мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов смомента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).
Задержание подозреваемого
Задержание подозреваемого
Источник: Понятия современного уголовного процесса
Задержание подозреваемого
мера уголовно-процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5, ст. 91–96 УПК РФ). От задержания подозреваемых в совершении преступления в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ следует отличать административное задержание, применяемое в соответствии со ст. 27.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, а также задержание, применяемое сотрудниками полиции в соответствии с п. 2, 4, 6–13 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции».
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО
мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ). Термин «задержание» в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве толкуется неоднозначно. С одной стороны «задержанием» обозначают меру процессуального принуждения, применяемую органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (ст. 5 УПК РФ); с другой – процессуальное действие. Именно задержание как процессуальное действие и является предметом рассмотрения настоящей главы. Однако перед тем как приступить непосредственно к его рассмотрению, следует отметить, что в свете вышесказанного в литературе принято выделять два вида задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: фактическое (о котором речь пойдет ниже) и уголовно-процессуальное задержание.
Фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступленияпредставляет собой неотложное следственное действие, цель которого – захватить соответствующее лицо, лишив его тем самым возможности скрыться или воспрепятствовать следствию в установлении истины по делу.
Давая общую характеристику задержания лица, следует обратить внимание на ряд обстоятельств, соблюдение которых является необходимым в целях обеспечения законности задержания и гарантирует соблюдение прав личности задержанного.
Первое, на что обращает внимание законодательэто то, что задержание допустимо только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые в соответствии с положениями Особенной части УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Решение о проведении задержания лица принимают орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор. Однако в фактическом задержании лица они как не принимают. Их роль в основном сводится к тому, чтобы придать задержанию необходимую процессуальную форму, провести инструктаж участникам группы задержания (последний проводится по вопросам относительно доказательственного значения проводимого мероприятия, его целях, и т. п.).
В качестве оснований задержания подозреваемого лица законодатель называет обстоятельства:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (ч. 1 ст. 91 УПК РФ). При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Перечень оснований задержания подозреваемого лица, данный в ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Осуществление задержания по иным, нежели представленным, основаниям является незаконным.
При принятии решений о задержании необходимо руководствоваться следующими положениями. Не могут быть задержаны:
1) Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ);
2) глава представительства или член дипломатического представительства (ст. 29 Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.);
3) консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г.).
В соответствии со ст. 449 УПК РФ не могут быть задержаны: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный «По правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий. Если они были задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ, после установления их личности они должны быть немедленно освобождены. Исключение составляют случаи задержания вышеперечисленных лиц на месте преступления.
Если фактическое задержание было применено в отношении лиц, обладающих дипломатической или иной неприкосновенностью, то задержание длится до установления их личности: предъявления дипломатической, консульской карточки, иных документов о том, что указанные лица обладают той или иной неприкосновенностью.
После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 ч должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.
Фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступленияпредставляет собой неотложное следственное действие, цель которого – захватить соответствующее лицо, лишив его тем самым возможности скрыться или воспрепятствовать следствию в установлении истины по делу.
Давая общую характеристику задержания лица, следует обратить внимание на ряд обстоятельств, соблюдение которых является необходимым в целях обеспечения законности задержания и гарантирует соблюдение прав личности задержанного.
Первое, на что обращает внимание законодательэто то, что задержание допустимо только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые в соответствии с положениями Особенной части УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Решение о проведении задержания лица принимают орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор. Однако в фактическом задержании лица они как не принимают. Их роль в основном сводится к тому, чтобы придать задержанию необходимую процессуальную форму, провести инструктаж участникам группы задержания (последний проводится по вопросам относительно доказательственного значения проводимого мероприятия, его целях, и т. п.).
В качестве оснований задержания подозреваемого лица законодатель называет обстоятельства:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (ч. 1 ст. 91 УПК РФ). При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Перечень оснований задержания подозреваемого лица, данный в ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Осуществление задержания по иным, нежели представленным, основаниям является незаконным.
При принятии решений о задержании необходимо руководствоваться следующими положениями. Не могут быть задержаны:
1) Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ);
2) глава представительства или член дипломатического представительства (ст. 29 Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.);
3) консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г.).
В соответствии со ст. 449 УПК РФ не могут быть задержаны: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный «По правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий. Если они были задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ, после установления их личности они должны быть немедленно освобождены. Исключение составляют случаи задержания вышеперечисленных лиц на месте преступления.
Если фактическое задержание было применено в отношении лиц, обладающих дипломатической или иной неприкосновенностью, то задержание длится до установления их личности: предъявления дипломатической, консульской карточки, иных документов о том, что указанные лица обладают той или иной неприкосновенностью.
После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 ч должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.
Источник: Словарь по уголовному праву.