Юридическая славистика

Найдено 1 определение
Юридическая славистика
есть часть юриспруденции изучающая закономерности государственно-правового развития славянских народов. Драгоценным кладезем юридической жизни древних славян являются средневековые правовые памятники державы рюриковичей (Киевской Руси) – Русская Правда (XI в.), Новгородская и Псковская Судные Грамоты (XV в.); Московского царства – Великокняжеский Судебник 1497 г., Царский Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г. ; Болгарии – Закон Судный Людем (IX в.); Сербии – Законник Стефана Душана 1349 г., Хорватии – Законы Винодола 1288 г., Полицкий Статут (XV в.); Чехии – Ряд Земского права (XIV в.); Польши и Великого Княжества Литовского, Русского и Жмудского – Польская Правда (XIII в.), Полный Свод Статутов Казимира Великого (XIV в.), Статут Великого Княжества Литовского, Русского и Жмудского 1529 г. Задачами исторического исследования славянского права являются: описание реально происходивших изменений в законодательстве, государственном управлении и социальной организации славянских народов; установление закономерностей политико-правовой эволюции славянского мира; разработка общеславянского права основанного на единой культуре, судьбе и будущности развития последующих поколений славян в гармонии с природой.
История славян полна трагических событий связанных с братоубийственной войной. Причины её заключены в духовном забвении древних общеславянских идеалов. Так, хорваты и словенцы, приняв католичество, более тысячи лет сражаются за интересы Ватикана. Сербы, болгары и македонцы бьются за догматы греческого (ортодоксального) христианства. Боснийцы, перешедшие в ислам, считают своими братьями арабов и ненавидят других славян. В этом клубке конфессиональной злобы решаются проблемы англосаксонской, магометанской и иной политики. Польская элита видела свою миссию в распространении католичества среди варваров, язычников и еретиков России, исповедовавших византийский вариант христианства. В «огне» славянской междоусобицы уничтожены Речь-Посполитая, Югославия, Российская Империя, СССР…. На Украине идёт гражданская война за независимость Новороссии. У славян единственный выход - вспомнить заветы предков, вернуться к своим корням и жить собственным умом на благо будущих поколений и во славу великих пращуров. На Балканах жизненно необходимо возродить Великую Югославию с включением в её состав Болгарии. Славяне обязаны знать, что первоначально в их самобытной публичноправовой организации народ решал важнейшие государственные дела, но в последствие у некоторых племён (ляхов, болгар и др.) это право захватили в свои руки высшие сословия. Вечевые решения принимались единогласно. К предметам древних славянских народных собраний относились следующие вопросы: избрание князя, царя, короля или вообще правителя; осуществление верховного суда; издание важнейших законов; выборы высших административных должностей; избрание архиепископов и епископов (после принятия христианства); решение вопросов о войне и мире; международные сношения, церковные дела; установление податей, налогов и особых повинностей; управление народным имуществом. Княжеская власть имела силу настолько, насколько народ питал к ней доверие и уважение. Особенностями Древнеславянского права являлись: а) господство обычаев над законами; б) казуистический стиль юридической техники, свойственный эпохе средневековья; в) слабое влияние римского и канонического права; г) единство юридических, политических и сословных элементов социального регулирования; д) преимущественно аграрно-регулятивный характер[4].
Будущее современных славянских народов состоит в их добровольном объединении в единый державный организм, способный гарантировать свободное и независимое развитие каждого из его членов, установить мир и добиться стабильности во всех частях нашей планеты, в рамках и на базе высоких нравственных идеалов. Ведь смогли же славяне перед лицом нацистской агрессии сплотиться для борьбы с фашизмом в 1941 – 1945 гг. В XXI в. Для решения поставленных задачь необходима новая, обновлённая теория славянской государственности и правовой культуры – юридическая славистика. Концептуальную основу этой отрасли доктринальной юриспруденции заложили видные исследователи древнеславянской правовой, языковой, культурной, общественной, бытовой и экономической жизни, такие как Г. К. Аргученцев, М. Винавера, Е. ДеВитте М. Ф. Владимирский-Буданов, Т. Воланский, Я. Э. Воцеля, Л. П. Грот, А. Ю. Дворниченко, М. Забелин, М. Гимбутас, Б. Д. Греков, В. Дьячан, В. И. Ермолович, Ф. Ф. Зигель, Н. Н. Ильина, Н. М. Карамзин, Е. И. Классен, В. О. Ключевский, А. Г. Кузьмин, И. Н. Кузнецов, А. А. Котляревский, М. В. Ломоносов; Мавро Орбини, А. В. Майоров, Л. Неделе, А. Д. Нечволодов, В. Н. Татищев, Н. А. Осокин, Н. В. Павлов-Селиванский, Б. А. Рыбаков, Д. Я. Самоквасов, И. М. Собестианский, С. М. Соловьёв, Т. В. Тарановский, М. Н. Тихомиров, А. Н. Филипов, Н. И. Фроянов, П. И. Шафарик, С. В. Юшков и др. Традицинно в российской науке изучение любой академической дисциплины начинается с определения объекта и предмета ее исследования. Под объектом, обычно, понимают то, что противостоит субъекту в его предметно практической познавательной деятельности. По мнению И. А. Иванникова, «объектом теории государства и права являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т. д.)»[5]. Вместе с тем, эти отрасли знания различаются предметом исследования, который принято рассматривать, в качестве совокупных однородных общественных отношений; конкретных закономерностей и существенных свойств объекта[6]. Любая теория прежде всего представляет систему понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемой материи37. Для Д. А. Керимова, определить предмет той или иной дисциплины в теоретическом и практическом плане означает выявить круг тех явлений, институтов и учреждений, а нередко – их отдельных сторон, целей, уровней, а также закономерностей их возникновения, становления и развития, изучением которых она занимается.
Будучи общетеоретической дисциплиной юридическая славистикапризвана изучать следующую группы общественных отношей: историю государства и права славянских народов; теорию, философию и историю политико-правовой мысли славянских народов; современное конституционное (государственное) право славянских народов; уголовное законодательство славянских народов; гражданское право и законодательство славянских народов; международное право определяющее положение славянских народов в системе современного глабального мироустройства.
Следовательно, под предметом юридической славистикинеобходимо понимать наиболее общие закономерности существования государства, права, различных государственно-правовых явлений, аксиом и политико-идеологических установок, определяющих политикоисторическое развитие славянских народов. Драгоценным кладезем юридической жизни древних славян являются средневековые правовые памятники державы рюриковичей (Киевской Руси) – Русская Правда (XI в.), Новгородская и Псковская Судные Грамоты (XV в.); Московского царства – Великокняжеский Судебник 1497 г., Царский Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г. ; Болгарии – Закон Судный См.: Скоков А. М. Современная теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2005. С. 5. См.: Керимов Д. А. Предмет философии права. // Государство и право, 1994. № 7. С. 3 - 8. Людем (IX в.); Сербии – Законник Стефана Душана 1349 г., Хорватии – Законы Винодола 1288 г., Полицкий Статут (XV в.); Чехии – Ряд Земского права (XIV в.); Польши и Великого Княжества Литовского, Русского и Жмудского – Польская Правда (XIII в.), Полный Свод Статутов Казимира Великого (XIV в.), Статут Великого Княжества Литовского, Русского и Жмудского 1529 г. Задачами исторического исследования славянского права являются: описание реально происходивших изменений в законодательстве, государственном управлении и социальной организации славянских народов; установление закономерностей политико-правовой эволюции славянского мира; разработка общеславянского права основанного на единой культуре, судьбе и будущности развития последующих поколений славян в гармонии с природой. История славян полна трагических событий связанных с братоубийственной войной. Причины её заключены в духовном забвении древних общеславянских идеалов. Так, хорваты и словенцы, приняв католичество, более тысячи лет сражаются за интересы Ватикана. Сербы, болгары и македонцы бьются за догматы греческого (ортодоксального) христианства. Боснийцы, перешедшие в ислам, считают своими братьями арабов и ненавидят других славян.
В этом клубке конфессиональной злобы решаются проблемы англосаксонской, магометанской и иной политики. Польская элита видела свою миссию в распространении католичества среди варваров, язычников и еретиков России, исповедовавших византийский вариант христианства. В «огне» славянской междоусобицы уничтожены Речь-Посполитая, Югославия, Российская Империя, СССР…. На Украине идёт гражданская война за независимость Новороссии. У славян единственный выход - вспомнить заветы предков, вернуться к своим корням и жить собственным умом на благо будущих поколений и во славу великих пращуров. На Балканах жизненно необходимо возродить Великую Югославию с включением в её состав Болгарии. Славяне обязаны знать, что первоначально в их самобытной публичноправовой организации народ решал важнейшие государственные дела, но в последствие у некоторых племён (ляхов, болгар и др.) это право захватили в свои руки высшие сословия. Вечевые решения принимались единогласно. К предметам древних славянских народных собраний относились следующие вопросы: избрание князя, царя, короля или вообще правителя; осуществление верховного суда; издание важнейших законов; выборы высших административных должностей; избрание архиепископов и епископов (после принятия христианства); решение вопросов о войне и мире; международные сношения, церковные дела; установление податей, налогов и особых повинностей; управление народным имуществом. Княжеская власть имела силу настолько, насколько народ питал к ней доверие и уважение. Особенностями Древнеславянского права являлись: а) господство обычаев над законами; б) казуистический стиль юридической техники, свойственный эпохе средневековья; в) слабое влияние римского и канонического права; г) единство юридических, политических и сословных элементов социального регулирования; д) преимущественно аграрно-регулятивный характер[7]. Будущее современных славянских народов состоит в их добровольном объединении в единый державный организм, способный гарантировать свободное и независимое развитие каждого из его членов, установить мир и добиться стабильности во всех частях нашей планеты, в рамках и на базе высоких нравственных идеалов. Ведь смогли же славяне перед лицом нацистской агрессии сплотиться для борьбы с фашизмом в 1941 – 1945 гг. В XXI в.
Для решения поставленных задачь необходима новая, обновлённая теория славянской государственности и правовой культуры – юридическая славистика. Концептуальную основу этой отрасли доктринальной юриспруденции заложили видные исследователи древнеславянской правовой, языковой, культурной, общественной, бытовой и экономической жизни, такие как Г. К. Аргученцев, М. Винавера, Е. ДеВитте М. Ф. Владимирский-Буданов, Т. Воланский, Я. Э. Воцеля, Л. П. Грот, А. Ю. Дворниченко, М. Забелин, М. Гимбутас, Б. Д. Греков, В. Дьячан, В. И. Ермолович, Ф. Ф. Зигель, Н. Н. Ильина, Н. М. Карамзин, Е. И. Классен, В. О. Ключевский, А. Г. Кузьмин, И. Н. Кузнецов, А. А. Котляревский, М. В. Ломоносов; Мавро Орбини, А. В. Майоров, Л. Неделе, А. Д. Нечволодов, В. Н. Татищев, Н. А. Осокин, Н. В. Павлов-Селиванский, Б. А. Рыбаков, Д. Я. Самоквасов, И. М. Собестианский, С. М. Соловьёв, Т. В. Тарановский, М. Н. Тихомиров, А. Н. Филипов, Н. И. Фроянов, П. И. Шафарик, С. В. Юшков и др. Традицинно в российской науке изучение любой академической дисциплины начинается с определения объекта и предмета ее исследования. Под объектом, обычно, понимают то, что противостоит субъекту в его предметно практической познавательной деятельности. По мнению И. А. Иванникова, «объектом теории государства и права являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т. д.)»[8]. Вместе с тем, эти отрасли знания различаются предметом исследования, который принято рассматривать, в качестве совокупных однородных общественных отношений; конкретных закономерностей и существенных свойств объекта[9][10]. Любая теория прежде всего представляет систему понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемой материи42. Для Д. А. Керимова, определить предмет той или иной дисциплины в теоретическом и практическом плане означает выявить круг тех явлений, институтов и учреждений, а нередко – их отдельных сторон, целей, уровней, а также закономерностей их возникновения, становления и развития, изучением которых она занимается[11][12].
