Временное правительство

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Временное правительство
высший орган государственной власти России со 2.03.1917 до 25.10.1917 г. Образовано Временным комитетом Государственной Думы по соглашению с Петроградским Советом, с которым делило власть в течение первых четырех месяцев. Председатель В.П.- Г.Е. Львов, затем - А.Ф.Керенский. Программа В.П. была изложена в Декларации от 3.03.1917 и в "Обращении к гражданам России" от 6.03.1917 г. и включала в себя: доведение войны до победного конца, полная политическая амнистия, реализация демократических прав и свобод, проведение выборов в Учредительное Собрание, осуществление политики "социального партнерства" на промышленных предприятиях. В результате частых правительственных кризисов неоднократно меняло состав, постепенно превратившись из органа партий либеральной буржуазии в правительство социалистического центра. Свергнуто в ходе большевистского переворота.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

Временное Правительство
в России с 2 (15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 г. высший орган государственной власти. Образовалось в результате февральской революции 1917 г. Временное правительство создано по соглашению между Временным комитетом Государственной Думы и исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, без поддержки которого оно не могло существовать и действовать первые 4 месяца. Будучи высшим исполнительно распорядительным органом, Временное Правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти были губернские и уездные комиссары. За время своего существования Временное Правительство провело целый ряд либеральных мероприятий. 12 (25) апреля Временное Правительство приняло закон о свободе собраний и союзов. В аграрной политике Временное Правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель (12 (25) марта) и удельных земель (16 (29) марта). 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное Правительство специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило любые самовольные захваты земли противозаконными. Обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. Строго придерживалось идеи «Великой и неделимой России», отказалось признать право на самоопределение Финляндии и на автономию отдельных национальных окраин до решения Учредительного собрания. Это право было признано по внешнеполитическим соображениям (в воззвании от 17 (30) марта) лишь за польским народом. После срыва выступления генерала Корнилова Временное Правительство охватил острый кризис. В поисках выхода из него 1 (14) сентября 1917 г. было решено временно, передать власть Совету пяти, или «Директории», во главе с министром-председателем Керенским. Временное правительство было ликвидировано Октябрьской революцией 1917 г.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
правительство, образовавшееся в результате Февральской революции 1917 и ликвидации монархии в России. 2 марта на основе соглашения Временного комитета Государственной Думы с эсеро-меньшевистскими лидерами Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было образовано из конституционных демократов (кадетов) и октябристов однор о д н о - б у р ж у а з н о е В.п., в о з г л а в л я е м о е князем Г.Е. Львовым (кадет). В.п. на протяжении своего краткого существования пережило несколько кризисов, приводивших к переменам в его составе. Первое В.п. действовало со 2 марта по 2 мая, т.е. два месяца. Затем, после сравнительно непродолжительного кризиса, 5 мая было образовано первое коалиционное правительство, также во главе с Г.Е. Львовым. В составе этого правительства были, наряду с кадетами и октябристами, представители мелкобуржуазных партий (меньшевики, эсеры и «народные социалисты»). Это правительство продержалось до 2 июля. С 3 по 25 июля имел место правительственный кризис, а с 24 июля по 26 авг. действовало 2-е коалиционное В.п. А.Ф. Керенского. С 27 авг. по 24 сент. продолжался правительственный кризис, причем с 1 по 24 сентября действовала т.н. Директория. Наконец, с 25 сент. по 25 окт. у власти находилось 3-е коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Это правительство было низложено в результате Октябрьской революции 25 окт. 1917. В принятой 3-го марта 1917 Декларации первого В.п. о его составе и задачах перечислялись основания, которыми оно предполагало руководствоваться в своей деятельности. Среди них — свобода печати, союзов, собраний и стачек (с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускавшихся военно-техническими условиями); отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления в России и применять Конституцию; выборы на этих принципах в органы местного самоуправления; замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления. Либеральные политики и правоведы стояли на позиции легального или «законного» происхождения В.п.,исходя из актов Николая II от 2 марта 1917 об отречении от престола и Михаила Романова от 3 марта — об отказе от трона. Они считали, что В.п. образовалось вполне законным путем, т.к. Николай II отказался от престола в пользу Михаила, который передал разрешение вопроса о власти Учредительному собранию. Таким образом, В.п. получило власть и являлось «законным органом власти», которому следовало подчиняться. В конечном счете «юридическая конструкция» В.п. была такова: русским государством управляет В.п., назначенное Государственной Думой, договорившейся об этом с Петроградским Советом, представлявшим рабочий трудовой народ. В.п. потому так и называется, что управляет временно — до Учредительного собрания, которое установит Основные законы государства. Исходили из того, что В.п. исполняет функции не только правительственной (исполнительной), но и законодательной власти, осуществлявшейся ранее монархом совместно с Государственным Советом и Государственной Думой. В.п. 2 марта постановило, что вся полнота власти (законодательной и исполнительной) должна принадлежать только ему. На том же заседании по вопросу о взаимоотношениях с Петроградским Советом было решено, что «по обстоятельствам текущего времени Временному правительству приходится считаться и с мнением Совета рабочих депутатов. Однако допустить такое вмешательство в действия Правительства являлось бы недопустимым двоевластием». Но устранить с политической арены Петроградский Совет или поставить его в подчиненное положение было невозможно. Сложность правовой системы России в тот период состояла в том, что в период двоевластия наряду с официальным правом, соблюдение которого обеспечивалось В.п., стало складываться право неофициальное, т.н. революционно-демократическое, творимое в первую очередь Советами. Например, по «Приказу № 1» Петроградского Совета от 1 марта по гарнизону Петроградского военного округа предписывалось во всех воинских частях и на судах военного флота избрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов. Таким образом, воинская часть в своих политических выступлениях подчинялась Совету и своим комитетам; вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты не могли быть ущемлены в тех правах, которыми пользовались все граждане. Выборные солдатские комитеты (ротные и полковые) проводили в жизнь принцип выборности командного состава. Актами В.п. были упразднены некоторые органы власти (например, институт земских начальников). 4 марта 1917 В.п. приняло постановление о «временном » устранении от должности губернаторов и вице- губернаторов. В губерниях, где ранее было введено Земское положение, обязанности губернаторов, также временно, возлагались на председателей губернских земских управ, которых стали именовать: «Губернские комиссары Временного правительства». В уездах направление административной деятельности возлагалось на председателей уездных земских управ («уездных комиссаров Временного правительства»). Один из пунктов постановления гласил: «признать желательным сохранение, в пределах возможности, всего существующего административного механизма, в целях поддержания нормального хода жизни в стране». Реформы коснулись также полиции и суда. Взамен прежней полиции появилась милиция, деятельность которой в значительной степени направлялась органами местного самоуправления и общественными организациями. В.п., признавая необходимость реформ в области судебной системы, считало, что эти реформы должны полностью соответствовать Уставам 1864 (см. также Судебные реформы). Для этого была учреждена «Комиссия для восстановления основных положений Судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном устройстве». 20 марта 1917 состоялось постановление В.п. об условиях занятия должностей по судебному ведомству. Для назначения на должности прокуроров и судей необходимо было прослужить в судебном ведомстве или состоять в звании присяжного поверенного от 2-х до 10 лет. Постановлением В.п. от 20 марта 1917 отменялись связанные с вероисповеданием и национальностью ограничения в выборе места жительства, передвижении, приобретении собственности, занятиях ремеслом и торговлей. Вместе с тем В.п. не выполнило своего обещания об отмене законов о сословных привилегиях и ограничениях, противоречивших принципу гражданского равноправия. 13 мая оно приостановило движение проекта об уничтожении сословий, разработанного правительством первого состава, под тем предлогом, что для его проведения в жизнь потребовался бы огромный труд по пересмотру всех 16 томов Свода законов, так как во всех томах имеется упоминание о сословиях. В ряде своих законодательных актов В.п. лишь констатировало и оформляло то, что уже установилось волею народа прежде всего в области политических свобод. В.п. и политические партии, поддерживавшие его, исходили из того принципа, что хотя В.п. правомочно издавать законы, но обладает законодательной властью лишь временно, до созыва Учредительного собрания. В связи с этим оно должно крайне осторожно распорядиться своей властью, чтобы передать в руки Учредительного собрания, по возможности, все полученные права. Поэтому ни заключить мир, ни дать крестьянам землю, ни решить рабочий вопрос, ни предоставить автономию окраинам Российской Империи оно не правомочно — это было бы предрешением воли Учредительного собрания. Почти все политические партии одну из задач Учредительного собрания видели в решении вопроса о форме правления. Но в данном случае В.п. все же заявило о себе в качестве учредительной власти. Актом 1 сентября оно провозгласило Россию республикой: «Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, провозглашает Российскую Республику». В целом данный Акт был встречен общественностью без энтузиазма, тем более, что в нем не упоминалось ни о конституции, ни о парламенте, ни о каких-либо других органах республиканского правления, а также отсутствовали слова «демократическая республика». В этот период в России отсутствовала конституция. Только 11 окт. 1917 приступила к работе образованная при Юридическом совещании Особая комиссия по составлению проекта Основных законов под председательством проф. Н.И. Лазаревского. Формальным основанием для разработки такого проекта послужила подготовка к созыву Учредительного собрания. Проектировавшаяся конституция должна была составить законопроект (приблизительно 200 статей, расположенных по определенной схеме). Однако Комиссия не только не выработала окончательного текста Основных законов, но из предусмотренных 19 титулов или разделов проекта обсудила всего 5. После октября 1917 было создано временное (впредь до проведения Учредительного собрания) рабоче- крестьянское правительство во главе с В.И. Лениным. Лит.: Собрание узаконений и распоряжений (Временного) Правительства, Пп, 1917. Т. 1—5; Волобуее П.В. Экономическая политика Временного правительства. Л., 1976; Набоков В. Временное правительство. Архив русской революции. Берлин, 1922. Т. 1; Рубинштейн К Временное правительство и Учредительное собрание. Красный архив. 1928. № 3(28); Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л., 1980. ЕЛ. Скрипилев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
118.77 кб

