ЗАДЕРЖАНИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Задержание

В уголовном процессе кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в совершении преступления, - с целью выяснения причастности задержанного к преступлению и решения вопроса о возможном (в случае необходимости) заключении его под стражу. Срок заключения не может превышать 72 часов. Орган дознания или следователь обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору, а последний - в течение 48 часов с момента получения извещения дать санкцию на заключение подозреваемого под стражу либо освободить задержанного.

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

ЗАДЕРЖАНИЕ
предварительный арест лица, подозреваемого в совершении преступления, до выяснения личности или до оформления заключения под стражу как меры пресечения (см.). З. является мерой предупреждения уклонения подозреваемого от следствия и суда. З. применяется только в случаях, специально предусмотренных законом, а именно: а) когда преступник застигнут при непосредственном подготовлении преступления, самом совершении преступления или тотчас после его совершения; б) когда потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; в) когда при или на подозреваемом лице или в его жилище будут найдены следы преступления; г) когда подозреваемый покушался на побег или задержан во время побега; д) когда подозреваемый не имеет постоянного местожительства или места постоянных занятий; е) когда не установлена личность подозреваемого (ст. 100 УПК).
О З. лица, органы дознания должны, с указанием оснований З., в течение 24 час сообщить прокурору, который не позже чем через 48 час, считая с момента получения извещения о З., либо дает санкцию на арест, либо отменяет его.

Источник: Советский юридический словарь

ЗАДЕРЖАНИЕ
1) процессуальное задержание: кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в преступлении, с целью выяснить причастность задержанного и решить вопрос о заключении его (в случае необходимости) под стражу. Срок 3. не может превышать 72 часов. Орган дознания или следователь обязаны в течение 12 часов сообщить прокурору. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания; 2) административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. З. а. лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Нарушители пограничного режима могут быть задержаны на срок до трех суток для установления личности и выяснения обстоятельств.

Источник: Большой юридический словарь

ЗАДЕРЖАНИЕ
в уголовном процессе кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении правонарушения. Различают 3. административное и уголовно-процессуальное. У г о л о в н о - п р о ц е с с у а л ь н о е З . применяется в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. 3. предпринимается, чтобы пресечь преступную деятельность; предупредить побег правонарушителя; установить его личность, если она неизвестна; обеспечить его участие в процессуальных действиях, воспрепятствовать фальсификации доказательств и другим попыткам подозреваемого помешать установлению истины по уголовному делу. Срок 3. — не более 72 часов. 3. подозреваемого возможно при наличии одного из следующих оснований: 1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление; 3) на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления; 4) при наличии иных оснований подозревать лицо в совершении преступления оно может быть задержано лишь в случае: если покушалось на побег, или не имеет постоянного места жительства, или не установлена личность подозреваемого. Лицо может быть подвергнуто 3., если оно подозревается в совершении преступления, наказуемого лишением свободы. Не могут быть задержаны лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и судьи. Депутаты Федерального Собрания РФ могут быть задержаны только на месте совершения преступления. Задержанный вправе знать, в чем он подозревается, требовать проверки прокурором правомерности 3., приносить жалобы, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять отводы, ходатайства. Российское законодательство, в отличие от англоамериканского и западно-европейского, не предусматривает немедленное доставление задержанного к судье или к прокурору для проверки законности и обоснованности 3., хотя в концепции судебной реформы РФ такая идея заложена. К этому обязывает также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ущерб, причиненный незаконным и необоснованным 3., возмещается государством в полном объеме. И.Л. Петрухин

Источник: Юридическая энциклопедия

Задержание

В п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого определяется как мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Основание и порядок задержания подозреваемого регламентированы в ст. 91 и 92 УПК РФ. Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (срок лишения свободы в законе не оговорен), при наличии любого из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
1) пыталось скрыться;
2) не имеет постоянного места жительства;
3) не установлена его личность;
4) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента:
1) вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено;
2) фактического задержания.
В соответствии со ст. 92 УПК РФ при задержании лица должен быть составлен протокол в срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору. При этом подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, о чем делается отметка в протоколе задержания.
Подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК РФ подлежит освобождению в следующих случаях:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.
В этом случае суд, рассматривая ходатайство об аресте подозреваемого, принимает решение о продлении срока задержания по ходатайству стороны на срок, не более 72 часов, для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания.
Итак, если срок задержания подозреваемого следователем, дознавателем, прокурором составляет 48 часов и далее суд может продлить срок задержания еще до 72 часов, то в итоге максимальный срок задержания может составить 5 суток.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ЗАДЕРЖАНИЕ
мера принуждения, применяемая к лицам, подозреваемым в совершении преступления или административного правонарушения, а также к осужденным, уклоняющимся от отбывания назначенного судом наказания. Как правило, это - краткосрочное ограничение свободы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, службы безопасности, пограничной службы. Допускается содержание задержанных на гауптвахтах, а в случаях задержания капитанами морских судов, находящихся в плавании, или начальниками зимовок - в помещениях, приспособленных для этих целей.
По подозрению в совершении преступления 3. может быть предпринято в отношении лица, подозреваемого в наказуемом лишением свободы преступлении, при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, 3. может состояться лишь в том случае, если такое лицо покушалось на побег, когда оно не имеет постоянного места жительства или его личность не установлена.
О любом случае 3. составляется протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола. Подписывается протокол лицом, его составившим, и задержанным. В течение не более двадцати четырех часов направляется письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.
Все задержанные по подозрению в совершении преступления приобретают предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР права по защите своих законных интересов, в том числе право иметь защитника, встречаться с ним наедине и без ограничения количества свиданий, пользоваться его помощью и т. д.
Административное задержание допускается в целях пресечения административного правонарушения (см.: Административное взыскание), когда исчерпаны другие меры воздействия, а также с целью установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если протокол является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления об административном правонарушении.
Об административном 3. составляется протокол, по содержанию сходный с протоколом, о котором было сказано выше. Он подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного подписать протокол в нем делается об этом запись.
По просьбе лица. задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники. администрация по месту работы или учебы. Уведомление о 3. несовершеннолетнего его родителей или лиц, их заменяющих, - обязательно.
Административное 3. может производиться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами), например, органами внутренних дел, пограничной службы, таможенной службы, военной автомобильной инспекции, государственного горного надзора.
Административное 3. может длиться не более трех часов. В исключительных случаях - более продолжительное время. Органы пограничной и таможенной служб вправе прибегать к административному 3. для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения на срок до трех суток с сообщением об этом в письменном виде прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документа, удостоверяющего его личность.
Лица, совершившие, к примеру, мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, занимающиеся незаконной торговлей товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлей с рук в неустановленных местах, могут быть задержаны до рассмотрения дела районным судьей (мировым судьей) или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.
Срок административного 3. исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - его вытрезвления.
Предусматривается также возможность задержания лиц, уклоняющихся от отбывания наказания по приговору суда в виде ограничения свободы. В случае уклонения осужденного от получения предписания о следовании к месту отбывания наказания или невыезда туда в установленный срок, орган внутренних дел с санкции прокурора может подвергнуть его задержанию на срок до 15 суток. Допускается 3. такого рода осужденных и тогда, когда они на длительное время покидают без уважительных причин пределы территории исправительного центра. В таком случае 3. с санкции прокурора может длиться до 30 суток.
Обжалование 3. допускается не только руководству того органа, сотрудники которого его произвели, руководству вышестоящего органа или прокурору, но и в суд. Последний обязан принять и своевременно рассмотреть жалобу на 3. в соответствии со ст. 46 Конституции РФ. (К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ЗАДЕРЖАНИЕ
в уголовном судопроизводстве РФ кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, путем помещения его под стражу в специально оборудованные места на основании и в порядке, определенных уголовно-процессуальным законом. 3. подозреваемого - самостоятельный институт, отличающийся от других форм процессуального принуждения. По степени ограничения личной свободы 3. близко примыкает к заключению под стражу как мере пресечения. Срок 3., так же как и срок нахождения лица под стражей в порядке меры пресечения, засчитывается в срок наказания при вынесении обвинительного приговора (ст. 315 УПК). Однако 3. не является мерой пресечения, и его правовой режим отличается от меры пресечения в виде содержания под стражей. Основания и порядок 3. регламентируются УПК и ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Правом 3. пользуется орган дознания. 122 УПК) следователь (ст. 127 УПК) и прокурор (ст. 211 УПК). Основаниями 3. выступают фактические данные. указывающие на совершение преступления конкретным лицом. Ст. 122 УПК содержит перечень наиболее характерных источников получения фактических данных, изобличающих подозреваемого. Органы дознания и следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы только при наличии одного из следующих обстоятельств: а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства или если не установлена личность подозреваемого. Отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о намерении подозреваемого лица скрыться или помешать расследованию, исключает возможность использования "иных данных" в качестве оснований для 3. Вместе с тем наличие одних только этих обстоятельств при отсутствии фактических данных, указывающих на совершение преступления лицом, в отношении которого решается вопрос о 3. также не может служить основанием для 3. Такие данные должны быть получены путем производства следственных действий и зафиксированы в соответствующем протоколе (допроса, обыска, опознания и т.п.), т.е. должны иметь характер доказательств по уголовному делу и могут быть получены только из указанных в Законе источников, что обеспечивает их достоверность. Данные, добытые из непроцессуальных источников, например, результаты оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основанием для принятия процессуальных решений, в том числе и для 3. лиц, подозреваемых в совершении преступления.
УПК требует, чтобы 3. было мотивированным. Это означает, что наличие соответствующих оснований и условий автоматически не влечет 3., поскольку применение этой меры должно преследовать достижение определенных целей.
О всяком случае 3. лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места 3.. объяснений задержанного, времени оформления: подписывается составившим его лицом и задержанным. Протокол 3.,составленный лицом, производящим дознание, утверждается начальником органа дознания или его заместителем и только после этого приобретает юридическую силу. Это обусловлено тем, что право на 3. закон предоставил не лицу, производящему дознание, а органу дознания. Следователь наделен правом самостоятельно принимать решение о 3., в связи с чем составленный им протокол в утверждении не нуждается и приобретает юридическую силу с момента подписания его следователем. В течение 24 ч прокурору направляется письменное сообщение о 3. В срок 48 ч с момента его получения прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Протокол 3. является тем процессуальным документом, на основании которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, помещается под стражу. Местами 3. являются изоляторы временного содержания. Протокол должен быть объявлен задержанному. В случае если он отказывается подписать протокол, следователь и лицо, производящее дознание, руководствуются правилами, изложенными в ст. 142 УПК. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подвергается личному обыску. При заключении задержанного под стражу он дактилоскопируется и фотографируется. Помещения, в которых размещаются задержанные, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру. Размещение задержанных в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. При этом подозреваемые, проходящие по одному делу, содержатся раздельно. С момента 3. подозреваемым предоставляются свидания с защитником наедине, причем количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Закон возлагает на орган дознания и следователя обязанность незамедлительно известить одного из близких родственников задержанного о месте его содержания под стражей. Задержанному может быть предоставлено свидание с родственниками или иными лицами, для чего необходимо письменное разрешение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.
Срок 3. лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента его доставления в орган дознания или к следователю, а если 3. производится на основании постановления о 3.. вынесенного органом дознания или следователем, то с момента фактического 3. В общей сложности срок 3. не может превышать 72 ч. В течение времени 3. орган дознания или следователь представляет прокурору материалы, необходимые для решения вопроса о даче санкции на заключение под стражу в порядке применения меры пресечения.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто 3. на срок не более 48 ч. Однако в разделе втором Конституции "Заключительные и переходные положения" (п. 6) указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и 3. лиц, подозреваемых в совершении преступления. Суд же осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения этих мер. Пленум ВС РФ разъяснил, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1976 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, в суд может быть обжаловано не только заключение под стражу в порядке применения меры пресечения, но и 3. лица. подозреваемого в совершении преступления.
С момента составления протокола лицо, подвергнутое 3., наделяется процессуальными правами подозреваемого. Освобождение задержанных производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя или прокурора в случаях, если: а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; б) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; в) истек установленный Законом срок 3. Если в течение 72 ч. с момента 3. не поступит постановление об освобождении задержанного либо о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо своим постановлением в связи с истечением установленного Законом срока, о чем уведомляются прокурор, следователь или лицо, производящее дознание.
Законодательство РФ предусматривает дополнительные гарантии от необоснованного 3. для некоторых категорий граждан в связи с особой значимостью выполняемых ими функций. Так, члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий и не могут быть задержаны, кроме случаев 3. на месте преступления (ст. 98 Конституции РФ). Неприкосновенностью пользуются также депутаты представительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством, действующим на территории субъектов Федерации. Судья КС не может быть задержан, за исключением случаев 3. на месте преступления. Судья, личность которого не могла быть известна в момент 3., по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должностное лицо, произведшее его 3. на месте преступления, немедленно уведомляет об этом КС, который в течение 24 ч должен дать согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры или в даче согласия отказать (см. также Судьи).