Будучи общетеоретической дисциплиной - юридическая славистикапризвана изучать следующую группы общественных отношей: историю государства и права славянских народов; теорию, философию и историю политико-правовой мысли славянских народов; современное конституционное (государственное) право славянских народов; уголовное законодательство славянских народов; гражданское право и законодательство славянских народов; международное право определяющее положение славянских народов в системе современного глабального мироустройства. Следовательно, под предметом юридической славистикинеобходимо понимать наиболее общие закономерности существования государства, права, различных государственно-правовых явлений, аксиом и политико-идеологических установок, определяющих политикоисторическое развитие славянских народов.
Для успешного познания предмета юридической славистики, исследователю целесообразно использовать наиболее широкий спект методологического инструментария необходимого для добывания нового научного знания. Кроме того, изучая исторические памятники славянского права необходимо учитывать следующие обстоятельства: а) мировоззренческую картину ценностей дохристианского вероисповедания славян, обеспечивающую их родовое и духовное единство (примерно до X в. н. э.)[13]; б) теологические учения католической и восточно-христианской (византийской) церквей, расколовших целостность славянского мира45; в) грамматические особенности латинского и церковно-славянского языков при изложении древних хроник, летописаний и законодательных актов; г) особенности родоплеменного строя славянских народов. Весьма продуктивным в изучении древностей славянского права является сравнительно правовой метод. Его используют при сопоставлении и противопоставлении двух и более правовых или государственных систем с целью выявления общих, особенных и единичных свойств[14]. «В процессе применения сравнительно-правового метода, - пишет И. А. Иванников, - выявляются: типы правовых систем, связь правовых норм и институтов с отраслями права, цели всего народа или политически господствующего класса (нации, расы и т. д.), получившие отражение в праве, конкретноисторические условия подготовки и принятия нормативных актов и т. д. Сравнительно-правовой метод расчленяют на синхронический (синхронный) и диахронический (сравнительно-исторический)»47. Синхронический сравнительно правовой метод изучает государство и право двух или нескольких государств одной эпохи, а диахронический – разных исторических промежутков времени. В течение, исторического развития славянские государства влияли друг на друга.
Например, оплотом культа Свентовита считалась Аркона на острове Руяне, куда приплывали паломники из всех частей великого славянского мира. Здесь они обучались древней мудрости, идеалы которой они приносили в родные края. После крещения Болгарии, христианские богослужебные книги распространялись при поддержке царя Симеона не только на Балканах, но и в Великоморавской державе. Благодаря тому, что чешский кроль Вячеслав стал монархом Польши, ряд иститутов чешского права был воспринят поляками, например, судебные книги (чешские доски), городские суды, должности старост (поправцов. в Чехии)[15]. «Польша в свою очередь, - пишет Ф. Ф. Зигель, - оказала весьма сильное влияние не только на Галицкую и Западную Русь, но и на самую Москву. Влияние это носило все черты западно-европеизма. В 1340 г. присоединяется Галиция к польскому королевству, в 1386 г. Литва принимает католическое вероисповедание, в 1413 уния в Городле и расширение прав литовского и западнорусского боярства, в 1434 в Галицкой Руси вводятся польское право и польское управление, в 1569 Люблинская уния и уравнение в правах и привилегиях западно-русского дворянства с польской шляхтой, в 1596 г. церковная уния в Бресте. Вот главнейший перечень фактов, усиливающих польское влияние на восточных и южных окраинах польского государства. Влияние это было столь сильно, что обеспеченные экономически и более культурные классы вполне ассимилировались с польским населением, восприняв всецело польскую культуру, …. Влияние Польши не ограничивалось западной Русью, но отразилось и на Москве. И здесь боярство, заимствуя у польской шляхты идею ограничения монаршей власти, стремится к усилению и упрочению своего значения и вмешательству в управление государством. Движение при Лжедмитрии и позднее объясняются умственным и политико-общественным влиянием Польши, стремлением ограничить царскую власть при помощи боярской думы и придать соборам аристократический оттенок. Идеи эти шли в разрез со всем историческим процессом и поэтому не устояли. Идеалы Польши нашли однако сильный отголосок в русском дворянском обществе и даже в XVIII столетии, когда Польша видимо клонилась к разложению, она всё-таки для русского боярства представлялась образцом политического устройства»[16].
Кроме того, для объяснения памятников славянского законодательства необходимо использовать приемы сравнения имеющихся древних правовых конструкций и институтов, известных различным средневековым славянским законодательствам. Связато это с тем, что говоря словами Н. Д. Иванишева, «каждое племя имеет отличительный характер мысли точно так, как оно имеет свою отличительную физиогномию. Это отличие мысли особенно является резким при первоначальным образовании государств, когда народы не успели ещё обменяться произведениями духовной жизни, когда жизнь общественная управляется естественным чувством правосудия, близким к инстинкту. Когда племя делится на народы, то, не смотря на отдельную историческую судьбу каждого из них, мысль, с некоторыми изменения, удерживает общий характер племени, если только влияние иноплеменных народов не подавить её. Поэтому законодательство каждого отдельного народа, - пишет Н. Д. Иванишев, - как выражение народной мысли, может быть понято только тогда, когда мы будем рассматривать его в связи с законодательствами других одноплеменных народов»[17]. Для удобства исторического анализа политического развития славянских народов Ф. Ф. Зигель выделял три ступени их государственноправовой эволюции: 10 – 13 вв. н. э., ознаменовавшиеся борьбой древнеславянских идеалов народного самодержавия с феодальными порядками Западной Европы; 13-15 столетие н. э., характеризующееся утратой народоправств, а иногда и политической независимости с установлением иностранных моделей управления государством; С 15 – по 19 вв. н. э. – эпоха борьбы власти светской и духовной за первенство в государстве. [18] Полагаем, что данную градацию, с учётом двух векового развития молодой славянской государственности на западе следует дополнить четвертой ступенью, охватывающей 19 – 21 вв. н. э., когда благодаря политике России произошло возрождение славянской государственности на Балканах и в центральной Европе. Юридическая славистика, опираясь на опыт теории государства и права, должна применять её дисциплинарные методы познания. Такими методами считаются формально-юридический (догматический) и нормативно-юридический. С помощью формально-юридического метода изучается дух правовой нормы, ее смысл. По мнению сербского ученого Радомира Лукича, «предмет, для исследования которого применяется догматический метод, - это знаки, выражающие соответствующее идейнопонятийное содержание правовой нормы. Стоящая перед ним задача – «извлеч» из знаков их «содержимое», выявить обозначаемые ими идеи - понятия»[19]. Нормативно-юридический метод опирается на анализ структурных элементов нормы права, понимает их как логическое суждение особого рода, содержащее начальные компоненты правового предписания[20]. В начале XX столетия И. А. Ильин отмечал, что «нормативное рассмотрение интересуется правом как юридической нормой, т. е. юридическим характером и содержанием ее предписаний»[21]. Кроме того, исследователь проблем происхождения государства и права славян обязан применять метод юридической квалификации, который предполагает оперирование признаками и категориями определяющими понятие государства и права. Таким образом, используя широкий набор методологического инструментария, юридическая славистика способна не только заглянуть в прошлое, понять настоящее, но и предсказать будущее, предложить оптимальный путь государственно-правового возрождения нашей Родины.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама