ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Военное положение
это особый правовой режим, вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии со стороны другого государства. В этот период в стране часто устанавливается комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток в период военного или чрезвычайного положения.

Источник: Большой юридический словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим, вводимый высшей государственной властью в стране или на отдельных ее территориях при чрезвычайной обстановке (война, восстание и т.п.). В РФ согласно Конституции В.п. вводится указом Президента РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной ее угрозы с немедленным уведомлением Совета Федерации и Госдумы РФ. При В.п. функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходят к военным властям, на граждан возлагаются дополнительные обязанности и ограничения.

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

Военное положение
особый государственно-правовой режим, вводимый на всей или части территории страны, в условиях чрезвычайной обстановки (война, стихийное бедствие и т.п.). Характерной чертой военного положения является расширение полномочий военных властей в местностях, объявленных на военное положение; переход функций государственной власти в области обороны, обеспечение общественного порядка и государственной безопасности к военным структурам. Военное положение преимущественно вводится Президентом страны и зачастую с незамедлительным извещением высшего представительного органа государства (Парламента).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, их организации и их должностные лица могут возлагаться дополнительные обязанности.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

Военное положение
это особый правовой режим, вводимый Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и в рамках положений соответствующего федерального конституционного закона на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. При этом под агрессией против Российской Федерации понимается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, а под непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации понимаются действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
в конституционном праве особый правовой режим деятельности гос. и муниципальных органов, характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. Вводится по решению уполномоченного на то властного органа при особых обстоятельствах (открытие военных действий, массовые беспорядки и т.п.). Может быть объявлено как в отдельных местностях, так и по всей стране. При В. п. военным властям предоставляется право отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям. Устанавливается повышенная ответственность (по законам военного времени) за неподчинение приказам и распоряжениям военных властей. Вводится комплекс ограничений прав граждан. Согласно Конституции РФ В. п. вводится в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Утверждение указов о введении В. п. относится к компетенции Совета Федерации. Режим В. п. определяется ФКЗ.

Источник: Большой юридический словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
специальный правовой режим, вводимый государством по всей стране или в отдельных ее местностях в условиях чрезвычайной обстановки (война, восстание, стихийное бедствие и т.п.). Согласно ч. 2 ст. 87 Конституции РФ право вводить В.п. на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях предоставлено Президенту РФ (как Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации) с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Совет Федерации утверждает Указ Президента Российской Федерации о введении В.п. Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом. В условиях В.п. государственная власть может быть сосредоточена в руках военачальников, воинских командиров, а некоторые конституционные права и свободы граждан — ограничены (например, свобода собраний, уличных демонстраций, свобода печати, свобода передвижения путем введения комендантского часа, запрета въезда в определенные местности или выезда из них и др.). Эти ограничения возможны только в той мере и на такой период времени, в каких это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Т.С Румянцева

Источник: Юридическая энциклопедия

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
в конституционном праве - особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. В.п. вводится по решению уполномоченного на то органа государственной власти при особых обстоятельствах (открытие военных действий, массовые беспорядки и т.п.). В.п. может быть объявлено как в отдельных местностях, так и по всей стране. При В.п. военным властям предоставляется право отдавать распоряжения местным органам государственной власти, государственным и общественным учреждениям и организациям. Устанавливается повышенная ответственность по законам военного времени за неподчинение приказам и распоряжениям военных властей. Вводится комплекс ограничений прав граждан. В соответствии с Конституцией РФ В.п. вводится на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Утверждение указов о введении В.п. осуществляется Советом Федерации. Режим В.п. определяется федеральным конституционным законом.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый государственно-правовой режим, временно вводимый высшей государственной властью в стране или отдельных - ее частях при чрезвычайной обстановке; характеризуется введением в действие специальных (чрезвычайных) мер в интересах защиты государства. Наиболее существенные черты В.п.: расширение полномочий органов военного управления; возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей, связанных с обороной страны; ограничение прав и свобод гражданина и человека.
В местностях, объявленных на В.п., все функции государственной власти в области обороны, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка переходят к органам военного управления. Им предоставлено право возлагать на граждан и юридических лиц дополнительные обязанности (привлекать к трудовой повинности, производить изъятие транспортных средств для нужд обороны и др.), регулировать общественный порядок сообразно требованиям общественной обстановки (ограничивать уличное движение, запрещать въезд и выезд в местности, объявленные на В.п., регулировать время работы предприятии, учреждений и др.). За неподчинение этим органам, за преступления, направленные против безопасности страны и наносящие ущерб ее обороне, если они совершены в местностях, объявленных на В.п., виновные привлекаются к ответственности по законам военного времени.
В соответствии с Конституцией РФ В.п. вводится на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД. Утверждение указов о введении В.п. относится к компетенции СФ.

Источник: Энциклопедия юриста

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения и заканчиваются датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения. В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны, применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в данной области. Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»).

Источник: Словарь по уголовному праву.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод. Вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.
В Российской Федерации право введения В. п. предоставлено Президенту РФ. Согласно Конституции РФ, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87). Совет Федерации должен утвердить соответствующий указ Президента (ст. 102 Конституции). Режим В. п. определяется федеральным конституционным законом (который еще не принят).
Согласно ФЗ "Об обороне", Президент РФ объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, В. п. на всей территории РФ или в отдельных ее местностях. Он отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.
Таким образом, В. п. характеризуют: особые правила (порядок) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; возможность создания специальных государственных органов либо возложения определенных функций на существующие; временные ограничения прав и свобод граждан и их объединений; возможность ведения военных действий, передвижения войск; применение средств защиты, маскировки и т. п.; особый статус территории, включая въезд, выезд, передвижение и др.; ужесточение дисциплины и ответственности; специфические правила использования государственного и иного имущества; особые нормативные акты для В. п. и др. (Для сравнения см.: Чрезвычайное положение.)
Окончание (отмена) В. п. должно быть объявлено также указом Президента РФ. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
в СССР особый правовой режим, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны Советской страны или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. В. п. вводится по решению высшего органа гос. власти при особых обстоятельствах (открытие военных действий, чрезвычайное стихийное бедствие и т. п.). В соответствии с п. «т» ст. 49 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР имеет право объявлять В. п. в отдельных местностях или по всему Советскому Союзу.
При В. п.: все функции органов гос. власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и гос. безопасности переходят к военным органам фронтов, армий, военных округов; административные права военных властей значительно расширяются; в частности, они могут возлагать на граждан, учреждения и предприятия новые обязанности в интересах обороны СССР (трудовая, военно-квартирная и другие повинности); дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и гос. безопасности, и некоторые другие дела (если военные власти признают это необходимым) передаются на рассмотрение не общих, а специальных судов – военных трибуналов; устанавливается повышенная ответственность по законам военного времени за неподчинение распоряжениям и приказам военных властей.
При В. п. военным властям предоставляется право отдавать распоряжения местным органам гос. власти, государственным и общественным учреждениям и организациям. Управление промышленностью, сельским хозяйством, социально-культурным и коммунальным строительством, торговлей, заготовками и т. п. в местностях, объявленных на В. п., остается за местными Советами. В условиях В. п. в СССР возрастает значение точного исполнения законов и других гос. актов всеми лицами, организациями, предприятиями, учреждениями (см. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» 22 июня 1941 г. – «Ведомости Верховного Совета СССР» 1941 г. № 29).
В буржуазных государствах В. п. применяется не только в военное, но и в мирное время как средство борьбы с революционным движением, с национально-освободительным движением в колониях и зависимых странах и характеризуется широким применением чрезвычайных средств. Особенно широкое применение чрезвычайные средства получили при империализме, когда буржуазия использует В. п. для ликвидации последних остатков демократических прав и свобод.

