Определение данного термина не закреплено в законодательстве, однако его толкование было дано в судебной практике. В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04 и от 23.08.2005 N 5735/05 сказано, что возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как указал ВАС РФ, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Таким образом, как отмечается в литературе, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, нашедшей отражение в арбитражной практике и юридической литературе, зачет излишне уплаченных сумм налога - это форма их возврата, а авторы, настаивавшие на различной правовой природе зачета и возврата, оказались в меньшинстве [3, с. 129 - 130].
В науке вопросам природы возврата налога не уделялось достаточно внимания, в основном акцент в публикациях делается на практические проблемы возвращения налогоплательщикам излишне уплаченных сумм. Однако среди авторов, посвятивших свои труды теоретическим аспектам возврата налога, можно выделить, в частности, Е.В. Килинкарову и С.Н. Эльдарова.
По мнению Е.В. Килинкаровой, возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей является самостоятельным способом восстановления имущественного положения налогоплательщика, нарушенного излишней уплатой или излишним взысканием налоговых платежей. В отличие от зачета, когда осуществляется прекращение двух встречных обязанностей - обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей и обязанности публичного субъекта по возврату полученных без должного основания денежных средств, при осуществлении возврата прекращается только соответствующая обязанность публичного субъекта. При этом налоговое законодательство устанавливает различные по своей сущности процедуры зачета и возврата налоговых платежей - во-первых, направленные на восстановление нарушенного излишней уплатой или излишним взысканием имущественного положения налогоплательщика (гл. 12 НК РФ) и, во-вторых, осуществляемые в рамках возмещения налога на добавленную стоимость и акцизов (гл. 21 и 22 НК РФ) [2, с. 7].
С.Н. Эльдаров считает, что возврат переплаты является исполнением обязательства, возникающего из излишней уплаты (взыскания) сумм налогов, а зачет излишне уплаченного (взысканного) налога, по сути, представляет собой один из способов возврата [5, с. 84].
Порядок возврата излишне уплаченных налогов и сборов определен в ст. 78 Налогового кодекса РФ и является одинаковым для всех налогов (сборов), а также сумм излишне уплаченных пеней и штрафов. В соответствии с данной статьей возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Основанием возникновения права на своевременный возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налоговых платежей являются излишняя уплата и излишнее взыскание соответствующих платежей. При этом момент возникновения излишне уплаченных и излишне взысканных сумм совпадает с моментом, с которого обязанность по уплате платежей признается исполненной в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ, и установление факта наличия переплаты не требует подтверждения поступления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации [2, с. 9].
Как указывает Е.В. Килинкарова, возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей осуществляется в рамках налоговых и бюджетных правоотношений, связь между которыми носит функциональный характер: бюджетные правоотношения возникают с целью исполнения решений, принимаемых в результате развития налоговых правоотношений. При этом возникновение бюджетных правоотношений необходимо для восстановления имущественного положения налогоплательщика именно в ситуации возврата переплаты, когда требуется осуществить фактический возврат денежных средств из бюджетной системы, а не в случае с зачетом [2, с. 8].
Определенные особенности возврата излишне уплаченных сумм налогов и сборов устанавливаются в части второй Налогового кодекса РФ, например, порядок возврата государственной пошлины устанавливается ст. 333.40 НК РФ, возврата (возмещения) налога на добавленную стоимость - ст. 176 НК РФ, возврата акциза - ст. 203 НК РФ.
Возврат излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов осуществляется в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Кроме указанных ученых, данной проблемой занимались также К.И. Байгозин [1], О. Пантюшов [4] и др. авторы.
Список литературы:
1. Байгозин К.И. Правовое регулирование возврата и зачета переплаченных налоговых платежей: сложные вопросы // Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права. Екатеринбург, 2004. С. 110 - 117.
2. Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей в налоговом и бюджетном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009.
3. Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов: соотношение со смежными явлениями налогового законодательства // Арбитражные споры. 2009. N 3. С. 129 - 138.
4. Пантюшов О. Зачет или возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов // Право и экономика. 2006. N 9. С. 123 - 130.
5. Эльдаров С.Н. Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм: финансово-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
Возврат налога
Возврат налога
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.