ЗАКОН
Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар
Источник: Некоторые юридические термины
нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
(Ст. 2 Закона Республики Беларусь "Об нормативных правовых актах
Республики Беларусь")
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Норма, введенная в силу политической властью и поддерживаемая полномочиями государства. Закон обычно упорядочивает важные нормы, которые уже существуют, но иногда политические власти стараются ввести новые нормы путем принятия соответствующих законов.
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Законы (федеральные и региональные) являются важнейшими источниками избирательного права. См. Источники избирательного права.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
В РФ на федеральном уровне существуют три вида законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ. В каждом субъекте РФ принимаются свои законы законодательным (представительным) органом власти или референдумом субъекта. (С. А.)
Источник: Большой юридический словарь
З. – высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он регламентирует наиболее важные отношения в обществе, устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. В З. выражаются главные экономические, политические и иные потребности общества, интересы личности. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах З., развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
В отличие от всех иных актов высшего органа законодательной власти (постановлений, обращений, деклараций) З. всегда нормативны, т.е. содержат нормы права. Для З. характерен особый порядок его принятия – специальная законотворческая процедура.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
В РФ на федеральном уровне существуют три вида з.: з. о поправках к Конституции РФ – вносят изменения в Конституцию; федеральные конституционные з. – принимаются по определенному перечню вопросов, перечисленных в Конституции РФ (например, о референдуме Российской Федерации, о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, о гербе, гимне и флаге Российской Федерации, о военном положении, о чрезвычайном положении и др.); федеральные з. – принимаются по широкому, строго не определенному кругу вопросов. При принятии з. о поправке к Конституции РФ и федерального конституционного з. требуется так называемое квалифицированное большинство – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и двух третей от общего числа голосов депутатов Государственной Думы; при принятия федерального з. необходимо простое большинство – половина голосов плюс один голос от общего числа соответственно депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
В каждом субъекте РФ принимаются свои з. законодательным (представительным) органом власти или референдумом субъекта.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Законы занимают главное место в системе нормативных правовых актов. Их положение определяется следующими основными признаками:
а) законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта Федерации или непосредственно народом путем референдума, поэтому наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой;
б) обладают высшей юридической силой - содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам;
в) регулируют наиболее важные, социально значимые отношения - в них закрепляются общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
г) содержат нормы первичного, основополагающего характера - все иные нормативные акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
д) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.
Законы классифицируются: по сфере действия - на общефедеральные и законы субъектов РФ; по отраслям права - на государственно-правовые, уголовно-правовые; гражданско-правовые и т.д.; по субъектам законотворчества - на законы, принятые в результате референдума, и законы, принятые законодательным органом; по сроку действия - на постоянные и временные; по степени значимости - на конституционные (Конституция РФ, федеральные конституционные законы и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РФ) и текущие (обычные, принимаемые на основе Конституции РФ и конституционных федеральных законов в целях регулирования различных сторон общественной жизни).
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Юридическая энциклопедия
Законы занимают главное место в системе нормативных правовых актов. Их положение
определяется следующими основными признаками:
- законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта Федерации или непосредственно народам путем референдума, поэтому наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой;
- обладают высшей юридической силой – содержание всех нормативных правовых актов не должно противоречить законам. Это значит, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам (при противоречии закона и подзаконного акта применяется закон, однако в случае противоречия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации). В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял. Таким образом, верховенство закона отражает закономерную связь между правовыми актами и их соотношение друг с другом в процессе формирования и выражения воли народа как основного источника власти;
- регулируют наиболее важные, социально значимые отношения – в них закрепляются общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
- содержат нормы первичного, основополагающего характера – все иные нормативные акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. В них чаще, чем в иных нормативных актах, можно встретить нормы-принципы и нормы-дефиниции. Принятие закона означает событие в общественной жизни, поворотный пункт в юридической регламентации определенной сферы общественной жизни, которому предшествует инвентаризация нормативной базы, выявление ее регулирующего потенциала. Появление закона, как правило, требует внесения изменений в подзаконные акты. Некоторые законы прямо требуют их конкретизации; - законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.
Таким образом, основной собирательный признак закона – это верховенство закона – подчиненность закону всех иных нормативных актов в силу того, что он принят верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, невозможность его отменены, изменения или приостановления актами исполнительной власти.
Классификация видов законов может быть представлена следующим образом:
1) Конституция (закон законов) –основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ;
3) федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами, и их действие распространяется только на соответствующую территорию.