Источник: Советский юридический словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый государственно-правовой режим, временно вводимый на территории государства или в отдельных ее местностях в случае агрессии против него или непосредственной угрозы агрессии, когда прежний (мирный) уклад жизнедеятельности государства и общества не в состоянии обеспечить организацию эффективного отпора агрессору либо предотвратить агрессию. Основаниями введения В. п. являются агрессия или непосредственная угроза агрессии. Целью введения В. п. является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против государства. Режим В. п. включает в себя комплекс экономических, политических и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии. Характерными чертами В. п. являются: расширение полномочий органов военного управления (на территории, на которой ведутся военные действия, им может быть передана вся полнота власти на основании указа Президента РФ); возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей (напр., участвовать в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования, предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества и др.); ограничение некоторых прав и свобод гражданина и человека, касающихся участия в политической деятельности — устанавливается запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий и др. (указанные ограничения допускаются только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не могут затрагивать основополагающих прав и свобод граждан и должны согласовываться с требованиями ст.ст. 55 и 56 Конституции РФ). В. п. вводится на территории РФ или в отдельных ее местностях указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе Федерального собрания РФ. Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации. Период действия В. п. начинается с даты и времени начала действия В. п., которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) В. п. ВС РФ, др. войска, воинские формирования и органы, входящие в военную организацию государства, при обеспечении режима В. п. выполняют следующие задачи: поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено В. п., и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней; охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и др. На территории, на которой ведутся военные действия и введено В. п., на органы военного управления на основании указа Президента РФ может быть возложено применение мер, отнесенных к компетенции иных государственных органов, в частности: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды и т. д. За нарушение режима В. п. и за совершение правонарушений, совершенных в период его действия, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством военного времени.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод и вводимый на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом (ст. 87 Конституции РФ). Однако пока подобный конституционный федеральный закон не принят, а некоторые вопросы военного положения регулируются Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. Помимо Вооруженных Сил РФ к обороне привлекаются пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска Федеральной службы железнодорожных войск РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, подразделения Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны, а также создаваемые на военное время специальные формирования. В период военного положения Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны. Органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при введении военного положения является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. В условиях военного положения организуются гражданская и территориальная оборона. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения. Для обеспечения обороны в соответствии с воинской обязанностью граждан Российской Федерации объявляется общая или частичная мобилизация, осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию, предусмотренную для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и предприятий и учреждений на работу в условиях военного времени. Специфика режима военного положения заключается в необходимости усиления роли и расширения полномочий военных органов в управлении на территории, где введено такое положение. На таких территориях полномочия как законодательных, так и, в основном, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в области обороны, государственной безопасности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности должны сосредоточиваться в органах военного управления. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие органам военного управления, военному командованию в решении возложенных на них задач. В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, даже не имеющими военного назначения.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
вводимый в соответствии с действующим законодательством в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы такой агрессии на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан и их объединений. Целью введения В.п. является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. "О военном положении" (ст. 2) актами агрессии против РФ (как единственными основаниями введения В.п.) являются: 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы; 2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории РФ или применение любого оружия иностранным государством против РФ; 3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства; 4) нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации; 5) действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против РФ; 6) засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ, равносильные актам агрессии. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 87) и вышеназванному Закону (ст. 4) В.п. вводится Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента РФ о введении В.п. определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения В.п., дата и время, с которых начинает действовать В.п., границы территории, на которой вводится В.п. Указ о введении В.п. должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения и опубликован в официальных изданиях. Такой указ (также незамедлительно) подлежит передаче на утверждение Совету Федерации, который должен рассмотреть его в течение 48 часов с момента получения. О введении В.п. Президент РФ уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. "О военном положении" режим В.п. включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии. На территории, где введено В.п., применяются следующие меры: усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, где введено В.п.; введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, СМИ, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; введение в органах государственной власти, иных государственных органах военного управления, органах местного самоуправления дополнительных мер усиления режима секретности; прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ, и др.
Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан и их объединений в условиях введения В.п., а равно возложение на них дополнительных обязанностей. Федеральный конституционный закон "О военном положении" исчерпывающе перечисляет такие ограничительные меры. Закон (ч. 2 ст. 7), в частности, допускает введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено В.п., а также ограничение свободы передвижения по ней; приостановление деятельности общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и иную деятельность, подрывающую в условиях В.п. оборону и безопасность РФ; привлечение граждан в установленном порядке к выполнению работ для нужд обороны; изъятие для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; запрещение или ограничение проведения собраний, иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление досмотра; запрещение нахождения граждан на улицах в определенное время суток и предоставление органам государственной власти и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а в определенных случаях - задержание граждан и транспортных средств (на срок не свыше 30 суток); запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ (в определенных случаях допускается их изъятие), установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, за телефонными переговорами; интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с РФ; запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ. На территории, где введено В.п., референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения В.п., оно отменяется Указом Президента РФ.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Согласно ч. 2 ст. 87 Конституции РФ: «В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». Насть 3 той же статьи гласит, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Соответствующие вопросы в полном объеме регулирует Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. (с изменениями и дополнениями) «О военном положении». В Федеральном законе от 31 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями) «Об обороне» также частично регулируются вопросы в.п.
Определяя в.п. как особый правовой режим, вводимый в случае агрессии или непосредственной ее угрозы, Закон от 30 января 2002 г. гласит, что целью введения в.п. является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия в.п. начинается с даты и времени начала действия в.п., которые устанавливаются указом Президента РФ о введении в.п., и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) в.п.
В период действия в.п. в соответствии с указанным Законом 2002 г. могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), деятельность организаций независимо от организационноправовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы применяются для отражения или предотвращения агрессии против РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в данной области.
Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении в.п. на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В.п. на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ. Президент РФ незамедлительно сообщает о введении в.п. положения Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента РФ о введении в.п. должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для его введения; дата и время, с которых начинает действовать в.п.; границы территории, на которой вводится в.п. Указ Президента РФ о введении в.п. подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Этот указ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении в.п. должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента его получения. В случае, если указ Совет Федерации не утвердил, указ прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения Совета Федерации, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении в.п.
Режим в.п. согласно Закону включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Они разделены на меры, применяемые только на территории, на которой введено в.п., и меры, которые могут применяться при введении в.п. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, как на территории, на которой введено в.п., так и на территориях, на которых в.п. не введено.
Согласно ст. 7 Закона на территории, на которой введено в.п., применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время, и для нужд населения. На основании указов Президента РФ на территории, на которой введено в.п., применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено в.п., и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях в.п. оборону и безопасность РФ;
6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, – задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
14) введение контроля над работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля над телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ;
18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19) прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.
На территории, на которой введено в.п., референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
Помимо перечисленного мер в период действия в.п. федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых в.п. не введено.
Федеральный конституционный закон 2002 г. определяет полномочия различных государственных органов в связи с введением в.п. Наиболее широки они у Президента РФ: осуществляет руководство организацией обеспечения режима в.п.; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима в.п.; контролирует применение мер по обеспечению в.п.; определяет в соответствии с данным Законом меры по обеспечению режима в.п., применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами военного управления на территории, на которой введено в.п., а также полномочия указанных органов по применению этих мер; определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения; приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях в.п. оборону и безопасность РФ; устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом; определяет порядок прохождения военной службы в период действия в.п.; принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров РФ с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против РФ, и (или) государствами, союзными с ним (ними); прекращает в условиях в.п. деятельность в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ; устанавливает на территории, на которой введено в.п., особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.
В Законе 2002 г. оговорено, что на территории, на которой введено в.п., действуют суды. Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и российскими законами. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах. Деятельность органов прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ на территории, на которой введено в.п., также осуществляется.
В период действия военного положения: указом Президента РФ могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми он осуществляет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности РФ, режима военного положения; указом Президента РФ функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности РФ, режима военного положения. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности которых регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении в.п. вносят в указанные регламенты необходимые изменения, учитывающие особенности режима военного положения.
Федеральный конституционный закон 2002 г. содержит ряд правил относительно правового положения граждан и организаций в период в.п. Так, ст. 18 определено, что в период действия в.п. граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено данным Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.
Граждане, находящиеся на территории, на которой введено в.п., обязаны: 1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим в.п., и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; 2) являться по вызову в названные органы и военные комиссариаты; 3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях органов исполнительной власти, органов военного управления, обеспечивающих режим в.п., и их должностных лиц; 4) участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования; 5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.
В период действия в.п. права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности РФ. Организации, находящиеся на территории, на которой введено в.п., обязаны выполнять требования органов исполнительной власти, органов военного управления, обеспечивающих режим в.п. положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам. Организации в период действия в.п. обязаны: предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества; выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Введенное на территории РФ или в отдельных ее местностях в.п. отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении в.п. С момента отмены (прекращения действия) в.п. нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима в.п., утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими. С момента отмены (прекращения действия) в.п. федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы военного управления в порядке, установленном Президентом РФ, прекращают осуществление полномочий в области обеспечения режима военного положения.
Важно также отметить, что в случае введения в.п. Президент РФ во исполнение международных обязательств Российской Федерации принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (а через него государств – участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан. Соответственно Президент РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (а через него государств – участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы о дате, с которой Российская Федерация прекращает указанное выше отступление в связи с отменой (прекращением действия) в.п.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
105.69 кб

Компонентное исследование военного положения

Зиборов О. В.
В статье исследуются элементы, характеризующие сущность административно-правового режима военного положения. Анализируются подходы различных специалистов к структуре отраслевых правовых режимов.
Читать PDF
1.78 мб

Отдельные процедурные проблемы военного положения

Зиборов О.В.
Рассматриваются отдельные проблемы соотношения норм административного права, действующих в повседневных условиях, с теми правовыми нормами, которые начинают действовать в условиях административно-правового режима военного положени
Читать PDF
186.27 кб

Основные положения общей части военно-уголовного закона Германии

Миронов В. С.
В статье исследуется отдельные нормативные положения немецкого военно-уголовного права, касающиеся понятия воинских преступлений, а также оснований освобождения от уголовной ответственности.
Читать PDF
103.85 кб

Деятельность органов внутренних дел в условиях военного положения

Ковалив М.В., Иваха В.А.
Рассмотрены вопросы деятельности органов внутренних дел в условиях военного положения. Раскрываются особенности организации деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка в условиях военного положения.
Читать PDF
228.19 кб

Деятельность органов внутренних дел в условиях военного положения

Ковалив М.В., Иваха В.О.
Затрагиваются вопросы деятельности органов внутренних дел в условиях военного положения. Раскрываются особенности организации деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка в условиях военного положения.
Читать PDF
33.69 мб

О необходимости заблаговременной правовой регламентации военного положения

Зиборов О.В.
Рассматриваются отдельные проблемы заблаговременной разработки правовых норм, регламентирующих различные аспекты административно-правового режима военного положения.
Читать PDF
829.63 кб

Режим военного положения и боевой обстановки в рамках конституционного права

Вербицкая Т.В.
Статья посвящена исследованию сущностных признаков и отличительных особенностей военного положения и боевой обстановки в соответствии с конституционным правом Российской Федерации и зарубежных стран.
Читать PDF
1.63 мб

К вопросу об ограничении прав и свобод граждан в период действия военного положения

Бялт В.С., Лойт Х.Х.
Рассматривается возможность ограничения конституционных прав и свобод российских граждан. Анализируются нормативные правовые акты, устанавливающие возможность подобного ограничения.
Читать PDF
501.41 кб

Статическое и динамическое проявления административно-правового режима военного положения

Зиборов О. В.
Изучаются статические и динамические характеристики административно-правового режима военного положения как две взаимосвязанные формы его проявления.
Читать PDF
95.69 кб

Применение военного и чрезвычайного положения: от теоретизирования к практическому анализу

Зиборов Олег Валентинович
В статье обосновывается необходимость практического исследования чрезвычайных правовых режимов, соотносится законодательство ряда стран, в том числе Украины и Беларуси, с российским законодательством.
Читать PDF
225.08 кб

Правовой режим военного положения (сравнительный анализ законодательства России и Украины)

Буткевич Сергей Анатольевич
Проведен сравнительно-правовой анализ законодательства России и Украины, регулирующего общественные отношения, связанные с введением военного положения.
Читать PDF
175.46 кб

Актуальные проблемы защиты прав собственности в условиях чрезвычайного и военного положения

Макаренко С. М.
Раскрываются проблемные вопросы защиты прав собственности, связанные с несовершенством нормативной правовой базы, регулирующей последствия введения чрезвычайного и военного положения.
Читать PDF
398.04 кб

Неиспользованные возможности (о чрезвычайном и военном положении на Украине начала 2014 г. )

Зиборов Олег Валентинович
В статье автор анализирует содержание чрезвычайных правовых режимов в соответствии с украинским законодательством, понятие и основания введения чрезвычайного и военного положения на Украине применительно к событиям начала 2014 г.
Читать PDF
745.07 кб

Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения

Фадеева Ирина Викторовна
Статья посвящена одному из административно-правовых режимов режиму военного положения.
Читать PDF
244.47 кб

Административно-правовая регламентация военного положения (от возникновения до середины XIX века)

Зиборов Олег Валентинович
В статье автор анализирует причины и предпосылки возникновения и развития в отечественном законодательстве такого института, как военное положение.

Похожие термины:

  • Режим военного положения

    это комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Обеспечен
  • ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    юридически гарантированное положение их в обществе, определяемое совокупностью предусмотренных как общим, так и специальным (военным) законодательством прав, свобод, обязанностей и ответственно
  • ПЕРЕВОД ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ С МИРНОГО НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    комплекс мероприятий, проводимых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения при возникновении военной угрозы или начале военных действий. Перевод гражданской обороны на вое