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.87 кб

Фактическое задержание: буквальное толкование П. 15 ст. 5 УПК

Супрун Сергей Владимирович
Буквальное толкование ключевых понятий «лишение свободы» и «подозреваемый», основного понятия «момент фактического задержания», закрепленного в п. 15 ст.
Читать PDF
106.29 кб

Задержание лица, заподозренного в совершении преступления, как система деятельности

Пидусов Евгений Александрович
В статье рассматриваются вопросы о двойственной природе задержания подозреваемого (заподозренного) в совершении преступления задержании как системе деятельности.
Читать PDF
95.75 кб

Задержание в системе мер пресечения, применяемых полицией

Макарейко Николай Владимирович
Настоящая статья посвящена одной из значимых проблем деятельности полиции, которой является правовая регламентация и применение задержания. Автором дается характеристика оснований, содержания и порядка применения задержания.
Читать PDF
297.21 кб

Задержание и допрос подозреваемого по делам об изнасилованиях

Брылев В. И., Лях Л. А.
В статье рассматриваются проблемные вопросы задержания и допроса подозреваемого.
Читать PDF
224.71 кб

Задержание с поличным по делам о взяточничестве: три проблемы

Баев Олег Яковлевич
Читать PDF
127.99 кб

Задержание и заключение под стражу должны быть не только законными и обоснованными, но и мотивирован

Гриненко Александр Викторович
Читать PDF
2.54 мб

Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ)

Сангаджиева Б.М.
Читать PDF
267.96 кб

Правовые проблемы построения нормы КоАП РФ, регламентирующей задержание транспортного средства и зап

Пустовойт Ирина Игоревна
Даная статья посвящена характеристике нормативного закрепления задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации как самостоятельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Читать PDF
197.33 кб

Задержание и заключение под стражу отдельных категорий лиц в уголовном процессе России

Айсина Альбина Талгатовна
В статье рассмотрены положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, других нормативно-правовых актов о задержании и заключении под стражу отдельных категорий лиц, пользующихся особыми гарантиями неприкосновенност
Читать PDF
134.21 кб

Задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных пра

Соколов Александр Юрьевич
В статье рассматривается правовая природа задержания транспортного средства как самостоятельной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Исследуются особенности его применения.
Читать PDF
126.17 кб

Розыск и задержание военнослужащих, уклонившихся от военной службы: истоки, реалии, перспективы сове

Вирясова Наталья Васильевна
Статья посвящена актуальным вопросам розыска и задержания военнослужащих, уклонившихся от военной службы.
Читать PDF
367.47 кб

Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонару

Гапон Юлия Павловна
Рассматриваются теоретические вопросы, связанные с понятием административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Читать PDF
283.61 кб

Задержание подозреваемого на месте кражи нефти и нефтепродуктов из трубопроводов

Булатецкий Андрей Сергеевич
В статье рассматриваются разновидности следственной ситуации, связанной с задержанием подозреваемого на месте совершения кражи нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, анализируются возникающие при этом проблемные вопросы организа
Читать PDF
0.00 байт

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемых по уголовным делам о массовых беспорядках

Багмет Анатолий Михайлович
The article reveals the particularcriminal procedure, detention of suspected incitement to mass disorder, organizing mass disorder and riots
Читать PDF
0.00 байт

Оперативно-розыскное задержание: необходима легализация

Чумаров С.А., Железняк Н.С.
Реферат.

Похожие термины: