ВСНХ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВСНХ
Высший Совет Народного Хозяйства - 1. В 1917 - 1932 гг.- центральный орган по руководству экономикой (фактически - лишь промышленностью) страны. Включал в себя главные комитеты (главки) по отраслям промышленности и видам продукции, губернские и окружные СНХ, а с образованием СССР - ВСНХ союзных республик и ГлавСНХ автономных республик. Ликвидирован в 1932 г., функции переданы отраслевым наркоматам. 2. В 1963-1965 гг. - высший государственный орган по управлению промышленностью и строительством.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

ВСНХ
высший совет народного хозяйства – орган государственной власти при Советском правительстве, созданный декретом ВЦИК и СНК РСФСР 2 декабря 1917 г. в качестве центрального органа по управлению экономикой страны, прежде всего, промышленностью. Основными структурными органами ВСНХ являлись главные комитеты и центры (главки) по отраслям промышленности и видам продукции. После образования СССР были учреждены ВСНХ СССР и ВСНХ союзных республик.
В 1932 г. вместо системы совнархозов были созданы отраслевые наркоматы. Позднее ВСНХ и система совнархозов были на непродолжительное время возрождены (1957–1964 гг.)

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права. 2014

ВСНХ (ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА)
1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в Советском государстве с 1917 по 1923; с образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923—1932). ВСНХ имелись в союзных республиках. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920—1929 — областное Промбюро (объединяло несколько губерний). В 1935 ВСНХ СССР был реорганизован в три наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. 2) В 1957— 1965 ВСНХ — высший орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР; местные органы — совнархозы. ВСНХ был утвержден при Совнаркоме РСФСР на базе Всероссийского Совета рабочего контроля и представителей всех наркоматов и сведущих лиц, которым предоставлялось право совещательного голоса. На ВСНХ возлагалась организация народного хозяйства и государственных финансов: он должен был вырабатывать общие нормы и планы регулирования экономической жизни, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих органов (совещаний по топливу, металлу, транспорту и вд.), народных комиссаров, Всероссийского совета рабочего контроля, фабрично-заводских, профессиональных организаций. ВСНХ имел право производить конфискацию, реквизицию, секвестр и принудительное синдицирование любых отраслей промышленности и торговли, а также другие мероприятия в области производства, распределения и государственных финансов. Наиболее крупными отделами ВСНХ были отдел государственных финансов и банков, проводивший национализацию банков и ведавший вопросами внешней торговли, и отдел хозяйственной политики, занимавшийся разработкой общего хозяйственного плана. Все учреждения по регулированию хозяйства подчинялись ВСНХ и могли быть им реорганизованы. Законопроекты и проекты крупных мероприятий, касавшихся регулирования народного хозяйства в целом, вносились в Совнарком через ВСНХ. ВСНХ объединял и направлял работу экономических отделов местных Советов, которые включали органы рабочего контроля, комиссариаты труда торговли, промышленности, продовольствия и др. Отделы ВСНХ занимались регулированием различных отраслей народного хозяйства. Прямо пропорционально увеличению числа национализированных предприятий росло количество и роль производственных (ведавших промышленностью) отделов. Значение отделов, регулировавших другие отрасли хозяйства, снижалось. ВСНХ из органа, призванного направлять все народное хозяйство, постепенно превращался в наркомат промышленности, хотя и продолжал принимать активное участие в разработке важнейших вопросов развития других отраслей народного хозяйства, особенно финансов. Районные (областные) совнархозы (РСНХ) создавались для регулирования всей экономической жизни промышленного района (области) при местных Советах как местные органы, руководимые ВСНХ и действовавшие под общим контролем соответствующего Совета депутатов. К их компетенции относились: руководство правлениями частных предприятий, перешедших в собственность республики, учет имеющегося сырья, полуфабрикатов, изделий, рабочей силы и т.д. Губернские Советы депутатов имели право образовывать по образцу ВСНХ губернские, окружные и другие совнархозы, однако установление района их деятельности и общее руководство относились к компетенции РСНХ. В раде губерний создавались также и уездные совнархозы. В тех административно-территориальных единицах, где совнархозы не учреждались, их функции выполняли экономические отделы местных Советов. Уже в начале своей деятельности совнархозы много внимания уделяли вопросам управл е н и я национализированными предприятиями, число которых быстро увеличивалось. Нередко предприятия переходили в полное или частичное управление государства еще до решения соответствующих органов об их национализации и требовали особого внимания совнархозов и соответствующих наркоматов. По мере того как расширялись задачи и функции совнархозов и они накапливали опыт, совершенствовалась их структура и уточнялась компетенция. Совершенствовался и аппарат самого ВСНХ. В его составе создавались соответствующие коллегии — главные и центральные комитеты отдельных отраслей промышленности (главки и центры). Главки и центры имели довольно большую самостоятельность и весьма широкие полномочия: управляли предприятиями подведомственной отрасли промышленности, могли смещать их руководителей, ведали финансированием предприятий, решали вопросы их объединения и реорганизации, занимались нормированием условий труда в данной отрасли промышленности и т.п. Главки и центры имели право секвестра еще не национализированных предприятий в своей отрасли, руководство главком осуществляла коллегия, состав которой утверждался Президиумом ВСНХ. Л.Л. Алферов

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама