ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.
??
??
??
??
http://www.yuridlit.narod.ru
Источник: Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе
Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия
Источник: Большой юридический словарь
Признаки Ю.л.: наличие организации или иными словами, организационного единства; наличие обособленного посредством самостоятельного баланса или сметы имущества; самостоятельная имущественная ответственность; возможность участия от своего имени в гражданском обороте и гражданском арбитражном процессе.
Ю.л., как и граждане – физические лица, являются субъектами гражданского права; но если граждане признаются таковыми с рождения, Ю.л. – с момента создания, т.е. с момента государственной регистрации. К Ю.л. относятся коммерческие и некоммерческие организации. РФ, ее субъекты и муниципальные образования к числу Ю.л. не относятся. Однако их участие в гражданских правоотношениях подчиняется правилам, действующим в отношении Ю.л. (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Ю.л. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), а также иные некоммерческие организации, если иное не установлено ГК, иными законами или актами Президента Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы могут иметь имущественные права в отношении некоммерческих организаций, в том числе не являясь их учредителями (участниками).
См. также Государственная регистрация юридических лиц; Коммерческая организация; Ликвидация юридического лица; Место нахождения юридического лица; Наименование юридического лица; Некоммерческая организация; Органы юридического лица; Ответственность юридического лица; Правоспособность юридического лица; Представительства и филиалы юридических лиц; Расчеты с кредиторами при ликвидации юридического лица; Реорганизация юридического лица; Экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Источник: Юридическая энциклопедия
а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
б) отвечают этим имуществом по своим обязательствам; в) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) имеют самостоятельный баланс или смету; д) могут нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно гражданскому законодательству России, Ю. л. могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие объединения, которые не преследуют таковой и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Ю. л. - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Ю. л. - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом.
Правоспособность и дееспособность юридических лиц носят специальных характер. Ю. л. могут иметь гражданские права и нести обязанности только в строгом соответствии с целями своей деятельности, предусмотренными в их уставах, положениях или других учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
Законом допускается ограничение правосубъектности Ю. л. в строго ограниченных случаях и в строго определенном порядке. Решение государственного органа об ограничении правосубъективности Ю. л. может быть обжаловано ими в суд.
В отличие от ряда государств, где не требуется регистрации Ю. л., пра-восубъектность последних в России возникает не в момент их учреждения, а в момент их государственной регистрации в органах юстиции. Прекращается правосубъектность Ю. л. в момент завершения их ликвидации. Согласно закону, ликвидация Ю. л. считается завершенной, а Ю. л. - прекратившим существование лишь после "внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц".
В случаях когда для осуществления деятельности Ю. л. требуется получение лицензии, правосубъектность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В каждой стране существуют свой порядок образования, деятельности, и свои виды субъектов права - Ю. л. Они обусловлены конкретными условиями жизни общества, характером и уровнем развития экономических и иных связей. (М. М.)
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 48 ГК РФ).
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Источник: Словарь по уголовному праву.
К Ю.л., в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Ю.л. наделено определенной правоспособностью, т.е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Ю.л. может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Ю.л. может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано Ю.л. в суд. Правоспособность Ю.л. возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Право Ю.л. осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Ю.л. могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цепи своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Ю.л., являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Ю.л., являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а т.ж. в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Ю.л. подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр Ю.л., открытый для всеобщего ознакомления.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Российская энциклопедия по охране труда
Юридические лица, на которых не распространяется запрет, установленный в п. 4 ст. 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вправе вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. При этом следует особо отметить, что юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.
Юридические лица при перечислении средств в избирательные фонды должны указывать в платежном поручении следующие сведения о себе: идентификационный номер налогоплательщика, название, дату регистрации, банковские реквизиты, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия. Если хотя бы один из указанных реквизитов не будет отражен в платежном поручении, то такое пожертвование признается анонимным. В соответствии с п. 5 ст. 65 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" анонимные пожертвования не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в доход федерального бюджета.
За отдельные нарушения законодательства о выборах и референдумах юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах". Данным законом установлена ответственность юридических лиц за следующие противоправные деяния: неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 2); нарушение установленного порядка опубликования документов и информации (ст. 3); нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума (ст. 4); нарушение условий рекламирования коммерческой деятельности (ст. 5); проведение агитации организациями, которым участие в ее проведении запрещено законом (ст. 6); изготовление или распространение агитационных материалов, не содержащих установленной законом информации (ст. 7); подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением закона (ст. 8); оказание финансовой или иной материальной поддержки помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме (ст. 9); изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней (ст. 10); непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 11). При выявлении указанных правонарушений административное задержание представителя юридического лица, досмотр вещей, изъятие вещей и документов осуществляются должностными лицами органов внутренних дел.
Дела об административных правонарушениях юридических лиц рассматривают районные суды (мировые судьи).
См. Анонимные жертвователи, Избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Ю.л. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Ю.л. может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Правоспособность ю.л. возникает с момента внесения в единый государственный реестр ю.л. сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно ГК ю.л. могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Конечно, для конституционного и муниципального права большое значение положения ГК о том, что ю.л., являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационноправовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищностроительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торговопромышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публичноправовых компаний.
В конституционном праве довольно популярной является идея «юридического лица публичного права», предполагающего несколько особый статус многих субъектов конституционноправовых отношений, если они вступают в материальнофинансовые отношения.
Тем не менее в ГК содержится отдельная глава 5 «Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством». В ст. 124 ГК, включенной в данную главу, говорится, что названные субъекты – субъекты гражданского права, они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юл. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юл. в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Конечно, перечисленные субъекты права как территориальные образования не могут в собственном качестве выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Поэтому ст. 125 ГК устанавливает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Вместе с тем согласно ст. 126 Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Однако Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими ю.л., кроме случаев, предусмотренных законом.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Гражданское законодательство РФ закрепляет обязательные признаки Ю.л., совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К их числу относятся: а) организационное единство; б) имущественная обособленность; в) самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам; г) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.
Организационное единство характеризует Ю.л. как одно целое, которое способно решать определенные гражданско-правовые, имущественные задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления. Задачи (функции) организации и ее структура закрепляются в учредительных документах - уставе, учредительном договоре, либо в общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ).
Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления), поскольку отсутствие собственного имущества исключает возможность самостоятельного участия в гражданском обороте. Все закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе, характеризующем его обособленность от имущества учредителей (или участников).
Самостоятельная имущественная ответственность по долгам Ю.л. тесно связана с его имущественной обособленностью, поскольку при обособлении выделяются такие объекты, на которые возможные кредиторы смогут обратить взыскание. Ю.л. отвечает по своим долгам всем своим имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ). Учредители или участники Ю.л., по общему правилу, не отвечают по его долгам. При установлении законом такой ответственности она всегда имеет субсидиарный характер, а в ряде случаев ограничена по размеру.
Выступление Ю.л. в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени выражается в наличии у него наименования, определенного в учредительных документах и содержащего указание на его организационно-правовую форму, а в ряде случаев и на характер его деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Коммерческие организации обязаны иметь фирменные наименования, которые регистрируются вместе с регистрацией самого Ю.л. путем внесения данных о фирме в соответствующий реестр. Ю.л. должно также иметь официальное место нахождения ("юридический адрес"), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п.2 ст.54 ГК РФ) и указывается в его учредительных документах.
Перечисленные признаки Ю.л. в тех или иных вариантах воспроизводятся и в зарубежных научных (доктринальных) понятиях Ю.л., обычно отсутствующих в зарубежном законодательстве (за исключением гражданских кодексов ряда латиноамериканских государств). В законодательстве РФ на базе этих признаков закрепляется легальное определение
Ю.л. Наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации Ю.л. субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация, т.е. признание ее юридической личности государством (публичной властью).
Закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников). Но одновременно значительно уменьшается риск их потерь от участия в обороте, ибо возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности Ю.л. относятся на его имущество, а не на имущество его учредителей (участников). В этом состоит смысл конструкции Ю.л.
Как самостоятельный субъект гражданского права Ю.л. обладает гражданской правоспособностью. Правоспособность Ю.л. возникает в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации путем внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр Ю.л. (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Правоспособность Ю.л. может быть как универсальной (общей), дающей возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей участие лишь в определенном круге таких правоотношений. Коммерческие организации имеют общую правоспособность (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ), за исключением унитарных предприятий и некоторых других организаций, для которых специальная правоспособность установлена законом с целью их сосредоточения на одном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании). Некоммерческие организации имеют ограниченную (целевую) правоспособность. Осуществление тех видов деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Перечень лицензируемых видов деятельности определяется ФЗ (абз. З п.1ст.49 ГК РФ). В содержание правоспособности Ю.л. входит и его деликтоспособность, т.е. способность самостоятельно отвечать за причиненный его действиями имущественный вред. Ю.л. отвечает за действия своих работников, совершенные ими в пределах трудовых (служебных) обязанностей, как за свои собственные (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).
Правоспособность Ю.л. реализуется через его органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), формирующие и выражающие вовне его волю. Они составляют часть Ю.л. и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые могут выступать от имени Ю.л. по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени Ю.л. они не нуждаются в доверенности. Органы Ю.л. могут быть единоличными (директор, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный совет, общее собрание). Состав и компетенция органов Ю.л., а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяются законодательством и учредительными документами Ю.л. Исполнительные органы Ю.л. должны действовать добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК РФ). При нарушении этих установок на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных Ю.л. убытков за счет своего личного имущества.
Источник: Энциклопедия юриста
Юридическому лицу присущи следующие признаки:
1) организационное единство. Данная характеристика отражает: а) юридические лица действуют на основе учредительных документов. Это может быть устав, положение или на основе самого закона, например, в отношении бюджетных организаций; б) юридические лица обладают задачами, целями деятельности и самостоятельным предметом деятельности. Нет юридических лиц, которые действуют без цели; в) у юридических лиц имеется структура органов управления. Органы управления можно классифицировать по различным критериям. По порядку образования: назначенные, выборные. По способу управления: единоличные, коллегиальные. По кругу решаемых вопросов: высшие органы управления (например, общее собрание акционеров в АО), исполнительные органы управления, ревизионные. Таким образом, принцип организационного единства охватывает прежде всего управленческую сферу;
2) имущественная обособленность. Данный признак выражается в следующих основных характеристиках: а) за юридическими лицами имущество закрепляется в определенном правовом режиме: право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления; б) она отражается в ряде документов бухгалтерского учета и отчетности: самостоятельный баланс и смета, различные счета (расчетные и текущие счета, валютные счета и др.);
3) самостоятельная имущественная ответственность. Выражается в том, что все юридические лица несут от своего имени имущественную ответственность по обязательствам (ст. 56 ГК РФ), например, перед кредиторами или работниками организации. Они могут быть истцами и ответчиками в суде;
4) возможность выступать в гражданском обороте от своего имени, т.е. возможность самостоятельно приобретать гражданские права и нести обязанности. Каждое юридическое лицо имеет свое наименование, которое определяется в учредительных документах. Наименование юридических лиц должно содержать указание на его организационно-правовую форму, а в некоторых случаях обозначать и характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).
Можно выделить два способа создания юридических лиц: распорядительный и добровольный.
Распорядительный способ характеризуется тем, что решение об организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа. Так создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения.
Добровольные способы: а) разрешительный, когда требуется предварительное согласие органов публичной власти на создание юридического лица (например, при создании ассоциаций или союзов); б) нормативно-явочный, который исключает необходимость получения предварительного согласия от органов публичной власти на создание юридического лица. Таким способом создается большинство организаций, в том числе хозяйственные общества и товарищества.
Процесс создания юридического лица состоит из двух этапов:
1) фактическое создание юридического лица. Оно учреждается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (например, таким образом создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) или создается на основании учредительного договора. Примерами могут служить все коммерческие организации корпоративного типа (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы). Их учредители согласовывают и принимают учредительный договор. По данному соглашению стороны обязуются прежде всего образовать юридическое лицо, определить порядок участия каждого субъекта в его организации, форму и объем передачи ему своего имущества, участие в его деятельности. Кроме того, юридическое лицо может быть создано одним лицом, которое принимает устав и руководствуется его положениями;
2) государственная регистрация юридического лица. Это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (ст. 1).
Государственная регистрация осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти в срок не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов. Место государственной регистрации устанавливается в зависимости от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 ФЗ). Момент государственной регистрации определяется внесением регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Основанием для внесения этой записи является решение соответствующего федерального органа исполнительной власти о государственной регистрации. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Отказ в государственной регистрации возможен в двух случаях (ст. 23): а) непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Прекращение деятельности юридического лица. Различают два вида: реорганизацию (ст. 57 ГК РФ) и ликвидацию (ст. 61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица - это прекращение деятельности юридического лица без возникновения новых юридических лиц.
Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или изменение организационно-правовой формы существующей организации. Реорганизация может проходить в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ).
Основное отличие реорганизации от ликвидации заключается в том, что в первом случае возникает правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей от одного юридического лица (как правило, прекращающего свою деятельность) к другим вновь созданным организациям, а во втором - правопреемство отсутствует.
Источник: Большой юридический словарь
В наст, время в СССР существуют государственные, кооперативно-колхозные и другие общественные Ю. л. В СССР Ю. л. – это социалистические организации. Допускавшиеся на первом этапе нэпа в ограниченных пределах частные Ю. л. (товарищества полные и на вере, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества) были ликвидированы одновременно с ликвидацией частного капитала в области промышленности, торговли и кредита.
Государственные Ю. л. делятся на гос. учреждения, выполняющие административно-политические функции, и гос. предприятия, непосредственно осу-щест вл яющ ие хоз яйствен но-опер а т.и вн у ю деятельность в какой-либо отрасли хозяйства. Промежуточное положение занимают социально-культурные гос. органы. Большинство их должно быть отнесено к гос. учреждениям (научные учреждения, вузы, техникумы, школы, детские дома, клиники, санатории и т. п.), но часть организована в форме гос. предприятий (напр., значительная часть зрелищных предприятий). С делением государственных Ю. л. на гос. учреждения и гос. предприятия в основном совпадает деление их на бюджетные и хозрасчетные органы. Лишь в виде исключения гос. предприятия финансируются в сметном порядке (МТС, большинство предприятий связи). Правами Ю. л. пользуются, однако, не все организации, а лишь те, за которыми юридическая личность признана прямо или косвенно законом, уставом или административным актом. В частности, среди треста-, роваяных гос. предприятии правами Ю. л. обладают лишь переведенные на т. н. полный хозрасчет (см. Предприятие). среди бюджетных гос. учреждений те, руководители которых пользуются в той или иной степени правами распорядителей кредитов, т. е. гос. учреждения, имеющие самостоятельную смету (декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 сентября 1926 г. – СУ РСФСР 1926 г. № 64, ст. 499).
Необходимо отметить, что не все бюджетные гос. учреждения, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов, именуются соответствующими уставами или положениями о них Ю. л. Однако нет никаких различий в гражданско-правовом подо-жении бюджетных учреждений, официально именуемых Ю. л., и бюджетных учреждений, которым не присвоено такого наименования.
Все кооперативно-колхозные организации и подавляющая масса остальных общественных организаций обладают правами Ю. л. За исключением гос. акционерных обществ, гос. Ю. л. не имеют членов. Напротив, кооперативно-колхозные и остальные общественные Ю. л. состоят из членов, т. е. являются союзами или объединениями лиц. Права и обязанности членов крайне разнообразны в зависимости от задач каждого Ю. л.
Задачи (цели) Ю. л. определяют объем его правоспособности. В отличие от физических лиц (граждан), обладающих общей правоспособностью (см.), Ю. л. обладает специальной правоспособностью, т. е. вправе совершать лишь те операции и сделки, которые необходимы для осуществления его задач и круг которых определяется в первую очередь целью Ю. л., записанной в его уставе или в законе о данном виде Ю. л., а также другими постановлениями закона и директивами право-регулирующих органов. Сделки, совершенные с нарушением пределов специальной правоспособности (внеуставные сделки), недействительны (по ст. 30 ГК). Сверх того они могут являться основанием для привлечения к уголовной или дисциплинарной ответственности руководителей Ю. л. либо даже для прекращения самого существования Ю. л. компетентными гос. органами (ст. 18 ГК). Этот принцип специальной правоспособности Ю. л. непосредственно диктуется плановым руководством социалистическим хозяйством.
Внутренняя организация (структура) Ю. л. крайне разнообразна. В государственном Ю. л., как правило, имеется только один орган Ю. л.: его руководитель (директор, управляющий, начальник и т. п.), действующий в порядке единоначалия. Лишь в виде редкого исключения в государственном Ю. л. применяется более сложная система органов (напр., президент, президиум и общее собрание в. Академии наук СССР). Напротив, в кооперативно-колхозных и других общественных Ю. л., как правило, имеются: 1) общее собрание членов или уполномоченных как высший орган Ю. л., решающий все основные вопросы и избирающий другие органы Ю. л., 2) правление и 3) ревизионная комиссия. Лишь в предприятиях, образованных кооперативными и другими общественными организациями в качестве самостоятельных Ю. л. (напр., в торговых конторах Центросоюза иди райзаготконторах потребительской кооперации), применяется та же система единоличного руководства., что и в государственных Ю. л. Дееспособность Ю. л. осуществляется его органами или лицами, уполномоченными этими органами (ст. 16 ГК). Органами Ю. л., действующими от его имени в гражданском обороте, является директор (управляющий, начальник) или правление; представителями Ю. л. являются уполномоченные дирекцией или правлением служащие либо специальные уполномоченные лица. Ю. л. отвечает как по сделкам, заключенным его органами, так и за неправомерные действия своих органов, а также служащих и рабочих, совершенные ими при выполнения или в связи с выполнением их трудовых обязанностей.
Каждое Ю. л. имеет имущество, обособленное как от имущества других Ю. л., с ним связанных, так и от имущества его членов, если таковые у него имеются. Форма и степень этого обособления крайне разнообразны и зависят прежде всего от социально-экономической природы Ю. л. Поскольку единым и единственным Собственником всех гос. имуществ в СССР является само социалистическое государство, имущество государственных Ю. л. находится лишь в их непосредственном оперативном управлении. Не будучи собственниками этого имущества, они имеют тем не менее правомочия по владению, пользованию и частично даже по распоряжению – в пределах, необходимых для выполнения возложенных на них задач. Кооперативно-колхозные и другие общественные Ю. л. являются, напротив, собственниками принадлежащего им имущества (см. ст. ст. 5 и 7 Конституции СССР).
Каждое Ю. л. несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам в том смысле, что все претензия кредиторов по ним в первую очередь должны быть направлены к самому Ю. л. Как правило, ответственность Ю. л. ограничена составом принадлежащего ему или закрепленного за ним имущества, точнее, той частью этого имущества, на которую может быть обращено принудительное взыскание. Ни члены Ю. л., ни вышестоящее Ю. л., в состав которого оно входит или которому оно подчинено, ни нижестоящие Ю. л., входящие в его состав, в виде общего правила не отвечают за долги данного Ю. л.
Советское право устанавливает 3 порядка возникновения Ю. л.: 1) распорядительный, при котором Ю. л. возникает в силу распоряжения соответствующего органа гос. власти (гос. учреждения и гос. предприятия); 2) разрешительный, при котором Ю. л. возникает на основании постановления его учредителей и разрешения государства (добровольные общества): 3) нормативно-явочный, при котором Ю. л. возникает на основании постановления его учредителей и регистрации Ю. л., причем регистрирующий орган проверяет лишь соответствие всех условий образования данного Ю. л. закону, но не входит в рассмотрение вопросов о самой целесообразности или нецелесообразности его учреждения (напр., с.-х. артели) Ю. л. должны иметь особый устав или положение (ст. 14 ГК) (см. Уставы юридических лиц). Кроме того, определенные виды Ю. л. должны пройти государственную или соответствующую ей регистрацию (ст. 14 ГК; см. Регистрация государственная юридических лиц). Порядок деятельности Ю. л. определяется законом, уставом Ю. л., плановыми заданиями, директивами вышестоящих органов (или союзов) и постановлениями общих собравши членов Ю. л., где таковые имеются. Уклонение Ю. л. от его цели или в сторону, противную интересам государства, может повлечь за собой прекращение существования Ю. л. гос. властью (ст. 18 ГК распространяет это правило только на кооперативные и общественные организация). Ю. л. прекращается также в случае выполнения им своих задач (напр., строительная организация, созданная для постройки определенного объекта, с завершением строительства), в случае признания нецелесообразности дальнейшего существования Ю. л. (см. Ликвидация юридических лиц), а также в ряде случаев в результате реорганизации Ю. л. (см. Реорганизация юридических лиц).
Источник: Советский юридический словарь