Вопросы местного значения внутригородского муниципального образования

Найдено 1 определение
Вопросы местного значения внутригородского муниципального образования
вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей внутригородского муниципального образования города федерального значения, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения устанавливается в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города федерального значения и жителей внутригородского муниципального образования.
1. Вопросы местного значения муниципального образования в Москве определены в ст. 8 Закона города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56 (в ред. от 05.05.2013). Они дифференцированы по типам внутригородских муниципальных образований: муниципальным округам, городским округам и поселениям (см. Внутригородская территория города федерального значения). В Москве сформированы 146 внутригородских муниципальных образований, в том числе 125 муниципальных округов (в границах районов «старой Москвы»), 2 городских округа (города Троицк и Щербинка) и 19 поселений.
К вопросам местного значения муниципального округа относятся 23 полномочия, объем которых остался в том виде, в котором существовал до присоединения новых территорий:
1)формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
2)утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании;
3)владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
4)установление порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 5) принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской
Федерации;
6)установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов;
7)проведение мероприятий по военнопатриотическому воспитанию граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования;
8)регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками, а также регистрация факта прекращения трудового договора;
9)регистрация уставов территориального общественного самоуправления;
10)учреждение знаков отличия (почетных знаков, грамот, дипломов) муниципального образования за деятельность на благо жителей муниципального образования;
11)информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления;
12)распространение экологической информации, полученной от государственных органов;
13)сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования;
14)разработка и утверждение по согласованию с органом управления архивным делом города Москвы нормативно-методических документов, определяющих работу архивных служб;
15)рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей;
16)взаимодействие с общественными объединениями;
17)участие: в осуществлении ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях; в организации работы общественных пунктов охраны порядка и их советов; в работе призывной комиссии; в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий; в организационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти города Москвы, референдума РФ, референдума города Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; в пропаганде знаний в области безопасности людей; в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства; в профилактике терроризма и экстремизма;
18)согласование вносимых управой района города Москвы в префектуру административного округа города Москвы предложений: по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети; по вопросам целевого назначения находящихся в государственной собственности города Москвы нежилых помещений, расположенных в жилых домах;
19)содействие созданию и деятельности различных форм территориального общественного самоуправления, взаимодействие с их органами, а также органами жилищного самоуправления;
20)содействие осуществлению государственного экологического мониторинга;
21)внесение в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы предложений: к проектам городских целевых программ; об установлении и упразднении на территории муниципального образования особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве; по созданию условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта; по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта; по повышению эффективности охраны общественного порядка на территории муниципального образования; по благоустройству территории муниципального образования; 22) внесение предложений: к проектам Генерального плана города Москвы; к проектам правил землепользования и застройки; к проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах; к проектам планировки территорий; к проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, на территориях которых разработаны указанные проекты; к проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории; к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
23) внесение в Комиссию по монументальному искусству предложений по возведению на территории муниципального образования произведений монументально-декоративного искусства.
11 июля 2012 года был принят Закон города Москвы № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», согласно которому полномочия органов местного самоуправления в муниципальных округов (районов «старой» Москвы) расширены с 1 августа 2012 года. Депутаты муниципальных собраний муниципальных округов получили право: ежегодно заслушивать доклады главы
управы района, руководителя государственного учреждения города Москвы инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, руководителя амбулаторно-поликлинического учреждения муниципального округа, руководителя центра социального обслуживания населения муниципального округа;
выражать недоверие главе управы района; согласовывать ежегодный адресный пере-
чень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список многоквартирных домов для проведения капитального ремонта, а также контролировать ход выполнения этих работ;
согласовывать выбор земельного участка
для размещения гаражей и объектов религиозного назначения;
согласовывать проект градостроительно-
го плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до
1500 м2; согласовывать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также сезонных кафе.
К вопросам местного значения городского округа относятся 48 вопросов, поселений — 43 вопроса, которые практически идентичны тому набору, который определен Федеральным законом № 131-ФЗ для аналогичных по наименованию типов муниципальных образований (см. Вопросы местного значения городского округа; Вопросы местного значения поселения).
Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий.
2. Санкт Петербург, где 111 муниципальных образований, также характеризуется сложной организацией местного самоуправления. Муниципальные образования СанктПетербурга созданы в границах территорий 9 городов-пригородов, 21 поселка, 81 муниципального округа. Здесь выделяются вопросы местного значения муниципальных образований внутригородских муниципальных округов и муниципальных образований в городах и поселках.
Вопросы местного значения муниципального образования в Санкт-Петербурге определены в ст. 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23.09.2009 N 420–79 (ред. от 12.05.2012). Общими для всех типов муниципальных образований СанктПетербурга (муниципальных округов, городов и поселков) являются 46 вопросов местного значения:
1)принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2)формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за его исполнением;
3)владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального
образования;
4)установление официальных символов, памятных дат муниципального образования и учреждение звания «Почетный житель муниципального образования»;
5)принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
6)содействие исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
7)проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
8)контроль за обеспечением твердым топливом населения, проживающего в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга;
9)оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
10)содействие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства и законодательства о розничной торговле;
11)представление в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга предложений по схемам размещения нестационарных торговых объектов;
12)выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством;
13)организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда;
14)участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки;
15)внесение в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта, установке светофорных объектов, дорожных знаков, нанесению дорожной разметки;
16)определение границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
17)выдача религиозным группам подтверждений существования на территории муниципального образования;
18)организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья, советов многоквартирных домов;
19)осуществление регистрации трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, а также регистрации факта прекращения указанного договора;
20)установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
21)осуществление защиты прав
потребителей;
22)содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;
23)содержание муниципальной информационной службы;
24)учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации;
25)формирование архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;
26)участие в реализации мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования;
27)участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в формах и порядке, установленных законодательством Санкт-Петербурга;
28)участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;
29)участие в организации и финансировании: проведения оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
30)согласование адресного перечня территорий, предназначенных для организации выгула собак;
31)осуществление противодействия коррупции в пределах своих полномочий;
32)формирование и размещение муниципального заказа;
33)назначение, выплата, перерасчет ежемесячной доплаты за стаж работы в органах местного самоуправления муниципальных образований к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований;
34)участие в деятельности по профилактике наркомании в Санкт-Петербурге;
35)организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
36)участие в мероприятиях по охране окружающей среды, за исключением организации и осуществления мероприятий по экологическому контролю;
37)разработка и реализация муниципальных социальных программ за счет средств местных бюджетов;
38)организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий;
39)организация и проведение мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов;
40)создание условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта;
41)проведение работ по военно-патриотическому воспитанию граждан РФ, участие в работе призывной комиссии;
42)организация и проведение досуговых мероприятий для жителей;
43)осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее: текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий; устройство искусственных неровностей на проездах и въездах на придомовых территориях и дворовых территориях; организацию дополнительных парковочных мест на дворовых территориях; установку, содержание и ремонт ограждений газонов; установку и содержание малых архитектурных форм; создание зон отдыха (обустройство, содержание и уборку территорий детских площадок, спортивных площадок); оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях; выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования; участие в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга; озеленение территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения; проведение санитарных рубок;
44)проведение мероприятий по обеспечению доступности городской среды для маломобильных групп населения на территориях дворов муниципальных образований;
45)осуществление поддержки деятельности граждан, общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории муниципального образования;
46)создание муниципальных предприятий и учреждений.
Наряду с этими 46 вопросами местного значения, являющимися общими для всех типов муниципальных образований СанктПетербурга, на муниципальные образования поселков и городов Санкт-Петербурга возложены следующие вопросы местного значения:
— осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, расположенных вне земельных участков, входящих в состав кладбищ; обеспечение сохранности воинских захоронений; восстановление пришедших в негодность воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, расположенных вне земельных участков, входящих в состав кладбищ;
— организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
— текущий ремонт и содержание дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.
Специфическим вопросом местного значения муниципальных образований городов является организация парковок и автостоянок на территории муниципального образования.
Для муниципальных округов Горелово, Лахта-Ольгино к вопросам местного значения также отнесены текущий ремонт и содержание дорог, расположенных в пределах границ муниципальных образований, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.
З. А. Алиева
В. И. Голованов
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с изм.). Ст. 79.
Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56 (с изм.).
Закон города Москвы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» от 11 июля 2012 года № 39 (в ред. от 26.06.2013).
Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в СанктПетербурге» от 23.09.2009 N 420–79 (ред. от 12.05.2012).
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. —5-е изд, дополн., и перераб. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама