Изучение психологических аспектов правоохранительной деятельности ведет начало с 1907 г., когда в ряде высших образовательных учреждений России была введена учебная дисциплина «Судебная психология». С середины 30-х годов и до 60-х ее преподавание было запрещено, а в 1965 году восстановлено. Ныне юридическая психология изучается во всех юридических образовательных учреждениях под названием: «Судебная психология», «Юридическая психология», «Правовая психология», «Общая и судебная психология», «Психология правоохранительной деятельности», «Оперативно-розыскная психология», «Исправительно-трудовая психология», «Психология управления» и др. Существует тенденция изучения вопросов психологии в системе служебной подготовки сотрудников практических правоохранительных органов, а так же повышения квалификации, подготовки научно-педагогических кадров. Изучение дифференцируется по ступеням образования (начиная с начального профессионального принимаемых на службу граждан), уровням, категориям обучающихся. К сожалению, по количеству отводимых учебных часов, изучение часто не обеспечивает необходимой профессионально-психологической подготовленности. сотрудников. Встречается устаревшая терминология ЮП, деформированное представленное о современном содержании ее (в вузах зачастую оно ограничивается вопросами расследования преступлений), излишняя теоретизация и недостаточная практичность, отношение к ЮП как к общеобразовательной, а не специальной учебной дисциплине.
(А.М. Столяренко)