Аграрная программа Временного Сибирского правительства

Когут Марина Тарасовна
В статье рассматривается аграрное законодательство и земельные органы власти Временного Сибирского правительства, возможные последствия аграрной политики для развития сельского хозяйства, земельных отношений, расстановки классовых
Читать PDF
208.54 кб

П. И. Новгородцев как «Учитель» Временного правительства

Евдошенко Ираида Владимировна
Исследованы политико-правовые взгляды П.И. Новгородцева, оказавшие влияние на политику Временного правительства России в 1917 г.
Читать PDF
214.37 кб

Конституционные проекты временного правительства России в 1917 году

Левчук С.В.
During the examination of the problems of the constitutionalism the authors often disregard Russian historical experience and appropriate archival materials.
Читать PDF
698.75 кб

Уголовно-правовая политика Временного правительства России в 1917 году

Поцелуев Евгений Леонидович
В статье показаны актуальность и степень научной разработанности проблемы, результаты работы Комиссии по пересмотру и введению в действие нового Уголовного уложения, охарактеризованы источники уголовного права в период с февраля п
Читать PDF
275.96 кб

Итоги деятельности Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства

Варфоломеев Юрий Владимирович
В статье исследуются некоторые результаты деятельности экстраординарного следственного органа Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Временного правительства.
Читать PDF
121.71 кб

Проведение допросов Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства

Варфоломеев Ю. В.
В статье рассматриваются организация, процедура и особенности проведения допросов высокопоставленных чиновников Российской империи подследственных Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК).
Читать PDF
370.84 кб

Правовое регулирование земельной собственности в период временного правительства

Зейналов Иса Мусаевич
Читать PDF
110.49 кб

Конституционное законотворчество и проект Основного закона Временного правительства

Токарева Д. В.
Данная статья посвящена анализу законотворческой деятельности по реформированию государственного устройства России, отраженному в проекте Основного закона Временного правительства.
Читать PDF
782.88 кб

Государственное устройство России в проекте основного закона Временного правительства

Кононова Т. И.
В статье рассматриваются предложения Временного правительства по реформированию государственного устройства России, изложенные в проекте Основного закона.
Читать PDF
388.23 кб

Процедура нормоконтроля в деятельности Юридического Совещания Временного правительства

Редких Сергей Владимирович
Рассматривается деятельность Юридического Совещания Временного правительства 1917 г. по приведению действующего законодательного массива в соответствие с новыми постреволюционными принципами построения общества и государства.
Читать PDF
143.53 кб

Дело М. Бейлиса в материалах Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства

Варфоломеев Юрий Владимирович
В статье рассматривается работа одной из следственных частей Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства по расследованию «противозаконных действий высших должностных лиц по делу Менделя Бейлиса».
Читать PDF
140.57 кб

Правовое положение милиции Временного правительства Приморской земской управы (1920 г. )

Сонин В. В.
Читать PDF
350.88 кб

К вопросу о правовом обеспечении организации и деятельности милиции Временного правительства и милиц

Петров А. В.
Исследуются проблемы нормативного регулирования организации и деятельности народной милиции Временного правительства и милиции «белых» правительств, действовавших на территории Урала и Сибири в период Временного правительства и Гр
Читать PDF
117.92 кб

Законодательная деятельность Временного правительства по реформированию городского общественного сам

Чудаков Олег Валерьевич
Рассматривается законодательство Временного правительства в области реформирования органов городского самоуправления в период социальных катаклизмов (март 1917 октябрь 1917 гг.).
Читать PDF
317.96 кб

Организация деятельности мест заключения в период Временного правительства (февраль-октябрь 1917 год

Сорокин Михаил Владимирович, Сорокина Ольга Евгеньевна
в статье дается анализ организации деятельности мест заключения в России после Февральской революции 1917 года, на основании которого делается ряд выводов о тюремной политике, проводимой Главным управлением местами заключения в сф