Законы классифицируются также исходя из:
- сферы действия – общефедеральные и законы субъектов Российской Федерации;
- отрасли права – государственно-правовые, уголовно-правовые; гражданско-правовые и т.д.;
- субъектов законотворчества – законы, принятые в результате референдума, и законы, принятые законодательным органом;
- срока действия – постоянные и временные;
- степени значимости – конституционные (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Российской Федерации) и обычные (принимаемые на основе Конституции Российской Федерации и конституционных федеральных законов в целях регулирования различных сторон общественной жизни);
- характера действия–текущие и чрезвычайные;
- содержания – экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.;
- степени систематизации – обычные и кодификационные;
- объема регулирования – общие и специальные и т.д.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
Содержание воли господствующего класса, выражаемое в юридическом З., всегда определяется, в конечном счете, экономическими условиями существования данного господствующего класса. «При рабстве „закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов. При крепостных порядках „закон" разрешал крепостникам , только продавать крепостных... При капиталистических порядках „закон" разрешает „только" обрекать трудящихся на безработицу и обнищание, на разорение и голодную смерть» (Сталин И. В., Соч., т. 13, стр. 239–240).
З., устанавливаемые, изменяемые и отменяемые по воле людей, а именно – государственной властью, и охраняемые ее принудительной силой, нельзя смешивать с естественными и экономическими законами, которые существуют независимо от воли людей, не могут быть ими отменены или изменены, но могут быть познаны и использованы людьми в их интересах.
В юридических З. всегда находят свое отражение экономические законы, определяющие развитие общества при данном экономическом строе. Так, все современные буржуазные юридические З., в конечном счете, отражают основной экономический закон современного капитализма, заключающийся в обеспечении максимальных капиталистических прибылей путем эксплуатации, разорения, обнищания большинства населения данной страны, путем ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем империалистических войн и милитаризации народного хозяйства.
В современных условиях – в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, обострения борьбы между силами реакции и силами демократии – буржуазные З., вроде американского закона Смита, устанавливающего уголовную ответственность за одни прогрессивные убеждения, закона Тафта – Хартли, отнимающего у рабочих право на забастовку и препятствующего деятельности прогрессивных профсоюзов, являются одним из средств насаждения в империалистических странах реакционного режима.
Свойственное буржуазному обществу периода империализма разложение буржуазной законности находит свое выражение и в буржуазных юридических теориях, предлагающих, наряду с законом в т. н. формальном смысле (как именуются в этих теориях З., которые в соответствии с конституцией издаются парламентом), признавать также З. в т. н. материальном смысле, к каковым эти теории относят нормативные акты правительства. Такое деление З. на материальные и формальные является попыткой обосновать произвол правительства и других органов исполнительной власти в. буржуазных странах в преследовании сторонников социального прогресса, мира и демократии.
Категория З. в т. н. материальном смысле отражает сведение к нулю прерогатив парламента на издание З. и фактический переход законодательных полномочий в руки исполнительной власти.
Коренную противоположность всем З., выражающим волю эксплуататорских классов, представляют З. Советского государства, выражающие волю рабочего класса, всего советского народа, организуемого и направляемого Коммунистической партией Советского Союза.
Социалистические законы направлены на установление, закрепление и дальнейшее развитие порядков, угодных и выгодных трудящимся. В условиях победы социализма, когда уже нет эксплуататорских классов, социалистические З. выражают волю всего народа. Социалистические юридические З. являются одним из средств использования социалистическим государством в интересах трудящихся масс объективных экономических законов. Они играют творческую роль в укреплении и развитии социалистического базиса.
Содержание социалистического законодательства определяется основным экономическим З. социализма, существенными чертами и требованиями которого являются обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
В СССР юридический З. представляет собой нормативный акт, наделенный высшей юридической силой. Все иные правовые акты должны строго соответствовать З., издаваться на основании и во исполнение З.
В СССР законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом СССР, а в союзных и автономных республиках – Верховными Советами этих республик.
Следует различать основные, конституционные З. и обыкновенные З.
Основные, конституционные З. закрепляют общественное устройство, гос. устройство, определяют структуру и компетенцию высших и местных органов гос. власти, органов гос. управления, избирательную систему, основы правового положения граждан.
Основным З. в СССР является Конституция СССР 1936 г. (см. Конституция, Советская Конституция).
Конституция СССР представляет собой юридическую базу для текущей законодательной деятельности Верховного Совета СССР. Конституционные З. принимаются и изменяются в особом порядке. Так, для изменения Конституции СССР необходимо решение Верховного Совета СССР, принятое большинством не менее 2/з голосов в каждой из его палат.
Право, т. е. совокупность юридических норм, находит свое выражение не только в З., но и в различных подзаконных нормативных актах. При режиме социалистической законности З. является основным источником права (см.), регулирующим наиболее важные отношения людей в социалистическом обществе.
Источник: Советский юридический словарь
1.Не зависящая ни от чьей воли объективно необходимая связь между явлениями в природе и обществе, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром, внутренняя существенная связь между причиной и следствием. Это естественные законы, которые существуют в объективном мире вне зависимости от их признания, понимания, осознания человеком. Например, законы природы, законы движения планет и т. п.
2.Общеобязательное и непреложное правило, система нравственных устоев, норм, в том числе какой-либо религии.
3.В науке — общее положение какой-либо науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований. Научный закон — утверждение устойчивой взаимосвязи между определенными явлениями, неоднократно экспериментально подтвержденное и принятое в качестве истинного для данной сферы реальности. Познание законов составляет задачу науки. Законы науки действуют вне зависимости от решений органов власти и не могут быть отменены этими решениями. В муниципальном управлении существенными являются экономические законы, законы управления, развития общества и т. д. Их знание и применение в муниципальном управлении позволяют повысить результативность управления, исключить ошибки и риски, которые могут привести к социальным конфликтам и напряженности и (или) неэффективному использованию общественных ресурсов.
4.В праве — официальный акт правотворчества законодательного (представительного) органа государства, принимаемый по особой законодательной процедуре, обладающий высшей после Конституции юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Закон составляет основу системы права государства. Закон — это нормативно— правовой акт. В законе как источнике права всегда содержатся юридические нормы. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них. Как самостоятельный источник права закон сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю.
Выделяют следующие признаки закона:
— законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума (в настоящее время в РФ не применяется);
— законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни;
— законы принимаются в особом законодательном порядке. Принятие закона включает четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие, опубликование закона;
— законы не подлежат утверждению или контролю со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или уставной суд может признать закон неконституционным (не соответствующим уставу субъекта РФ), однако отменить его может только законодательный орган;
— законы являются основой, ядром правовой системы государства, они обусловливают структуру правовой системы, юридическую силу каждого из нормативно-правовых актов, иерархию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства характеризует важнейшую черту правового государства — верховенство закона в регулировании общественных отношений. При этом в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Будучи едиными по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы делятся на определенные виды. По значимости содержащихся в них норм законы делятся на конституционные и обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. В действующей Конституции РФ названо 14 таких конституционных законов. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании РФ. На принятый конституционный закон в соответствии со ст. 108 Конституции РФ не может быть наложено вето Президента. Обыкновенные законы могут быть кодифицированными и текущими.
К кодифицированным относятся Основы законодательства и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. В муниципальном управлении существенную роль играют Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487–1, Основы законодательства РФ
о культуре от 09.10.1992 г. № 3612–1, а для поселений в связи с предоставлением местной администрации поселений права осуществления отдельных нотариальных действий, а также Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462–1.
Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Бюджетный кодекс, Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс и т. п.). Нормы кодекса обычно исчерпывающе регулируют соответствующие отношения и не нуждаются в конкретизирующих эти нормы актах. Кодекс отличается меньшей по сравнению с Основами степенью абстрактности правовых предписаний. В кодексе помимо норм-принципов и норм-дефиниций содержится значительное число конкретных норм.
Законы могут классифицироваться также по содержанию. Такое деление в некоторой мере условно. Это связано с тем, что не во всех законах содержатся нормы однородного содержания. Есть законы, содержащие только нормы одной отрасли права (отраслевые). Наряду с ними действуют законы, имеющие комплексный характер, включающие нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни.
В федеративном государстве различаются по уровню органов государственной власти, принимающих законы, федеральные законы и законы субъектов РФ. Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ принимают законы по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах, установленных федеральными законами, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Допускается принятие законов субъектов РФ по предметам совместного ведения по вопросам, не урегулированным федеральными законами. При этом после принятия соответствующего федерального закона законы субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.
Данные положения имеют исключительно важное значение для законов субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ограничивает сферу правового регулирования законами субъектов РФ организации местного самоуправления, а также прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления только случаями и порядком, прямо установленными названным законом (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 131-ФЗ).
В зарубежной литературе можно встретить применение термина «закон (локальный)» по отношению к нормативно-правовым актам представительных органов местного самоуправления, однако в РФ такое употребление термина «закон» неправомерно.
О. Л. Савранская
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
Как самостоятельный источник права 3. сложился в далеком прошлом и пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме. Саксонское зерцало в средневековой Европе. Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма 3. в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за 3.. принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила. верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства и иным формам права. Провозглашение таких качеств 3. было обусловлено распределением законодательных и исполнительных функций между различными органами, сосредоточением законодательной власти в руках парламента, а исполнительной - правительства, президента или монарха. Лозунг верховенства 3. основывался на стремлении правящих кругов освободиться от мешавших им старых феодальных правовых норм и вместе с тем подчинить себе доставшийся в наследство от феодальной монархии судебный и административный аппарат.
В современный период, создавая видимость уважения к 3.. правящие слои нередко игнорируют его верховенство. Все более усиливается значение органов исполнительной власти и падает роль парламента, для которого характерны гласность и демократичность законодательной процедуры, наличие оппозиции, препятствующей во многих случаях принятию непопулярных решений. Распространенная ныне на Западе теория деления 3. в формальном (т.е. акты парламента) и материальном смысле (все акты принципиального характера, включая и решения правительства) служит обоснованием для фактической передачи ряда законодательных полномочий исполнительным органам (см. также Делегированное законодательство).
3. - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он регламентирует наиболее важные, принципиальные отношения в обществе. устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. В 3. выражаются главные экономические, политические и иные потребности общества, интересы личности. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах 3., развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
3. принимаются: в РФ - ГД, в ее субъектах - их высшими законодательными органами, в США - палатой представителей Конгресса и т.д. Кроме того, Конституция РФ, а также конституции ряда зарубежных стран предусматривают возможность принятия 3. путем всенародного голосования (референдума). В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством 3. должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, его права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, борьба с преступностью, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира. борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, СМИ и некоторые другие.
3. обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Это означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить 3. Принятие нового 3. неизбежно влечет необходимость отмены или изменения всех других актов, которые противоречат содержанию 3. Сам же 3. может быть отменен либо изменен лишь тем органом, который его принял. Высшая юридическая сила 3. означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить, т.е. должны быть подзаконными. В случае противоречия 3. любой правовой акт признается недействительным. Верховенство 3., подчинение ему всех иных нормативных актов является определяющим моментом для единства законности в стране.
В отличие от всех иных актов высшего органа законодательной власти (постановлений, обращений, деклараций) 3. всегда является нормативным, т.е. содержащим нормы права. Для 3. характерен особый порядок его принятия - специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие 3. и его обнародование (см. Законодательный процесс).
Наивысшей юридической силой среди всего массива 3. обладает конституция, а также 3., вносящие изменения и дополнения в конституцию. Будучи основным 3. государства, она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему.
Второй вид - это конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например во Франции, их называют органическими законами). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным "продолжением" конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения. Для конституционных 3. установлена более сложная процедура (в РФ для их принятия и утверждения соответственно ГД и СФ необходимо квалифицированное большинство голосов). Кроме того, на принятый конституционный 3. не может быть наложено вето президента.
Обыкновенные 3., издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу 3. Обыкновенные 3., в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. Кодификационный 3. обладает рядом характерных черт: а) он регулирует наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства; б) охватывает значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.); в) представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой, действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальных отношений, назревшими потребностями развития общества; г) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия; д) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный 3. чаще всего возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства; е) всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.
Кодификационные 3. могут выражаться в различных формах. Одна из них, активно используемая в законодательной деятельности РФ - основы законодательства. Это федеральный акт, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами РФ. Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, имеют крупные, обособленные разделы, главы. В них ставятся цели. единые для всех субъектов Федерации принципы регулирования. даются определения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере.
В РФ приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре. Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.
Чаще всего используемый вид кодификационного 3. - кодекс. Это крупные сводные акты, детально и конкретно регулирующие определенную сферу отношений и подлежащие непосредственному применению. Кодекс либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (УК), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (ГК, КЗоТ). Наряду с принципами и дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание. Кодекс - оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенной теме, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Ныне во главе большинства отраслей федерального законодательства РФ стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях они принимаются также и субъектами РФ. Так, в Башкортостане действует более 10 кодексов. Среди них жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о СМИ и др.
Кодексы подразделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это УК, УПК. ГК, КЗоТ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены концепцией, общими принципами регулирования (ЛК, КТМ, ТУЖД и др.).
В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме 3. без дополнительного наименования (например. 3.о государственных пенсиях.3.об образовании, 3. об основах государственной службы и т.д.). Отнесение такого 3. к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования, направленности на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл. Учитывая федеративный характер российского государства, различаются 3. федеральные региональные (субъектов Федерации). В случае их расхождения действует федеральный 3.
Отдельный вид - так называемый модельный 3. - типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений. Модельные 3. используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.) либо в определенное конфедеративное сообщество государств. Активно используется практика подготовки и издания модельных 3. Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США такие акты являются рекомендательной основой законодательной деятельности отдельных штатов США.
Можно делить 3. также по времени их действия на постоянные и временные. Действие 3. - обязательность его исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, организаций и иных субъектов права. Различают действие 3. во времени, в пространстве и по кругу лиц (см. Действие нормативного акта).
Источник: Энциклопедия юриста