Выездная налоговая проверка

Найдено 1 определение
Выездная налоговая проверка
Термину "выездная налоговая проверка" не дано определения в Налоговом кодексе РФ. Понятие выездной налоговой проверки раскрывается через установление цели и предмета проверки, сроков и порядка ее осуществления (ст. 89). Общей целью осуществления налоговых проверок, в том числе и выездных, является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87).
Закрепленные в законе правила проведения выездной налоговой проверки в обобщенном виде состоят в следующем.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Допускается проведение самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов или представительств налогоплательщика.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Период деятельности налогоплательщика, подлежащий проверке, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Налоговый кодекс РФ закрепляет возможность продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев, а также основания и порядок приостановления проверки.
Проверяющие в последний день проведения выездной налоговой проверки обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику.
Зафиксирован запрет на проведение налоговыми органами двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также запрет на проведение в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключения из названных общих правил установлены Налоговым кодексом РФ, в частности, допускается проведение в ряде случаев повторных выездных налоговых проверок.
Повторная выездная налоговая проверка - это согласно Налоговому кодексу РФ выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89). Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
В обязанности налогоплательщика вменяется обеспечение возможности должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Отдельными статьями Налогового кодекса РФ регулируется производство должностными лицами налоговых органов в рамках выездных налоговых проверок таких действий, как: осмотр, истребование документов и информации, выемка документов и предметов, экспертиза и др.
По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (ст. 36 НК РФ).
Содержание выездной налоговой проверки было определено Конституционным Судом РФ как "проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения" [3].
Рассматривая соотношение камеральной и выездной налоговых проверок, Конституционный Суд РФ указал, что "выездная налоговая проверка ориентирована на обнаружение тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения" [6].
Практические аспекты осуществления выездных налоговых проверок регулярно становятся предметом судебного контроля, им уделяется значительное внимание в специальной литературе. Научных же дискуссий относительно понятия выездной налоговой проверки не ведется, хотя некоторые исследователи предлагают авторские определения выездной налоговой проверки.
Т.Д. Садовская, например, указывает, что выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля и представляет собой "комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, проводимых вне места или по месту нахождения налогового органа посредством сопоставления отчетных данных с фактическим состоянием финансово-хозяйственной деятельности и информацией из других источников" [15, с. 8].
Рассматривая налоговый контроль с процессуальной позиции, В.И. Гудимов в качестве самостоятельного производства называет производство по проведению выездных налоговых проверок. Его он определяет как "комплекс процедур осуществления налогово-контрольных действий в рамках выездных налоговых проверок в целях контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также выявления допущенных нарушений и создания предпосылок для привлечения нарушителей к ответственности" [10, с. 9, 20].
Применяя процессуальный подход к выездным налоговым проверкам, О.И. Долгополов выделяет четыре стадии проверки: начало проверки; проведение налоговой проверки; окончание налоговой проверки; оформление и реализация результатов налоговой проверки [11]. Он совершенно справедливо отмечает, что "нарушение последовательности, совершение или проведение каких-либо действий, не предусмотренных рамками... проверки, ставят под сомнение законность ее результатов". Относительно стадии "оформление и реализация результатов налоговой проверки" О.И. Долгополов поясняет, что "данная стадия не является в узком смысле выездной налоговой проверкой, поскольку налоговая проверка окончена... Однако исключать ее не стоит, так как любая проверка должна быть надлежащим образом оформлена и реализована... В противном случае законность ее результатов может быть поставлена под сомнение" [11].
В науке налогового права при рассмотрении налогового контроля и отдельных его форм стадийный подход применяется часто. Такой подход использовался, например, при подготовке учебного пособия "Налоговые процедуры", были названы три стадии налоговых проверок (камеральных и выездных): назначение проверки, проведение проверки, оформление результатов налоговой проверки [14, с. 168]. Выделять "окончание проверки" в качестве самостоятельной стадии нецелесообразно, поскольку окончание проверки (составление справки о проведенной выездной проверке и ее вручение налогоплательщику) является завершающим действием стадии "проведение проверки". Реализация результатов налоговой проверки выходит за рамки проверки как таковой и является самостоятельным налоговым производством.
В некоторых работах самостоятельными видами налоговых проверок были названы встречные проверки, повторные проверки и дополнительные проверки.
Следует согласиться с М.С. Беловой, В.А. Кинсбурской и А.А. Ялбулгановым, которые отмечали, что названные проверки "не следует относить к самостоятельным видам налоговых проверок, так как по сути своей они являются производными проверками, проводимыми либо в ходе налоговых проверок (встречная проверка), либо после их завершения (повторные, дополнительные). При этом именно по причине их производного от налоговых проверок характера к ним в полной мере применяются правила и ограничения, действующие в отношении налоговых проверок. Только наличие того обстоятельства, что эти проверки имеют схожее с налоговыми проверками правовое регулирование, не позволяет сделать вывод о том, что они являются самостоятельными видам налоговых проверок... С определенной долей условности их можно назвать подвидами налоговых проверок" [8].
Термин "встречная проверка" до 2007 г. использовался в Налоговом кодексе РФ. Встречная налоговая проверка имеет место тогда, "когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним деятельность или как-либо с ним связанных" [13, с. 193].
В настоящее время в Налоговом кодексе РФ вместо термина "встречная проверка" употребляется более точный с точки зрения содержания осуществляемых должностными лицами налоговых органов действий термин "истребование документов (информации)". Термин "встречная проверка" продолжает использоваться в иных отраслях законодательства, а также встречается в научной и практической литературе.
Характеризуя встречные проверки, исследователи отмечали, что встречная проверка представляет собой "сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, имеющимися о нем у других лиц" [9], "при встречной проверке сам контрагент и его деятельность налоговыми органами не проверяются" [12].
"Сама по себе встречная проверка не приносила доначислений в бюджет. Если в ходе их проведения обнаруживались какие-либо ошибки (или несоответствия) в заполнении отчетных или других документов иными лицами или даже устанавливались факты совершения налоговых правонарушений этими лицами, то в их отношении назначались самостоятельные, как правило, выездные налоговые проверки" [8].
Понятие повторной выездной налоговой проверки, как уже указывалось ранее, определено в Налоговом кодексе РФ.
Конституционный Суд РФ детально исследовал правовую природу повторных выездных налоговых проверок. Признавая допустимым их проведение вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществившего первоначальную выездную налоговую проверку, Конституционный Суд РФ указал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика. Повторная выездная налоговая проверка имеет целью обеспечение законности и обоснованности принимаемых решений. Вместе с тем она "является повторной выездной налоговой проверкой по отношению к деятельности самого налогоплательщика и соблюдению именно им законодательства о налогах и сборах". В ходе такой проверки "вышестоящий налоговый орган фактически заново и в полном объеме проверяет деятельность налогоплательщика за тот налоговый период, который уже был предметом выездной налоговой проверки. В результате не исключается... переоценка выводов, сделанных в ходе первоначальной выездной налоговой проверки, и, соответственно, принятие юрисдикционного акта, которым по-новому определяются конкретные права и обязанности налогоплательщика применительно к тому же налоговому периоду, в том числе могут быть выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени" [1].
Позднее Конституционный Суд РФ более емко охарактеризовал повторную выездную налоговую проверку, указав, что она имеет двуединую природу (контроль и за налогоплательщиком, и за налоговым органом) [7].
Термин "дополнительная проверка" также до 2007 г. использовался в Налоговом кодексе РФ. Предусматривалось, что по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган вправе отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку (п. 2 ст. 140).
Как указывалось в специальной научно-практической литературе, "проблема заключалась в том, что дополнительная проверка... по сути, являлась повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика, так как проверке подлежали уже проверенные налоги и за уже проверенные периоды, но в Налоговом кодексе РФ не содержалось указания о таком основании для проведения повторной проверки и ничего не упоминалось об особенном порядке ее проведения, что, в свою очередь, послужило поводом для многочисленных споров" [8].
В настоящее время назначение по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган дополнительной проверки или каких-либо иных контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика не предусмотрено.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть установлена необходимость получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. В таком случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве таковых могут проводиться: истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
В одном из Определений Конституционный Суд РФ подчеркнул, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, а не по его результатам [5].
Конституционный Суд РФ сформулировал свои правовые позиции по отдельным процессуальным аспектам осуществления выездных налоговых проверок. Суд указал, что с законодательным положением, определяющим период проверки, "корреспондирует... обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги" [2].
Ряд правовых позиций Конституционного Суда РФ касались срока проведения выездной налоговой проверки. В установленный срок "включаются... только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика, а именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений... выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории". Время проведения встречных проверок, экспертиз не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика. Следовательно, "срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика" [3].
Налоговый кодекс РФ закрепил одновременно "унифицированный и дифференцированный подход к определению сроков выездной налоговой проверки", что позволяет обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем учитывать юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков. Позволительно дифференцировать сроки проведения выездных налоговых проверок в зависимости от специфики налогообложения, объемов экономической деятельности налогоплательщика и т.д. "Во всяком случае дифференциация должна быть обоснованной и мотивированной, а ее критерии - соответствовать конституционному требованию ясности, четкости, определенности и недвусмысленности правовых норм" [3].
Конституционный Суд РФ подчеркивал, что срок выездной налоговой проверки и возможность его продления в исключительных случаях установлены исходя из потребности в обеспечении, с одной стороны, учета интересов налогоплательщика, связанных с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой стороны, эффективности мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности. "Данное законоположение само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод граждан, поскольку направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки и служит целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации". Далее Конституционный Суд РФ указал, что понятие "исключительный случай" наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практике, однако не является настолько неопределенным, чтобы препятствовать единообразному пониманию и применению соответствующих законоположений [4].
Список литературы:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Варм" // СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1770.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // СЗ РФ. 2005. N 30. Часть II. Ст. 3200.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" // СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3214.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1434-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "МП Трейдинг" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
5. Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
6. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 N 138-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Федеральной налоговой службы о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
8. Белова М.С., Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // СПС "КонсультантПлюс".
9. Березова О.А., Зайцев Д.А. Налоговые проверки. М.: Главбух, 2000. 151 с.
10. Гудимов В.И. Налоговый контроль: процессуально-правовая характеристика: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. 23 с.
11. Долгополов О.И. Выездная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС "КонсультантПлюс".
12. Калинин Я. Встречная проверка // Административное право. 2012. N 2. С. 43 - 48.
13. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. 360 с.
14. Реут А.В. Производство по налоговому контролю // Налоговые процедуры: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Норма, 2008. 256 с.
15. Садовская Т.Д. Правовые и организационные аспекты совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. 26 с.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.28 кб

Контроль выездной налоговой проверки

Пикунова Е. А.
В статье рассмотрены вопросы процедуры проведения выездной налоговой проверки.
Читать PDF
838.24 кб

Выездные проверки в системе налогового контроля РФ

Пронина Анастасия Юрьевна, Светлова Анастасия Викторовна, Черноусова Ксения Сергеевна
В статье анализируется налоговая система РФ. Уплата налогов является неотъемлемой обязанностью каждого гражданина Российской Федерации.
Читать PDF
343.35 кб

Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля

Чухнина Г. Я.
Читать PDF
76.83 кб

Камеральные и выездные налоговые проверки в судебной практике

Яковлев Алексей Алексеевич
В статье рассматривается судебная практика по налоговым спорам.
Читать PDF
62.70 кб

Выездные налоговые проверки: что нужно знать налогоплательщику

Тарнопольская Дарья Сергеевна, Савин Д. А.
В статье рассматриваются важные аспекты налоговых проверок. Объясняется, что необходимо знать налогоплательщику, чтобы успешно пройти проверку и суметь защитить свои права и интересы при взаимоотношениях с налоговым органом.
Читать PDF
290.57 кб

Методы отбора объектов контроля при выездной налоговой проверке

Соболева Генриетта Валентиновна, Дюкина Татьяна Олеговна
Проведение налоговой проверки должно исходить из принципа целесообразности.
Читать PDF
271.64 кб

Выездная налоговая проверка по НДС: на что обратить внимание инспектору

Самойлов А.Р.
В статье рассматриваются проблемы методики проведения выездной налоговой проверки по НДС, в том числе проверки обоснованности применения налоговых вычетов.
Читать PDF
153.63 кб

К вопросу об истребовании документов в рамках выездной налоговой проверки

Керимов В. В.
Читать PDF
130.73 кб

Создание и ликвидация бизнеса: выездная налоговая проверка при ликвидации

Авдеев В. В.
В статье рассматриваются проблемы, которые возникают при проведении выездной налоговой проверки при ликвидации фирмы (юридического лица).
Читать PDF
1.57 мб

Выездная налоговая проверка - практические рекомендации налогоплательщику

Ю.Ж. Лермонтов
Читать PDF
275.82 кб

Организация и проведение выездной налоговой проверки: методические подходы

Нестеренко А. С.
Исследованы основы организации выездной налоговой проверки и ее место в системе налогового контроля в России. Разработана и обоснована методика организации и проведения выездной налоговой проверки.
Читать PDF
640.80 кб

Отбор претендентов для выездной налоговой проверки: критерии и особенности

Медведева О.А.
Любая налоговая проверка усложняет работу бухгалтера, особенно выездная. В данной статье рассматриваются основные особенности выездных проверок, критерии отбора фирм-претендентов на проведение выездной налоговой проверки.
Читать PDF
188.47 кб

Арбитражная практика по вопросам, связанным с проведением выездной налоговой проверки

Матвиенко П. В.
Читать PDF
596.12 кб

Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения

Жемчужникова Ирина Витальевна
Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе, и путем проведения налоговых проверок.
Читать PDF
882.63 кб

Совершенствование системы проведения выездной налоговой проверки на имущество организаций

Шабейкина Маргарита Александровна
Данная работа посвящена актуальным проблемам проведения выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций и пути ее совершенствования.