Взаимосвязь между видами государственной службы государственной и муниципальной службами

Найдено 1 определение
Взаимосвязь между видами государственной службы государственной и муниципальной службами
обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством: 1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; 2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов; 3) учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы; 4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу в РФ.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы (Г.с.), воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется Указом Президента РФ, а в соответствии с федеральными законами о видах Г.с. гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Взаимосвязь федеральной Г.с. и Г.с. субъектов РФ поддерживается, в частности, тем, что Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ установил единый порядок присвоения государственным гражданским служащим классных чинов (п. 1 ст. 13).
При переводе государственного служащего с Г.с. одного вида на Г.с. другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду Г.с. в соответствии с федеральными законами о видах Г.с. и иными нормативно-правовыми актами РФ. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Классные чины Г.с. субъекта РФ присваиваются в порядке, установленном нормативно-правовыми актами соответствующего субъекта РФ.
Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной Г.с., соотношение классных чинов федеральной Г.с. и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяются указом Президента РФ. Взаимосвязь видов Г.с. поддерживается также правовыми положениями, касающимися основных условий и размеров оплаты труда, а также основных государственных социальных гарантий.
Впервые гарантии для государственного служащего (вне зависимости от вида Г.с.) были закреплены в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ. К ним относились условия работы, денежное содержание и иные вы-платы, ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения и др. В отношении государственных служащих правоохранительных органов, для военнослужащих, законодательство РФ включает в себя отдельные нормы для этих видов службы. Так, в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 10.02.1999 г. № 31-ФЗ (с изм. и доп.) установлены меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей.
Взаимосвязь видов Г.с. подтверждает установленная федеральным законодательством система ограничений и обязательств при прохождении Г.с. РФ, общих для всех видов Г.с. Взаимосвязь гражданской службы и Г.с. иных видов устанавливается также и посредством учета стажа Г.с. РФ: в стаж (общую продолжительность) Г.с. одного вида в соответствии с федеральными законами о видах Г.с., о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших Г.с., и их семей и законами субъектов РФ включаются продолжительность Г.с. других видов, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
Взаимосвязь различных видов Г.с. основана также на общих принципах государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших Г.с. в РФ. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, наряду с другими категориями граждан, федеральные государственные служащие и военнослужащие.
Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы обеспечивается посредством:
— единства основных квалификационных требований к должностям гражданской и муниципальной службы;
— единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы;
— единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
— учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
— соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
— соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В целях правового обеспечения наиболее эффективного функционирования всей системы управления вопросы регламентации разграничения гражданской службы решаются между органами государственной власти федерального и регионального уровня, муниципальной службы — между государственными органами соответствующего субъекта РФ и органами местного самоуправления.
Представляя собой две разновидности публичной службы (термин «публичная служба», широко используемый в научной и учебной литературе, в конституционном, административном и муниципальном праве не применяется), осуществляемой на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих, наделенных широким спектром властных полномочий и управленческих функций, по своей правовой природе гражданская и муниципальная служба, несмотря на то, что одна из них не является составной частью другой, имеют немало общих признаков, в том числе основные принципы и основания построения и функционирования институтов (исходя из которых они в итоге и получают нормативное закрепление).
Правовое обеспечение единства основных квалификационных требований, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим должности Г.с., и служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, возможно вследствие того, что в обоих случаях речь идет о профессиональной деятельности. Это в свою очередь предполагает наличие соответствующего профессионального образования, специализации, квалификации и стажа работы. Профессионализм и компетентность гражданских и муниципальных служащих являются законодательно установленным принципом государственной (ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации»), гражданской (ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации») и муниципальной службы (ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»). За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей служащие, замещающие государственные должности Г.с. и муниципальные должности муниципальной службы, несут юридическую ответственность.
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы как самостоятельных видов публичной службы выражается в том числе в единстве требований, предъявляемых при поступлении на гражданскую и муниципальную службу, прохождении и прекращении каждой из них.
В целях наиболее полного обеспечения профессионализма и компетентности, а также для максимально эффективной реализации функций, возложенных на органы государственной власти или местного самоуправления, установлена классификация должностей государственной гражданской службы и муниципальных должностей муниципальной службы.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Реализация делегированных полномочий, подкрепленных передачей материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, подконтрольна государству. Осуществление институтами муниципальной власти (муниципальными служащими) отдельных государственных полномочий, переданных на уровень местного самоуправления соответствующим федеральным или региональным законодательным актом, следует рассматривать как один из важнейших критериев взаимодействия двух видов публичной службы — гражданской и муниципальной.
Не менее важный принцип организации и деятельности публичной власти в РФ — единство ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы. Права и обязанности гражданских и муниципальных служащих устанавливаются (и дифференцируются) в соответствии с тем кругом задач, функций и полномочий, которые возложены на институты гражданской и муниципальной службы как в отдельных, самостоятельных видах публичной службы. Разница состоит лишь в том, что в одном случае речь идет об осуществлении государственной власти, в другом — местного самоуправления.
Правовое положение (статус) гражданских и муниципальных служащих в большинстве своем совпадают, в том числе в части ограничений. Однако если в отношении гражданской службы ограничения в основном связаны с поступлением на гражданскую службу и нахождением на гражданской службе, то применительно к муниципальной службе ограничения касаются периода осуществления соответствующих функций.
Важным критерием, определяющим взаимосвязь гражданской и муниципальной службы, следует рассматривать учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы. В этом проявляется не только институциональное единство публичной службы, составной частью и самостоятельным видом которой является муниципальная служба, но и непрерывный характер осуществления последней.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных гражданских служащих. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе. Перечень гарантий, законодательно установленных в отношении должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в рамках гражданской или муниципальной службы, в основном также совпадает.
И. Н. Барциц
Список литературы
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ.
Гражданское общество и государственная служба / гл. ред. В. Э. Бойков. — М.: РАГС, 2003.
Еремян В. В. Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности (к постановке проблемы) // Право и политика. — 2006. — № 5.
Игнатов В. Г. Государственная и муниципальная служба России: история и современность. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010
Киреева Е. Ю. Государственная и муниципальная служба: единство и различие правовых подходов // Государственная служба. — 2008. — № 4.
Правовое обеспечение государственной службы / под общ. ред И. Н. Барцица. — М.: РАГС, 2007.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия