Требование законности - главное, определяющее в требованиях к деятельности сотрудника ПОО. При множественности факторов, влияющих на условия, в которых он осуществляет свою ПД и недостатков в них (трудности жизни общества, коррупция, организованная преступность, недостатки законодательства, деформации в психологии и деятельности части сослуживцев, недостатки в управлении и критериях эффективности деятельности, служебные перегрузки, провоцирующее поведение части правонарушителей, невысокий уровень материального вознаграждения и др.), решающую роль все же играет личность самого сотрудника. Поэтому, наряду с устранением объективных факторов, подталкивающих к нарушениям законности, необходим личностно-развивающий подход в укреплении законности. Соблюдение или нарушение законности – не изолированное проявление какого-то отдельного качества сотрудника, а всего внутреннего мира его: сознания, мировоззрения, правосознания, личной правовой позиции, морально-психологической подготовленности, профессионального мастерства, правовой интуиции и др. обусловленность. Поэтому в фактах соблюдения или нарушения законности отражаются и все результаты работы с персоналом, их психолого-педагогическая действенность. Специального внимания требует формирование и совершенствование у сотрудников: а) умений и привычек постоянно видеть государственные, моральные, гражданские аспекты своей ПД и каждого своего поступка и действия; б) понимания исключительной важности укрепления законности и правопорядка исключительно правовыми средствами; в) отношения к любым правонарушениям, в том числе и нарушениям законности, как затрагивающим личностно значимые ценности, как к угрозе реализации программы своей жизни; г) соединения в сознании строжайшего соблюдения законности как высшего проявления профессионализма, правовой культуры, а их нарушений - как грязного, аморального, асоциального факта, подрывающего в корне профессиональный престиж и профессиональную гордость; д) таких профессиональных качеств, как стремление к истине, к торжеству социальной справедливости, человеческое и уважительное к гражданам и их правам, профессиональная преданность, верность предписаниям права, морали, этики, вопреки иным влияниям и соображениям. Особое внимание следует уделять упрочению убеждений сотрудников в том, что: обеспечение конституционных прав граждан и неприкосновенности личности - их главная задача, а борьба с преступностью - способ ее решения; никакие соображения «служебной целесообразности» не могут быть оправданием нарушений законности; нет «маленьких» и «больших» нарушений законности; профилактика преступлений, справедливость, гуманность, а не ужесточение репрессий - стратегическое направление в создании правового государства в России.
Необходим и личностно-обучающий подход, ибо причиной части нарушений законности выступают недостатки профессиональной подготовки. Ими обусловлена часть незаконных отказов в возбуждении и прекращении уголовных дел, возбуждении уголовных дел по малозначительным и не представляющим большой общественной опасности фактам, необоснованных задержаний, обысков и арестов, случаев неосторожного и неправомерного применения оружия, грубости, неуважительного отношения к гражданам, нарушения служебной этики и морали. Следует включать в систему подготовки сотрудников достаточное число занятий по вопросам права и законности, периодически принимать зачеты по вопросам законности, знанию правовой базы работы. Заслуживает повышенного внимания формирование умений (Н.Л. Гранат): анализа фактических обстоятельств, которые образуют состав данного дела и решения вопросов об относимости их к юридическому составу (проступок, правонарушение, преступление), выбора правовой нормы (принципа) и удостоверения в правильности их текста, толкования юридических норм применительно к конкретным ситуациям, принятия решений и др.
Вторая группа факторов, - социально-психологических, - требующих внимания и находящихся в компетенции и возможностях руководства ПОО – психология коллектива сотрудников: уровень социально-психологического коллектива, его правовая психология, здоровое коллективное мнение по вопросу соблюдения законности, товарищеская взаимопомощь и требовательность в неуклонном соблюдении законности каждым сотрудником и ликвидации предпосылок к возможным нарушениям ее. Необходимо развенчание ложных мнений по вопросам законности (типа: «соблюдение законности мешает делу; это искусственный барьер на пути к успешному решению задач», «не нарушая законность, нельзя повысить уровень раскрываемости, профилактики и пресечения преступлений», «нормы и требования законности придуманы кабинетными людьми, которые не понимают сложности практических задач борьбы с преступностью», «люди, с которыми нам приходиться иметь дело, не заслуживают того, чтобы в отношении к ним соблюдать что-то: они не соблюдают законы, а мы в отношении их должны соблюдать?», «с нас спрашивают много, а прав дают мало» и т.п.).
Третья группа, то же социально-психологической природы, - специальная работа руководства коллектива ПОО по укреплению законности и безукоризненная личная примерность в их соблюдении, в том числе – в отношении сотрудников. Сильное психолого-педагогическое воздействие на персонал оказывает практика реагирования руководителя на факты нарушений законности и предпосылок к ним.
Идея соблюдения законности, как натянутая струна, должна постоянно звучать во всей жизни и деятельности персонала ППО и его руководства.
(А.М. Столяренко)
Литература: Методические рекомендации для руководителей горрайорганов по обучению и воспитанию подчиненных в духе строжайшего соблюдения законности // Партийно-политическая работа: 1985. Сборник №2; Прикладная юридическая психология….С. 275-280