Высокопреосвященный Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Найдено 1 определение
Высокопреосвященный Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
(1927-1995гг.), предложил оригинальный путь восстановления самодержавия в России. Анализируя его произведения можно выделить ряд принципов, которым должно соответствовать русское государство. Во-первых, это принцип патриотизма, не имеющий ничего общего с самолюбованием, национальной спесью и эгоизмом. «Любовь к Родине столь же естественна для нормального, нравственно здорового человека, - пишет Иоанн, - как естественная любовь сына к своим родителям. Люди, отвергающие патриотизм, - нравственно ущербны и духовно опустошены. Они обкрадывают самих себя, лишаясь одного из самых светлых чувств, одного из самых глубоких и ярких душевных переживаний». Во-вторых, одним из важнейших оснований русской государственности является принцип соборности. «Соборное самодержавие, предполагающее осмысление державного строительства как общенационального церковного послушания, всенародного религиозного долга», представляет собой форму проявления государственного суверенитета. Так, «... соборным путем была пресечена разгулявшаяся смута, восстановлена государственная независимость России, установлена новая династия. Далее последовал период исторического расцвета соборной российской государственности, когда под покровом благодатной соборности Россия доросла до размеров мировой державы, став не только по духу, но и по форме преемницей и наследницей христианского империализма римской и византийской империи». Иоанн считает, что такая организация политической системы наилучшая. Но «с точки зрения внутреннего «регламента» соборные решения принимаются подлинными, если приняты всем Собором единогласно и не противоречат догмам церкви. Этот принцип коренным образом отличает соборы от иных представительных собраний, на которых вопросы решаются арифметическим большинством голосов.... Иначе говоря, Собор не может принять законного решения, поправ при этом мнения сколь угодно незначительного меньшинства несогласных».
В условиях современной поляризации социальных слоев общества, такая модель представительного органа не приемлема. Более того, по точному замечанию С. М. Соловьева, падение Польши в конце XVIII столетия было предопределено существованием Сейма, решения которого принимались единогласно делегатами, выбираемыми шляхтой, где даже представители одного сословия не могли достигнуть согласия. Так, были сорваны более тридцати сеймов, чем и воспользовалась Екатерина II, возвратившая Российской Империи Земли Белоруссии и правобережной Украины. Поэтому следует отказаться от предоставления депутатам абсолютного права veto при решении любых государственных вопросов. В-третьих, соборное начало органически связано с принципом самодержавия, который со времен Владимира Мономаха рассматривается как религиозный долг. Митрополит Иоанн положительно оценивает деятельность Андрея Боголюбского, упразднившего родовой строй перемещения князей по стольным городам. Кроме того, он оправдывал репрессивные меры Ивана Грозного, т. к. труды его, «завершили сложение России -... столь прочное, что и восемь лет злополучной Смуты (1605-1613гг.), новые измены боярские, походы самозванцев, католическая интервенция и раскол церковный не смогли разрушить его», Это свидетельствует в пользу монархической формы правления на Руси, где «носитель и хранитель России после Бога есть Государь - Царь Самодержавный, без него Россия, не Россия!» - пишет Иоанн. В-четвертых, монархическое правление не возможно без воплощения в жизнь принципа православия, которому свойственно олицетворять государство с большой семьей, а его главу с отцом. Православная церковь не стремится подчинить власть мирскую, она выступает за плодотворное сотрудничество с ней, стремясь к гармоничному равновесию, именуемому симфонией властей, где религия поддерживает самодержавие, а государь охраняет духовенство от притеснений извне. В-пятых, Иоанн постоянно говорит о принципе антидемократизма. «Все идеи демократии замешаны на лжи, - утверждает он. Уже в определении -ложь! Слово это переводится на русский язык как «власть народа» или «народоправство», но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, не многочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло - политика, профессия - жестокая и беспощадная борьба за эту власть». Демократия порочна во всех проявлениях. Например, демократический принцип «всеобщего прямого избирательного права - явление аморальное и разрушительное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ объектом бесчестных манипуляций, получающих, при современном развитии средств массовой информации, поистине безудержный размах». Развивая эту мысль митрополит пишет: «Почему-то никому не приходит в голову выбирать при помощи всеобщего голосования хирурга или следователя, шофера или летчика. А разве управляться со скальпелем, машиной, самолетом труднее, чем с гигантской страной, отягощенной сложнейшими проблемами? Это не значит, что принцип выборности должен быть вообще исключен из политической жизни страны. Более того, в некоторых ситуациях он не заменим, ибо является инструментом становления соборной общности народа и государства».

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама