) возникает новый вид новелл, получивших название Хри-совул (грамот с золотыми печатями). Это были иммунитетные грамоты, даруемые духовным и светским феодалам. Из частных кодификаций следует упомянуть Шестикнижие Арменопуло (см. Армено-пуло шестикнижие).
В. п. содействовало укреплению феодальных отношений, феодальной земельной собственности, которая постепенно вытесняла остатки рабовладельческого землевладения и общинное землевладение свободных крестьян. В Византии, как и в Западной Европе, существовали бенефиции (см.) (пронии). Прониар осуществлял военные, судебные и административные функции на территории владения. Позже пронии превратились в наследственные владения. Обязательственное право Византии характеризуется сравнительно большим числом договоров. Договоры заключались, как правило, в письменной форме и с участием большого числа (5–7) свидетелей, что обусловливалось слабым развитием торгового оборота. Договоры снабжались оговоркой о неустойке.
Уголовное право Византии носило открыто классовый характер: за одно и то же преступление предусматривались различные наказания в зависимости от социального положения виновного и потерпевшего. Убийство собственного раба не считалось наказуемым деянием. Византийские кодексы предусматривали следующие виды преступлений: политические преступления (заговоры против царя, измена), религиозные преступления (раскол, святотатство, лжеприсяга и др.), имущественные преступления (кража, грабеж, разбой, поджог), преступления против личности (убийство, телесные повреждения, продажа свободных в рабство и др.), преступления против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие и др.). За преступления устанавливались различные наказания: смертная казнь (простая и квалифицированная), членовредительные и болезненные наказания, денежные штрафы, конфискация имущества, изгнание и др. Для уголовного права Византии характерна множественность наказаний за одно и то же преступление.
В. п. в той или другой степени было рецепировано некоторыми другими феодальными государствами (Египет, Сербия и др.). Это право применялось в духовных судах и касалось в основном семейного и наследственного права. С другой стороны, в основу византийского земледельческого закона (8 в.) было положено славянское обычное право, почему этот закон назывался нередко славянским законом. В самой Эклоге отразились, несомненно, славянские обычаи.

Источник: Советский юридический словарь

ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО
греко-римское право) - правовая система Византийской империи (VI-XV вв.), основу которой составила кодификация Юстиниана (см. Свод Юстиниана). Сложилось путем преобразования и постепенного приспособления к нуждам восточной империи римского права. Для В.п. был характерен дуализм церковного и светского права (нормы их содержались в особых сборниках - «Номоканонах»), Исторически В.п. было заимствовано феодальным правом Армении, Грузии, некоторых стран Европы и Азии.
ВИКТИМОЛОГИЯ (лат. victima - жертва и греч. logos - учение) - криминологическое учение о жертве преступления, о типичных свойствах физических и юридических лиц, превращающих их в объекты преступных посягательств и определяющих характер и степень их криминальной уязвимости, а также о способности жертв преступлений самостоятельно защищать свои интересы от преступных посягательств и средствах повышения этой способности.
Жертва преступления - это физическое или юридическое лицо. подвергшееся преступному посягательству. Криминологическое понятие жертвы преступления охватывает также возможную, потенциальную его жертву. Потенциальная жертва преступления - это лицо, обладающее такими свойствами, которые повышают вероятность преступного посягательства на него в сравнении с другими однородными с ним социальными субъектами.
Способность индивидуальных свойств повышать криминальную уязвимость объекта преступного посягательства именуется виктимностью, а способность снижать эту уязвимость - анти-виктимностью.
Криминологическое понятие жертвы преступления шире правового понятия потерпевшего. Жертва преступления может быть реальной или потенциальной, невыявленной или скрытой от учета, прямой или косвенной.
Изначально акцент в изучении жертв преступлений был сделан на выявлении тех их качеств, которые «вызывают огонь на себя», т.е. способствуют совершению преступления или даже его провоцируют.
Виктимность понималась как свойство определенной личности, которое провоцирует или облегчает преступное поведение. Виктимное поведение при этом определяется как рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для его субъекта и т.д.
В последующем виктимность стала пониматься не только как морально-психологическая. но и как социальная характеристика (социальное положение, место в производственных, бытовых, семейных, досуговых и иных межличностных отношениях, социальный статус или социальная роль, повышающие вероятность преступного посягательства в отношении данной личности). Было обнаружено, что само положение в обществе безотносительно к личностным качествам занимающего его лица и его поведению повышает вероятность совершения против него преступлений определенного вида. Классические примеры виктимных социальных статусов - сторож. кассир, инкассатор. Виктимны в РФ такие лица, как сожительница в фактической семье и осужденный за изнасилование в местах лишения свободы.
Международное сообщество, защищая права и свободы гражданина, в своих договорах, соглашениях и иных правовых актах выделяет социальные статусы женщины, ребенка, престарелого и инвалида как обладающие повышенной виктимностью в семье и в силу это требующие особой защиты от семейно-бытовых преступных посягательств.
Выделяется также виктимность социальных статусов в иных сферах жизнедеятельности: наемного труда, бытовой, досуговой, сексуальной.
Виктимными могут быть и юридические лица. Компьютерные преступления наносят ущерб банкам и их клиентам, в значительной части являющимся юридическими лицами.
Способность к самозащите проявляется в криминальных ситуациях. Любая криминальная ситуация обладает определенным виктимным потенциалом. В то же время В. выделяет в их ряду виктимные, которым присущи свойства, ставящие потенциальную жертву преступления в положение. резко сужающее ее возможности к самозащите. Примеры виктимных ситуаций: неосвещенная территория в ночное время, заброшенный дом, безлюдная тропа или дорога, пустой товарный вагон. Это - стационарные ситуации. Есть и динамичные виктимные ситуации, например, конфликт в семье или среди солдат срочной службы. В криминальных межличностных конфликтах виктимными бывают обычно обе стороны.
При всем многообразии этого явления следует выделить первичную и вторичную виктимность.
Первичная, или объективная, виктимность - это типичные свойства физических или юридических лиц, превращающих их в объект преступных посягательств.
Вторичная, или субъективная, виктимность - это типичные свойства физических или юридических лиц, снижающие их способность самостоятельно обеспечивать свою защиту.

Источник: Энциклопедия юриста

Византийское право
греко-римское право – система права, сложившаяся в Византии путём преобразования и постепенного приспособления к нуждам восточной империи римского права, развитие которого завершилось составлением Свода Юстиниана. Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся к социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная централизация императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности. Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подвергались коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада. Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник. В IV-VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.
Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом, подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus iuris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложением римского права, отразил и некоторые специфически византийские черты. Они обнаруживаются в ряде интерполяции в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыне, а на греческом языке в включающая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Эти тенденции нашли свое выражение, прежде всего в известном упрощении «вульгаризации» римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого Греко-восточного) права. Византийские юристы в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций и использовавших казуистический стиль изложения, стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выработке простых и понятных определений. Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены специальные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных понятий. Определение терминов было особенно употребительным в учебной литературе, в том числе в Институциях Юстиниана.
Особой популярностью в это время пользовалась работа Кирилла Старшего «О дефинициях». На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обячаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитию новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т. д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса. Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юстиниана, проистекал не из юридической практики, а отражал распространенные в Византии идейные течения (платонизм, стоицизм, христианство). Особенно заметным в кодификации Юстиниана было влияние христианства. Так, Институции и Кодекс непосредственно открывались обращением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как «божественная связь» (nexum divinum). Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права (ius) использует традиционное понятие «правосудие» (iustitia), но толкует последнее как «справедливость», причем в духе христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права (ius naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отражение в многочисленных интерполяциях, в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.
В византийских судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное – она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI –VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний). Широкую известность получили Парафразы Институций Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы на основании извлечений из кодификации Юстиниана составляли и практические сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формуляры исков и т. п. В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писанном законе. В 739 – 740 гг. в Византии была издана Эклога, основой которой стал Свод Юстиниана, но в нее не вошло все то, что устарело или противоречило новеллам. Эклога пользовалась большой популярностью, она получила широкое распространение вне Византии. В середине IX в., когда было восстановлено почитание икон, Эклога была формально отменена; но ряд ее положений применяться в судах, а отдельные ее нормы оказали влияние на позднейшее законодательство. В правление императоров Исаврийской династии были изданы также Земледельческий, Морской и Военный законы. Земледельческий закон (вторая половина VIII в.) был издан в связи со славянской колонизацией империи, в связи с расселением на территории Византии славянских общин. Земледельческий закон регламентировал отношения в крестьянской общине в области сельского хозяйства; здесь, в частности, говорилось о земледельцах, о садовых деревьях, о новых постройках; об убытках, причиненных животными; об ответственности за кражу зерна, плодов, леса, за потраву посевов и т. д. В Военном законе говорилось об ответственности военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе определялись правила поддержания порядка на кораблях, ответственности судовладельца, указывались нормы оплаты экипажа корабля и др. В период правления Македонской династии (867 — 1056) появляются новые руководства для судей (Прохирон, Эпаналоги), законодательные сборники (Базилики). Прохирон 879 г. — краткое изложение законов для судей, содержащее нормы гражданского, уголовного, процессуального и церковного права. Прохирон существенно отходил от Свода Юстиниана; здесь осуждалась Эклога и в целом законодательство императоров-иконоборцев. В 884 г. была опубликована «Ревизия древних законов», которая представляла собой совокупность тех норм Свода Юстиниана, которые сохраняли силу и могли быть использованы в судебной практике. Эпаналога, изданная в 884—886 гг., являлась новым руководством для судей, в котором в Прохирон были внесены некоторые изменения с учетом «Ревизии древних законов» и новелла Василия I.
Базилики («царские законы») — важный законодательный сборник, изданный в период правления Льва Мудрого — сына Василия I в 888—889 гг. Базилики прежде всего пересмотрели структуру Свода Юстиниана, в результате чего все нормы по одному и тому же вопросу. Так, например, Эклога полностью вошла в русскую Кормчую книгу. оказались сосредоточенными в одном месте, а не разбросанными в четырех частях — Институциях, Дигестах, Кодексе и Новеллах. Базилики состоят из 60 книг, каждая из которых начинается выдержкой из Дигестов по определенному правовому институту, а далее приводятся соответствующие положения из Институций, Новелл, Прохирона, Эпаналоги, которые подтверждают и дополняют Дигесты. В Базиликах были нормы не только гражданского, уголовного, процессуального права, но и церковного. Если в Эклоге и Земледельческом законе защищалась крестьянская община и статус свободного крестьянина, то Прохирон, Эпаналога и особенного Базилики закрепощали свободных крестьян-общинников. После Базилик издавались лишь императорские новеллы, получившие название Хрисовул (золотопечатных грамот), в которых нередко указывались привилегии, предоставлявшиеся духовенству, монастырям и отдельным лицам (в частности, предоставление им административно-судебных прав, а также налоговых льгот). В 1345 г. появилась частная кодификация судьи Арменопуло под названием «Шестикнижие», содержащее нормы гражданского и уголовного права Византии и имевшее широкое распространение. После падения Византии «Шестикнижие» действовало в Греции, Валахии, Молдавии, а также в Бессарабии после ее присоединения к России в 1812 г. Гражданское право. Право собственности. С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили пронии (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды. В начальный период истории Византии среди крестьянского населения преобладали свободные мелкие собственники и крестьяне-общинники. Но в IX—X вв. после ослабления внешней опасности, прежде всего о стороны Арабского халифата, начинается наступление на свободных крестьян, которые теряли не только свою экономическую самостоятельность, но и свободу, превращаясь, таким образом в феодально-зависимых крестьян. Феодалы (в том числе и прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции. Так, крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину. Основные институты вещных прав, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, например, владение (possesio), которое подразделялось на добросовестное и недобросовестное. В византийских кодексах говорится о сервитутах (особенно городских), об эмфитевзисе — наследственной аренде. Обязательственное право. В византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества. Подробно излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12 % годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты. Договоры, как правило, заключались в письменной форме. Брачное и семейное право.
В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течение двух лет, желания уйти в монастырь. Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требованиям: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях. Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления; покушение одного супруга на жизнь другого; истребление утробного плода; прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами; отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению. Имущественные отношения между супругами, состояли, прежде всего, в приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).
Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое. Наследственное право. В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать); боковые родственники (брат, сестра); вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне. Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Оно признавалось недействительным, если было сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственностью жены. Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры). Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права, как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве.
Опека над малолетними (лица мужского пола — до 14 лет и женского — до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными. Уголовное право. Уголовная ответственность наступала для лиц, достигших семилетнего возраста. В системе наказаний закреплялось социальное неравенство. Так, пособники похищения свободных женщин подвергались телесному наказанию, острижению и изгнанию, а раб наказывался сожжением. Господин мог безнаказанно убить своего раба. Византийское право учитывало формы виновности, знало понятие невменяемости. В двух случаях разрешался самосуд: убийство ночного вора, а также любовника жены, застигнутого с поличным на месте свидания. Наказывалось не только оконченное преступление, но и покушение на него, если имел место факт приготовления к нему. Умысел к совершению государственных и религиозных преступлений был наказуемым. За соучастие (подстрекательство, попустительство, укрывательство, пособничество) установлено такое же наказание, как и за само преступление.
При назначении наказания учитывался рецидив. Так, за кражу в первый раз вор подлежал телесному наказанию, во второй раз ему отсекали руку. Византийское право предусматривало следующие виды преступлений: А) Государственные преступления:измена, заговоры против императора, другие действия, направленные против государства и монарха, например, передача неприятелю военной тайны. За все это — смертная казнь путем сожжения; Б) Религиозные преступления:вероотступничество, совращение в иудейскую религию, раскол, святотатство (кража мертвых, колдовство) и лжеприсяга. Наиболее тяжкие религиозные преступления наказывались смертной казнью путем отсечения головы или повешения. За клятвопреступление и лжесвидетельство — отсечение языка; В) Преступления против личности:убийство, побои, истязания, клевета, продажа свободных людей в рабство и др. Убийство наказывалось смертной казнью путем отсечения головы, а за убийство родственников — сожжение; за нанесение телесных повреждений — членовредительские наказания; Г) Преступления против собственности:кража, грабеж, разбой, поджог, а также неосторожное обращение с чужим имуществом. За совершение кражи — бичевание и штраф в двойном размере цены похищенного имущества; за грабеж — штраф в четвертном размере; за разбой — сажание на кол; Д) Преступления против нравственности и семьи:прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложество, скотоложество, многобрачие, насильственный брак, обольщение. Некоторые из этих преступлений наказывались смертной казнью, другие — членовредительством (за половые преступления — отсечение носа, за скотоложество — кастрация), изгнанием. За похищение женщин — отсечение руки. В византийском уголовном праве закреплялась множественность наказаний за одно и то же преступление. В качестве дополнительного наказания нередко применялась конфискация имущества (например, имущества государственных преступников). Кроме того, имущество умерших еретиков, дети которых не являлись православными, замужней женщины, находившейся в связи со своим рабом, подлежало конфискации. Изгнание чаще всего применялось как дополнение к членовредительскому наказанию; острижение применялось только как дополнение к членовредительскому наказанию.
Процесс. В византийском праве по уголовным делам все более усиливались начала следственно-розыскного инквизиционного процесса, для которого были характерны презумпция виновности, признание вины — высшее доказательство, допрос под пыткой, тайна и письменность процесса, запрещение представительства со стороны обвиняемого. По уголовным делам судьи обязаны были допрашивать обвиняемых и свидетелей, каждого в отдельности. В качестве свидетелей не допускались женщины, несовершеннолетние, развратники, слабоумные, слуги, домашние, бедные, глухие, изобличенные в подлогах, еретики и евреи против христиан. Суд мог потребовать от свидетелей принесения присяги. В отличие от свидетелей по гражданским делам свидетели по уголовным делам вызывались по распоряжению судебных органов, и их явка в суд была обязательной. Представители сенаторского сословия имели привилегии. Они были подсудны только префекту столицы. Сенаторы не могли подвергаться пыткам за исключением тех случаев, когда они обвинялись в государственных преступлениях. Приговор в отношении сенаторов вступал в законную силу после утверждения его императором. При рассмотрении гражданских дел закреплялась состязательная форма процесса.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
181.27 кб

Византийская традиция в правосудии

Власова Г. Б.
Статья посвящена становлению института суда и эволюции судопроизводства. Особое внимание автор уделяет развитию института суда в ранней Византийской империи, прямой наследнице Афин и Рима.
Читать PDF
177.95 кб

Церковь, правосудие и суд в византийской империи

Нефедовский Геннадий Викторович
В статье рассматриваются взаимоотношения между светской и духовной властью в Византии в вопросах правового обеспечения правосудия и деятельности суда на основе идей законодательства Константина Великого, Юстиниана и других.
Читать PDF
209.54 кб

Византийское право как источник Псковской судной грамоты

Переверзев Александр Сергеевич
В данной статье автором предпринимается попытка оценки влияния византийского права на правогенезис Псковской судной грамоты.
Читать PDF
659.99 кб

Влияние византийского права на средневековое сербское право

Шаркич Срджан
Сербское право начиная с XIII в. развивалось под прямым влиянием византийского права. Сербские юристы адаптировали византийское право посредством переводов византийских законодательных компиляций. Первым из них был «Номоканон» Св.
Читать PDF
314.95 кб

Правовое положение городского населения в Византийской империи

Макаров Д.А.
Читать PDF
222.40 кб

Правовые и идеологические основы византийской государственности

Макаров Дмитрий Андреевич
В работе анализируются политико-правовые основы византийской империи, реконструируются принципы государственности и их генетическая связь с римской империей.
Читать PDF
169.67 кб

Влияние византийских правовых норм на юридические памятники Древней Руси

Кравченко Елена Владимировна
В статье исследуется влияние византийских правовых норм на формирование древнерусских юридических памятников Устава князя Владимира и Русской Правды.
Читать PDF
68.91 кб

Генезис уголовного правосознания: византийская Эклога и славянская Кормчая

Глухов Владимир Александрович
В статье анализируется роль церковной юрисдикции в Древнерусском государстве периода феодальной раздробленности. На примере Новгородской и Псковской судных грамот доказывается приоритет церковного суда над светским.
Читать PDF
506.46 кб

К вопросу о разнице правового значения документа в византийском частном праве

Матович Тамара Милован
Византийское право фактически является продолжением римского права. Тем не менее, правовая система, а также отдельные юридические институты в ее рамках, прошли определенный путь развития.
Читать PDF
172.11 кб

О влиянии византийской культуры на политико-правовое пространство Киевской Руси и Болгарии

Бондаренко Юлия Викторовна
Задача: Автором была предпринята попытка выявления общих закономерностей и особенностей процесса возникновения и развития древнерусской и болгарской государственности в контексте влияния византийской культуры на политико-правовое
Читать PDF
175.78 кб

Истоки уголовного права Древней Руси: влияние христианской византийской уголовно-правовой традиции

Рыбин И. В.
В данной статье рассматривается генезис и развитие первоначальных норм российского уголовного права в тесном взаимодействии с византийским позитивным правом и религиозной регулятивной системой греческого христианского вероучения.
Читать PDF
3.58 мб

Византийская цивилизация и христианская правовая традиция в современном политико-правовом контексте

Павлов Вадим Иванович
В первой части статьи рассматривается значение христианства в современном мире с позиции его культурно-исторической судьбы в западноевропейском и восточноевропейском регионах.
Читать PDF
5.95 мб

Византийская цивилизация и христианская правовая традиция в современном политико-правовом контексте

Павлов Вадим Иванович
Во второй, заключительной части статьи рассматриваются деяния императора Константина по формированию христианского правового дискурса.
Читать PDF
111.77 кб

О некоторых аспектах административно-правового регулирования внешней миграции в русско-византийском

Бужак Кирилл Валерьевич
Статья посвящена изучению административно-правового регулирования внешней миграции в договоре Руси с Византией 907 г.