Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Найдено 1 определение
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
во многом обусловливает целостность системы государственного и муниципального управления, единство властно-управляющего воздействия, а значит, политическую и экономико-социальную стабильность в обществе.
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, в основном, базируется на Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 года № 131-ФЗ, в котором закрепляются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления базируется на следующих принципах.
1)Принцип государственных гарантий местного самоуправления. Реализация этого принципа означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, его финансовой, экономической и организационной самостоятельности, обеспечивает судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливает запрет на ограничение его прав, прописанных в Конституции и федеральных законах.
Государство гарантирует материальнофинансовую обеспеченность осуществления органами местного самоуправления отдельных переданных или делегированных им государственных полномочий, а также компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 19 ФЗ № 131).
Государство гарантирует соблюдение нормативов минимальной бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления с тем, чтобы удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, было на уровне государственных стандартов (ст. 52 ФЗ № 131).
2)Принцип организационного обособления местного самоуправления. Законом он определяется следующим образом:
а) образование органов местного само-
управления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти не допускается;
б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
г) решение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены субъектами муниципальной власти, их принявшими, либо признаны недействительными только по решению суда.
3) Муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в их деятельность, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия. Организационные принципы взаимодействия подкрепляются тем, что:
— органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия, которыми они наделяются законом;
— осуществляют решения, принятые органами государственной власти, оказывают в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне;
— государственные органы, в свою очередь, оказывают содействие органам местного самоуправления в выполнении ими своего предназначения.
Функциональные принципы взаимодействия означают:
— функционирование местного самоуправления в рамках, заданных законом;
— наличие у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;
— наличие собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления и их должностными лицами своей функциональной деятельности и полномочий;
— обязательность выборности органов в системе местного самоуправления как залог функционирования народного представительства.
4) Принцип ограниченности, предельности компетенции: для государственной власти этот принцип важен, ибо его соблюдение предохраняет от вторжения в законоустановленное пространство местного самоуправления; для местного самоуправления важен, ибо создает гарантию невмешательства в его деятельность государственных органов и государственных должностных лиц. Другими словами, реализация этого принципа создает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Конечно, всегда есть вероятность несоблюдения этого принципа одной либо другой стороной. Но она нейтрализуется прокурорским и судебным надзором (контролем). В случае возникновения спора ситуация может быть разрешена независимой и непредвзятой стороной.
Муниципальные образования должны заниматься решением местных проблем. Однако в реальности органы местного самоуправления перегружены значительным объемом государственных полномочий. Практика показывает, что в последние годы законодатели не ограничивают, а, наоборот, наращивают объем нормативных правовых актов, обязывающих органы местного самоуправления нести бремя исполнения разнообразных государственных полномочий, подчас не обеспечивая их реализацию соответствующими материальными и финансовыми средствами.
Поэтому в деятельности муниципалитетов существует проблема дисбаланса собственных и делегированных полномочий. Если ее не решить, может наступить определенный момент, когда органы местного самоуправления перестанут быть таковыми по сути, а реально, по объему реализуемых полномочий, будут органами территориального государственного управления на местном уровне. В итоге и вопросы местного характера решаются не с тем качеством, которого от них ждут и государство, и местное сообщество.
Таким образом, взаимодействие — это всегда двухсторонний процесс (см. Взаимодействие). Местное самоуправление имеет возможность воздействовать на государственную власть, а государственная власть необходимо участвует в реализации местного самоуправления.
Из соображений стратегической эффективности требуется, чтобы отношения местного самоуправления и государственной власти, а особенно действия государственной власти в области местного самоуправления, имели плановый и прогнозируемый характер, развивались в формате государственных программ поддержки местного самоуправления.
В. И. Голованов
Список литературы
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм.).
Глазунова Н. И. Система государственного и муниципального управления: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия